Часть I. Осознанная деятельность.
Действия в повседневности не осознаются в полной мере человеком чаще всего по причине невнимания к ним и в связи с отсутствием к ним интереса. Подготовка к такой деятельности проводится самим организмом без активного участия сознания, привлекаются лишь шаблоны отклика или простого действия, хранящиеся в нейронно-сетевых структурах коры, проще говоря, в нейросети мозга.
Если предстоят какие-то сложные, протяженные действия и требующие умственных и физических затрат, то подготовка к ним идет на всех уровнях: физическом, биохимическом и информационном путем задействования арсенала стереотипов и правил восприятия и мышления. Активизация запуска такого подготовительного процесса происходит при росте возбуждения нервной и эндокринной систем организма. Это происходит на фоне включения нейросети в активный процесс мышления, выработки плана действий и рассмотрения дополнительной информации.
И здесь целесообразно рассмотреть процесс перехода мышления человека из "пассивно-автоматического" состояния обеспечения исполнения простых действий к общей активизации выполнения программы активных действий. Дело в том, что эволюционно человек всегда опирался на определенный опыт и навыки в первую очередь, то есть на известное, лишь затем пытался искать новые пути решения и организации действий.
Это означает, что сначала в дело идут шаблоны и их более сложные конфигурации - стереотипы, они усложняются, комбинируются и формируются в виде готовой программы мышления и последующего действия. При этом организм готовит себя к энергозатратам, синтезирует соответствующий набор гормонов и незаметно для человека подключает мобилизационную программу (ее часть, конечно) физиологических ресурсов. Это означает, что в обход осознания человеком внутренних процессов в организме, происходит рефлекторное формирование силовых состояний и соответствующих очагов возбуждения коры мозга.
Пока эти процессы не идут активно и заметно, человек не осознает, что возбуждение пошло вверх. Если дополняется этот процесс психоэмоциональным откликом - реакцией на реальность, на предстоящую активность и условия деятельности, то возбуждение скачком переходит рубеж, за которым уже невозможно получить состояние "бесстрастности ясного ума". Это объясняется тем, что животная система требует формирования готовности к действию, а это означает для нее энергоемкоемкое, напряженное состояние организма, активность возбужденной психики, способной обеспечить опережение предстоящего события путем формирования силового состояния готовности к свершениям.
Поэтому особенностью осознанной саморегуляции от РУС при подготовке к деятельности, включая и разработку новых идей и планов реализации, является специальное и осознанное "самоторможение" для внесения корректив во внутреннее состояние организма и психики.
Оно должно воплощаться в фокусировке внимания сознания на внутренних состояниях и ощущениях, которые необходимо осознавать и понимать их причины. На практике это можно воплощать в осознанной паузе между восприятием стоящей задачи и формированием ее решения, формированием плана его реализации. Здесь важно помнить, что животная система не способна формировать интерес к производимому и предстоящему.
Это прерогатива разума, но для этого необходимо время для самоосознания ощущений и состояний, формирования равновесного состояния без устремленностей и силовой напряженности в готовности к свершениям. То есть начальным условием должно быть равновесное состояние, формируемое самостоятельно, инициативно и правильно. Информации об этом достаточно, важно помнить об этом и понимать значение микроощущений, начальных состояний генерации в готовности к чему-либо.
Перевод внимания сознания на дыхание и ощущения в солнечном сплетении позволяет спокойно подготовить организм и психику к необходимому объему работ без животных генераций. При этом начинать надо с понимания смысла и значения предстоящих действий. Ожидаемые результаты этих действий необходимо представлять в своем сознании во взаимосвязи с другими задачами ведения жизни, формируя всегда целостное видение текущего процесса и последующих событий, результатов и состояний организма и психики.
Осознанность такого целостного процесса позволяет своевременно оценить важность и значимость предстоящих действий или понять их нецелесообразность или их несрочность. В отношении работы сознания именно осознание микроощущений позволит правильно понять состояние собственного организма, мозга и других систем. Это выводит человека на простые решения самостоятельной коррекции внутреннего состояния, формируя более экономичный процесс деятельности.
Часть II. Осознанность и понимание микроощущений для задач управления внутренними состояниями.
Сегодня между интеллектуальным и духовным познанием мира не существует единства. Нет единства и между познаниями о своем организме и пониманием его.
Человек представляет собой информационно-биологическую систему, способную к самоосознанию, саморегуляции и саморазвитию. Но в единой и целостной картине движения жизни человек, зачастую, упускает из сферы своего внимания выделение, осмысление и понимание своих внутренних состояний и ощущений, их причин и их коррекцию.
Ведение жизни от РУС позволяет сформировать более экономичным жизненный процесс, если оно опирается на понимание человеком основ строения своего организма и психики, своих ощущений и внутренних состояний. В первой части мы сослались на необходимость понимания самоощущений. Остановимся на задачах развития этого понимания и его значении.
Для развития понимания своих ощущений необходимо уметь фокусировать внимание на ощущениях по организму. При этом не допускать сползания к животному восприятию ощущений на психоэмоциональном уровне типа: «У меня тут что-то стреляет». Животное восприятие ощущений сразу передает управление от ВК к ИРБ, а личность включает домысливание, ожидание худшего, провоцируя целую биохимическую волну в организме. Избежать животного восприятия ощущений позволяет осознанное воспроизведение интереса к изучению сигналов по организму и их причин. Это возможно при небольшом навыке понимания себя и простых знаниях о строении организма.
Далее срабатывает стереотип, который заключается в стремлении тут же обратиться к врачу для проведения диагностики. То есть сам человек, тем самым, выключает познавательную инициативу своего сознания для понимания сути процесса, происходящего в организме. Все процессы находятся в движении и изменении. Они взаимосвязаны и во многом зависят от мыслей человека и их направленности. Для возобновления познавательной инициативы необходимо осознанно, возобновив интерес к стоящей задаче, переключиться на смысловое восприятие ощущения, то есть на изучение причин.
Если генерируется страх, то возможности разума по формированию взаимосвязей между знаниями человека об организме и конкретными сигналами по организму блокируются. Рассмотрению подлежат не только эмоциональные реакции и отклики, лежащие в основе психосоматических комплексов, но и анатомические и физиологические особенности формирования сигналов по системам организма.
Понимание этого позволяет окончательно перейти от животного страха при рефлекторном восприятии ощущений к смысловому восприятию от ВК. В каждом конкретном случае будет свой ход мыслей и подбор нужной информации. И таких случаев великое множество. Общим знаменателем такой работы является осознанное замещение психоэмоционального переживания и порождения страхов рассуждениями и возобновлением познавательной инициативы.
Рассуждая и набирая нужную информацию, человек не провоцирует страхами психосоматические комплексы личности, усугубляющие состояние его организма. Дальнейшее рассмотрение механизма формирования осознанного самоощущения от ВК разбивается на множество конкретных случаев и деталей.
Итак, осознанность ощущений и состояний базируется на замещении рефлекторного восприятия ощущений смысловым, то есть переживания психоэмоциональных отражений ситуации должны замещаться рассуждениями и пониманием.
Далее все упирается в недостаток знаний или отсутствие навыков восприятия и понимания своих ощущений. При этом часто человек, достигший зрелого возраста, генерирует реакции возмущения, неприятия и отрицания, когда слышит предложения восстановить и немного углубить свои знания себя и своего организма. Здесь тоже нужен системный подход, необходимо выявление взаимосвязей между анатомическими, физиологическими аспектами работы организма и ощущениями. Главной проблемой в работе по осознанию самоощущений является проблема незнания своего организма, незнания простейших данных по анатомии и физиологии, которые можно восстановить по собственной инициативе. |