Явления, наблюдаемые в организме и в окружающем мире, сознание воспринимает двояко. С одной стороны, личность может фокусировать внимание на чем-то в связи с собственным интересом. При необходимости, продиктованной выполнением тех или иных работ, обязанностей и т.п. происходит совмещение взаимодействия сознания и рефлекторно-личностных комплексов человека, которые реализуются благодаря работе личностного ума.
Однако, личностный ум эго - всегда участник первичного отклика, реализуемого животной системой. Поэтому состояния организма и психики, при отсутствии предварительной подготовки к деятельности, формируются с участием множества программ рефлекторного отклика личности, заложенных в нейронно-сетевых структурах коры.
Первой задачей для коррекции этих процессов является повышение осознанности. Это происходит при предварительной подготовке к деятельности. Человек уясняет задачу, рассматривает взаимосвязь этой задачи с другими задачами ведения жизни и выполнения работы, оценивает срочность и трудоемкость. Человек оценивает и понимает свое внутреннее состояние.
И здесь целесообразно принять идею задействования сознания (консолидации сознания) после полного абстрагирования от текущих проблем для выполнения в мыслях предстоящей работы. Если это интеллектуальная работа, то целесообразно расписывать в виде блок-схемы и рисунка все мысли и последовательность доводов, отражающих логические построения. На них накладываются решения в виде новой схемы, обобщающей первую и, возможно, корректируя ее.
Такой подход позволяет выполнить работу с нужным вниманием сознания, благодаря эффективному использованию зрительного тракта, передающего информацию в сознание напрямую.
Когда рисунок с пояснениями для себя о том, что и как следует рассмотреть и что и как логически взаимосвязано, начинает превращаться в блок-схему, отражающую идеологию, рассуждение и взаимосвязь будущих процессов, то происходит более глубокое осмысление предстоящего исследования, процесса решения логической задачи, процесса принятия решения при многих факторах и т.д.
Сложение одного, первичного рисунка или схемы со следующей, которая отражает и обобщает предыдущую, позволяет сознанию лучше уяснить логические взаимосвязи в суждениях, понять логику построения будущего расчета или логику принятия решения. После этого целесообразно учесть внешние факторы и условия деятельности, стоящей задачи или исследования, внеся их в схему и рассмотрев во всех аспектах.
Сознание не может сразу охватить множество сторон одного и того же процесса. В первичный вариант "прорывается" сначала личностный ум или готовый шаблон в мышлении, например, подход к составлению плана деятельности при определении приоритетов на ближайшие полгода.
Любая задача, связанная со смысловой работой и расчетами, решениями должна быть разбита на автономные, по возможности, части. Каждую часть целесообразно рассмотреть с разных сторон, задав паузу в подготовке суждения или оценки. Это ключевой момент в работе сознания человека по генерации логического вывода.
С разных сторон, при разных подходах, вариантах и результатах. После этого обобщить варианты и выбрать несколько приемлемых. И так на каждом этапе дробления задачи и ее обобщения, объединения ее частей. Если нет разбиения на автономные части, то нужна целостная картина проблемы или задачи для поэтапного рассмотрения с разных сторон, с разных позиций и с разными суждениями.
Эта "процедура" позволяет понять давно известное под другим углом и в другом "ракурсе», когда появляются ранее не замеченные взаимосвязи и взаимозависимости. Разработка метода "многостороннего восприятия", назовем его так, весьма индивидуальна и зависит от навыков и особенностей восприятия и мышления человека. Но главным аспектом осознанности здесь является возможность многократного рассмотрения проблемы в целом и под разными "углами".
Приведенный выше вариант задействования возможно все более общего ресурса сознания и консолидация его способностей по генерации умозаключений и выводов позволяет достаточно быстро проработать осознание человеком стоящей задачи, творческого проекта или процесса предстоящих действий с выполнением многих действий, включая физические.
Сознание человека строится по определенной иерархии, от простого к сложному. Это отражено в предложенном в текстах подходе об уровнях сознания.
Но есть, видимо, осознанность общего восприятия, когда многое неизвестно, но человек понимает с чего начать и что необходимо подобрать в плане информации, собственного понимания и осмысления. Это общее и неизвестное формируется в сознании за счет работы ВК, получающего "подсказку", когда нет силовых состояний устремленности, страхов, тревожности, нет дефицита времени и возобновлен интерес к стоящей или изучаемой проблеме, или конкретной задаче.
Состояние "бесстрастности ясного ума" необходимо формировать, осознавая, какие привычные напряжения формирует личность при наличии предстоящей работы, задачи, интеллектуальной нагрузки. Нужно осознанно, применительно к своим привычным напряжениям по различным группам мышц тела внимательно "просканировать" его и понять, проявилась ли устремленность или другие силовые состояния. Важно помнить, что адресная работа сознания по расслаблению групп мышц и "своих" личностных напряжений готовности преодолевать, "скукожиться", сжать шейный отдел и поднять диафрагму должна быть проведена с интересом на основе самоощущений и привычной динамики организма и психики.
Выделив привычные группы, человек может легче освоить практику перехода к состоянию "бесстрастность ясного ума" при нужных мыслительных операциях. К ним относится абстрагирование в наиболее полном варианте и освобождение сферы внимания сознания от текущих дел, сопутствующей им информации и от эмоций. Состояние диафрагмы и межреберных мышц, состояние мышц шеи, мышц у основания черепа, мимических мышц и мышц плечевого пояса рассматриваются в этой работе в первую очередь.
За этим идет рассмотрение состояния мягких тканей ротовой полости и носоглотки, мягкого неба. Исключить "принюхивание" с подъемом мягкого неба вверх позволит концентрация внимания сознания на нем с пояснением организму, что отсутствуют опасности для физического тела, отсутствует неопределенность в действиях и результатах. Все предстоящее - смысловые задачи.
При концентрации внимания сознания на этом процессе в полном объеме, без отвлечений, процесс снятия напряжений по мягким тканям ротовой полости и носоглотки идет быстрее. Свое, привычное нужно осознавать для достижения полноты состояния бесстрастности ясного ума. Сознание здесь не спит, но организм подходит к такому состоянию по мышцам, органам и тканям, когда наступает полный отдых. Это комплексное состояние, которое предшествует состоянию перехода организма ко сну. Но сознание сохраняется ясным. |