Целостность информации в сознании – условие саморазвития.
Для понимания полноты картины задач ведения жизни целесообразно процесс восприятия, обработки информации в сознании выделять как отдельный и определяющий процесс работы и развития сознания человека. И здесь важно остановиться на понятии целостности, как категории. Определим категорию целостности как качественную форму и высокий уровень организованности и взаимосвязанности предмета или процесса. Применительно к информации, доступной для восприятия и понимания человеческим сознанием, это означает, что необходимо выделять некое «целостное информационное пространство». Это пространство используется разумом человека для познания реальности, решения стоящих жизненных задач и собственного развития.
На практике для успешного решения задачи человек стремится сначала изучить и понять ее условия, увидеть их в целом, во взаимосвязи. Используя свои знания и представления, учитывая значимые условия, человек приступает к решению задачи и получает результаты, в той или иной степени отражающие правильность его подхода, организации восприятия и мышления. В каждом конкретном случае у человека есть свой подход к решению задач, но начало всегда опирается на стремление увидеть картину в целом, изучить и понять взаимосвязи и взаимозависимости.
Картина мира целостна, и ее целостное восприятие на логически-смысловом уровне позволяет избежать дробления общего пространства информации, фрагментации работы сознания и потери управления от ВК. Когда человек в ходе восприятия информации использует предпочтения личности, опирается на личностные окончательные оценки, то он может лишиться полезной информации и сделать ошибочные выводы. Что происходит при дроблении «поля информации»? Человек, опираясь на рефлекторно-личностные реакции в ходе восприятия сразу дробит реальность на «плохое/хорошее», «правильное/не правильное», «приятное/не приятное», «интересное/скучное» и т.п. На таком раздробленном «поле информации» до завершения процесса смыслового восприятия и понимания работа ВК невозможна.
Человек разделяет поступающую информацию об окружающем мире на некоторые противоположности, его личность принимает одну из сторон. На ней концентрируется внимание сознания, и ресурсов сознания для понимания остальной информации становится недостаточно. Более того, вся остальная информация «выпадает» из сферы внимания сознания человека и превращается в «не правильное», даже «враждебное», «не важное», «не заслуживающее внимания». Так в сознании происходит разделение информации, что ведет к фрагментации его работы.
Последствия фрагментации работы сознания понятны, остановимся на значении целостности поступающей информации и самого процесса смыслового восприятия. Для разумной управляющей системы (РУС) принципиально важна целостная общая картина, а не воззрения личности, стереотипы восприятия и личностные комплексы, которые ведут к дисбалансу организма и психики, потере важной информации для разумных решений, анализа новой информации и обновления старой.
Таким образом, необходимо сохранять «чистоту» и полноту информации, которая не трактуется личностью в ходе ее восприятия и обработки. Полнота информации, ее достоверность и своевременность являются системным условием для всестороннего обоснования своих взглядов и принимаемых решений, для процесса развития способностей сознания.
Целостность пространства доступной для сознания информации, ее анализа, формирования выводов, новых взглядов и идей означает способность к саморазвитию и самодостаточности в той мере, в которой человек может проявлять самостоятельность и инициативность работы сознания. Возобновляемый интерес сознания к процессу жизни, возобновляемые смысловые мотивации познания и развития в циклах повседневной жизни и деятельности возможны при целостности смыслового восприятия и мышления человека без фрагментации «информационного поля» и формирования силовых состояний. Это условие, позволяющее полнее и точнее понимать реальность и задачи ведения жизни от разумной управляющей системы, ее высокоорганизованного уровня – ВК.
Неосознанность собственного жизненного процесса, сфер интересов и потребностей, неосознанность своих внутренних состояний, процессов своего восприятия и мышления связаны с нарушением целостности информации в сознании человека, целостности работы самого сознания, связаны с силовыми состояниями, формирующимися при перехвате управления животной управляющей системой.
Процессы развития сознания человека целесообразно связывать с практикой целостного восприятия реальности и себя, когда в сознании человека формируется и удерживается целостная картина его жизненного процесса и конкретных задач ведения жизни. Здесь важно управлять вниманием сознания, не допуская его концентрации на «плохом» или «хорошем» до завершения процесса восприятия информации и получения общей картины. Большую роль в этом процессе управления от ВК играет задача выделения и осмысления стереотипов, которые формировались с раннего детства и не подвергались критическому анализу.
Приступая к ведению жизни от РУС на основе системного подхода, целесообразно систематически изучать и оценивать все «информационное поле», доступное для понимания нашего сознания. К нему следует относить информацию о каждой сфере жизни, все, что мы осознаем в себе, в своем прошлом и настоящем. На этом «поле» существуют островки не осознанного, к которым относятся и стереотипы, сформировавшиеся с раннего детства. Они во многом и формируют неосознанность множества процессов и задач нашей жизни, нашего мышления и нашего поведения.
Продолжение следует. |