Смысл жизни и ведение жизни с точки зрения разумной управляющей системы (РУС).
С точки зрения современной науки человек является сложной системой, открытой для обмена с внешним миром. Имея физическое тело и набор жизненных систем организма для ведения жизни и воспроизведения вида, человек способен к познанию, самоосознанию, саморегуляции и самоорганизации.
Кроме физического тела и его жизненных систем, биохимии человек имеет информационную составляющую, связанную с сознанием, способностью воспринимать информацию, генерировать умозаключения и выводы, формировать образы любой реальности, фантазировать. Сфера его психоэмоциональных реакций связана с первичными программами самосохранения особи и вида, когда главной составляющей жизненных задач является выживание. Вторичные эмоции формируются по мере развития личности и личностного ума. Это важно понимать, поскольку наслоений информации в чувственных и эмоциональных сферах человека множество и человек не может сам разделить все по принадлежности и функциям.
Первичной, с точки зрения эволюции, была гормональная регуляция, но по мере развития нервной системы сложилась единая нейрогуморальная система управления организмом для успешного эволюционирования. Вторая управляющая система зародилась на основе способности человека к абстрактному мышлению и является разумной управляющей системой (РУС). Эволюционно эта система очень молода и не имеет практики устойчивого управления жизнью человека и самопознания до уровня первичных задач смысла бытия человека и человеческой цивилизации. Практика приближения к V уровню организации сознания позволяет наметить некоторые ориентиры, возможности реализации человеком своей Индивидуальности (в религии в широком смысле слова Индивидуальность — это душа).
На первый взгляд современный человек обладает всем необходимым для активной самоэволюции и раскрытия своего сознания для мудрого ведения жизни, полезной реализации Индивидуальности в ходе освобождения себя от комплексов личности, болезней, конфликтов и смерти. В ходе эволюции человек достиг уровня восприятия разнородной информации и стал более восприимчив к новому и более организованному потоку информации благодаря коммуникациям и компьютерным технологиям. Но это достижения внешнего мира, то есть ресурсы сознания людей направлялись на внешний материальный мир, внутренний мир человека оставался малоизученным и непонятным.
В связи с этим можно выделить системную задачу для перехода к V уровню развития сознания - глубокое изучение и понимание своего внутреннего мира, своего личностного ума, комплексов ЭГО и организма со сложившимися психосоматическими проявлениями личностного мировоззрения.
Тайна зарождения живого, развития сознания, включая понимание его физической сути, являются задачами высокоорганизованного сознания, когда возможности нейрогуморальной регуляции находятся под управлением сознания, а сам процесс самоорганизации является жизненной задачей на уровне повседневного ведения жизни и интереса разума к ее совершенствованию.
Важно помнить, приступив к системным преобразованиям основных сфер жизни и собственного мировоззрения, что возможности разума существенно ограничиваются, когда человек формирует эмоции и переживания. Сложные процессы работы ВК прекращаются, человек "проваливается" на очень примитивный уровень восприятия и мышления, когда работают стереотипы и программы рефлекторно-личностных комплексов, то есть эго человека.
Поэтому необходимо изучать механизмы формирования эмоций, задействования гормональной системы и пути самокоррекции, обеспечивающей ясность работы сознания и устойчивость психофизиологического баланса. Изучать необходимо личностный ум, его особенности работы и механизмы влияния личностного ума на процессы восприятия реальности и себя. Человек не уделяет должного внимания изучению своего восприятия, сложившихся правил и сопутствующих внутренних состояний.
Между тем, восприятие - важнейший процесс деятельности человека в информационную эпоху эволюции сознания. Если восприятие рефлекторное, то процессы получения информации являются неполными, в сознание часть информации не попадает. Отсюда множество ошибочных суждений, выводов и действий, приводящих к проблемам, конфликтности, нереализованности, отрицательным результатам.
Практика исследования работы личностного ума показала, что это "ум ЭГО". Он максимально приближен к программам ИРБ (ИРБ - инстинктивно-рефлекторная база) человека, рефлекторно-личностные комплексы человека "вплетены" в процессы отражения реальности и формирования выводов и оценок. Личностный ум ориентирован на проекции программ самосохранения особи и вида. Подсознательно человек опирается на них в случаях необходимости проведения критического анализа взглядов и решений личности, результатов действий на основе решений рефлекторно-личностных комплексов, образующих эго во всех его проявлениях.
Согласно задачам самосохранения, человек должен хранить и ограждать от внешнего воздействия себя, все обретенное, накопленное и созданное, в том числе, накопленный опыт и знания личности. Это означает, что личностный ум, оберегая эго, не подвергает в полной мере анализу решения эго и последствия этих решений. Он не готов всесторонне анализировать мировоззрение личности и его изучать, корректировать, обновлять. Личностный ум - хранитель многих взглядов и опыта личности, не подвергая их критическому анализу. Выделим его особенности, на которые необходимо обращать внимание при коррекции восприятия и мышления.
1. Личностный ум часто занят конкретной задачей по запросу личности. Редко это связано с истинными потребностями человека и кругом необходимого и разумно достаточного.
2. Личностный ум ориентирован на сферы интересов личности. Они в нем закреплены, при восприятии информации внимание сознания уводится на эти сферы интересов, нередко в ущерб общей картине и целостному восприятию, и пониманию проблемы, процессов внешнего мира и отношений в нем.
3. Личностный ум опирается на предпочтения, вкусы, стереотипы и шаблоны личности, нередко уводит внимание сознания на внешние условия и причины проблем, ограждая эго от анализа своих решений и признания ошибки.
4. Личностный ум зависит от эмоциональных проявлений личности, эго человека определяет через личностный ум приоритеты, объекты концентрации внимания сознания.
5. Личностный ум использует интеллект и возможности получения информации из Сетей для подготовки обоснования позиций эго, взглядов, убеждений и действий.
6. Личностный ум склонен к сортировке информации по "принципу таламуса", это означает, что часть информации извне отфильтровывается и выводится из сферы внимания сознания по признакам: "трудно", "неприятно", "непонятно", "неинтересно", "незнакомо" и т.п., что ведет к нарушению главного принципа работы разума с информацией. Это требования к информации для разума: полнота, достоверность, актуальность, своевременность.
Рассматривать личностный ум и его принципы работы целесообразно с позиций представления человека как открытой информационно-биологической разумной системы. Такая система обладает способностью к самоорганизации и самоэволюции во взаимодействии с окружающими структурами мира и самой творящей Системой. Для этого необходимо постепенно избавляться человеку от власти эго и его ума. Личностный ум развивается вместе с мозгом и организмом человека. Он позиционирует себя как единственное разумное начало. Особенно это закреплено у ортодоксальных материалистов - атеистов. Целостность мира в его системных взаимосвязях и бесконечном разнообразии недоступна для личностного ума, что приводит к искажениям восприятия и понимания человеком себя и окружающей реальности.
Целесообразно исследовать личностный ум еще и с точки зрения позитивных программ, закрепленных в рефлекторно-личностных комплексах с детства. Эти программы могут отражать воспитанное с детства критическое отношение к себе, самодисциплину, правила ведения хозяйственной деятельности в повседневности, а также аккуратность, обоснованность суждений, требования к распорядку дня. Эти программы усваиваются и как условно-рефлекторные и как программы личностного ума с точки зрения механизмов восприятия задачи, планирования простых действий повседневности и требовательности к себе. Это отражение программ воспитания с периода раннего детства и часть из них не осознается человеком.
В целом же исследование личностного ума позволяет человеку осознать, что при продвижении к высокоорганизованным уровням сознания человек блокирует процессы развития своего сознания путем постоянного задействования личностного ума, его правил генерации умозаключений и выводов. Это ограничивает свободу сознания в инициативном познавательном поиске, а стереотипы, опорные для личностного ума, не позволяют сформировать целостную картину процесса или рассматриваемой проблемы для ее полноценного решения.
Аспект полного самоосознания с выходом на понимание своей Индивидуальности и задач, выбранных ею в жизни, включая пройденный жизненный этап, можно рассматривать тогда, когда личностный ум изучен, а механизмы его работы осознанны. Тогда мировоззрение личности становится более пластичным, а процессы переосмысления мировоззренческих позиций становятся интересны и познавательны. Раскрепощение сознания здесь подобно пробуждению, когда человек привычное и известное видит в новом свете, в новом качестве со множеством взаимосвязей между действиями, мыслями, откликами и отношениями.
Здесь важно помнить о задаче повышения осознанности во всех аспектах жизни и деятельности. Сознание может быть мощным помощником лишь тогда, когда человек научился управлять вниманием своего сознания и его концентрацией. Для этого необходимо рассмотреть следующие идеи.
Первичный отклик на информацию извне формируется ИРБ с помощью личностных комплексов, провоцирующих животную систему домысливанием, мнительностью, обидами, устремленностями личности.
Покой в организме и психике позволяет более полно сконцентрировать внимание сознания и удержать его некоторое время в высокой концентрации. Тогда понимание процесса, изучаемого сознанием, обретает несколько уровней, включая "подсказки" Системы.
На первых уровнях известная информация сортируется и формируются выводы. На более высоких уровнях происходит генерация новых умозаключений в виде суждений, оценок, выводов с той или иной вероятностью. После этого мозг переходит в состояние торможения генераций умозаключений и начинает готовиться к формированию новых умозаключений.
Они формируются в виде компиляции информации, поступающей в сознание человека от Системы. Не факт, что эта компиляция информации приведет к великим выводам и новизне идей. Многое зависит от уровня организации сознания, уровня избыточности организма, его биохимии и других факторов.
Чем полнее сбалансирован человек и чем свободнее он от избыточных состояний и избыточной информации, тем активнее может идти процесс логически правильной компиляции информации, поступившей в сознание. Иначе "на выходе" будет бессмысленное наслоение слов и логических умозаключений без связей друг с другом.
Это, безусловно, примерная картина работы сознания во взаимодействии с Системой. Сам вопрос для Системы, процесс поиска решения могут быть объединены, а могут быть дистанцированы, что важно помнить при формировании собственных умозаключений и выводов, которые могут быть использованы для вопроса к Системе. Бесстрастность ясного ума, интерес к жизни и отсутствие "силовых состояний" устремленности, породивших избыточность организма и психики, - системные условия для последовательного вхождения в работу с Системой.
Могут быть другие варианты получения новой информации, когда после мощной мыслительной деятельности человек переходит к отдыху и к нему "приходит" точная информация как ответ или готовое решение. Все это - информационные процессы, которые не должны перекрываться личностным умом с шаблонами и стереотипами мышления, и властью человеческого эго.
Сознание, при формировании целостной картины жизненного процесса, со временем, подходит к осмыслению вопроса о смысле этого процесса и задачах человека, которые надлежит решать. Это естественный процесс осмысления и самоосознания, порождающий смысловой позыв найти причинность и смысл процесса.
Здесь стоит обдумать идею о необходимости развития разума от уровня человека до уровня сообщества, образующего планетарный разум с совокупной мощью всех участников. Подобием этого процесса является нейрон и формирование нейронных взаимодействий, образующих нейронно-сетевые структуры в коре мозга. Совокупная мощь такой общей сети несоизмерима с возможностью одного нейрона.
Так и с жизнью человека с точки зрения закономерного хода эволюции сознания. Если разум отдельных людей приблизил, в ходе своего развития, человека к пониманию своей Индивидуальности, то объединение Индивидуальностей, подобное нейронам в коре, начнет обладать новым качеством сознания, то есть произойдет переход на новый уровень организации и развитии разума.
Обладая духовной сферой, в отличие от изощренного интеллекта, свободного от духовной ответственности за действия и ответственности перед будущим, такой разум начнет реализации в своей созидательной основе, то есть творить.
Этот процесс может быть гармоничным при устойчивом взаимодействии с Системой, то есть с Творцом. Так, примерно, может выглядеть подход к пониманию смысла существования человека и человеческого сообщества с точки зрения разума, имеющего созидательную природу. |