Когда человек, опираясь на свои базовые понятия и
представления, формировал свое представление о плохом или хорошем, он
руководствовался, часто неосознанно, своими вкусами и предпочтениями, которые
отражали его личностные установки. Согласно этому, все, что противоречит его
понятиям и представлениям и не соответствует установкам его вкусов, вызывает в
нем реакции инстинктивно-рефлекторной природы, порождающие возмущения,
несогласие, вплоть до неприятия и отрицания. При этом одновременно
формировалось видение лучшего с точки зрения личности, когда чувства и эмоции
человека были ярко позитивными при совпадении реальности, отдельных событий,
информации от людей с его представлениями о хорошем и лучшем, о том, как должно
быть во внешнем мире, и это запоминалось как позитивная картина и формировало
настроение. Дорожить своим позитивным настроением, а далее преломлять
восприятие реальности сквозь призму эмоционально-чувственного плана
становилось все более привычным и способствовало выстраиванию доводов личности
о позитивном и вообще о лучшем в каждой сфере жизни.
Следует отметить, что в этих процессах весьма малое место
отводилось работе сознания и анализу. Поскольку чувственные отражения
реальности очень разнообразны, то без определенного анализа процессов отражения
человек не может до конца понять не просто суть реальных проблем и задач, но и
то, что они означают для него,
для его круга общения и деятельности. Он научился чем-то дорожить на уровне
чувственного восприятия, а затем руководствоваться чувственным при
формировании оценок, событий, явлений и процессов в окружающем мире.
Следует помнить, на наш взгляд, что если чувственное
восприятие ограничивается лишь эмоциональным откликом на факт, событие или
процесс, то задача глубокого осознания сути происходящего в этом случае не
решается, и тем более не решается задача осмысленного формирования адекватного
логического вывода или оценки.
Мир окрашивается, благодаря эмоционально-чувственным
отражениям, а не осознанию и пониманию, в очень яркие тона, где весьма
категорична оценка человеческой личностью любых явлений и событий. Часть тонов
этого эмоционального мира окрашена как «позитивная расцветка», в то время как
другая часть окрашена в негативные тона, воплощающие зло. При этом на основе
такой «боевой раскраски» реальности личность, опираясь на
инстинктивно-рефлекторные реакции, готова формировать целую гамму избыточных
эмоциональных состояний и переживаний по любому поводу, как только сталкивается
с тем, что не совпадает с ее представлениями, видением, и что не хотелось бы
слышать.
Вместо панорамного
видения реального мира, его многообразия и системных взаимосвязей явлений и
процессов в нем, эмоционально-чувственное восприятие (а затем – чувственное
отражение реального мира) приводит человека к очень примитивным и ограниченным,
с точки зрения горизонта будущего, представлениям о реальности, а тем более – о
процессах, определяющих будущие явления, события и, соответственно, вытекающие
необходимые задачи.
В результате чувственное отражение реальности порождает
эмоциональную избыточность на основе реакций ИРБ (инстинктивно-рефлекторной
базы), которые формируют избыточные напряжения и психоэмоциональные состояния. Способность
сознания к достаточно длительной непрерывной работе блокируется, мысли
приобретают хаотичность и легко переориентируют свой ход в зависимости от того,
какая информация в текущий момент выводится из долговременной памяти человека.
Чаще всего, это какие-то конкретные знания, усвоенные давно,
а также впечатления личностного плана, подтверждающие правоту личности или
формирующие горечь сожаления. В таком клубке неорганизованных и скользящих по
поверхности мыслей, эмоциональных переживаний и чувственных отражений того или
иного события или факта человек формирует выводы и принимает решения, часто
спонтанно-эмоционального характера. Последующие события его жизни приобретают
особую яркость с его точки зрения, а несогласованность действий, всевозможные
накладки и нестыковки усиливают его эмоциональные переживания и приводят к
большим потерям энергии и времени.
Процессы развития способностей сознания, понимания человеком
существа стоящих перед ним проблем постепенно заменяются привычным набором
чувственных отражений реальности, подобно отражению в зеркале. Целостная
картина взаимосвязанных значимых задач в каждой сфере жизни распадается на
фрагменты, аналогичным образом происходит и фрагментация мышления. Все это
приводит к постепенному соскальзыванию человека в «рутину» повседневных дел,
конфликтных отношений и устремленностей личности побыстрее закончить с
деятельностью и перейти к тому, что нравится, хочется, интересно.
Целесообразно увязывать свои эмоциональные состояния с
предшествующими событиями и реакциями личности на них. Вопросы, уточняющие
предыдущие внутренние состояния и ход эмоционально-психических реакций,
позволяют человеку, при его желании, глубже разобраться в своих стереотипных
откликах и привычных эмоциональных переживаниях. Как правило, человек не
задумывается о своих внутренних состояниях, их причинах и
инстинктивно-рефлекторной природе своих реакций. Домысливание, ранимость и
обидчивость развиваются тогда, когда они своевременно не замещаются человеком
на рассуждения и анализ ситуации со стороны, с позиций стороннего
наблюдателя-координатора. Именно таковым координатором может выступать
сознание, корректирующее направленность и ход мыслей, и эмоциональных откликов.
Особое значение имеет гормональный баланс, текущие
психофизические реакции. Чем выше уровень возбуждения нервной системы, чем выше
мышечный тонус, тем труднее человеку своевременно скорректировать свое
состояние, подготовить структуры мозга к конструктивной работе. Важно помнить,
что любые внутренние дисбалансы и возмущения имеют свою природу и определяются
уровнем эмоциональности при отклике на информацию извне. Необходим комплекс мер
по коррекции своего внутреннего состояния, включая легкие физические нагрузки,
ходьбу, и дыхательные упражнения («нижнее» дыхание, «верхнее» с подъемом на
фазе вдоха плеч и растягивании грудной клетки) для нормализации положения
диафрагмы, снятия части избыточных напряжений. Нужна низкокалорийная пища и
всемерное сокращение сладкого в рационе, поскольку именно сладким человек
«подпитывает» свою возбудимость и раздражительность.
При естественных возрастных гормональных дисбалансах у
женщин, необходима наиболее полная и понятная человеку информация о существе
протекающих в его организме процессов. Для смягчения протекания этих процессов
необходима строгая последовательность во всем, что планирует и выполняет
человек в ходе дня. При появлении
жара, сброса тонуса мышечных волокон до ощущения слабости, необходим строгий и
точный анализ того, о чем думал человек за миг до сброса. Как правило,
это позволяет осознать круг привычных
мыслей и реакций, запускающих реакции проявления дисбаланса.
Если это бессонница, то необходимо обязательное и полное
проветривание помещения перед сном, отказ от вечернего приема пищи в виде
позднего ужина, необходим легкий прием пищи до состояния «не-голода». Важно
понимать, что если гормональный дисбаланс наступил, и возрастные изменения
начались, то это естественный процесс более активного задействования
взаимосвязей структур центральной области мозга (прежде всего гипоталамуса и
гипофиза) с органами эндокринной системы, ускоренного изменения биохимического
баланса организма в зависимости от скорости и остроты эмоционально-чувственных
реакций на внешний мир.
Естественный процесс недомогания и слабости может
чередоваться с беспричинным возбуждением. Необходим строгий контроль над ходом
и направлением своих мыслей, при появлении признаков внутреннего возмущения
обязательно переключаться на уровень стороннего наблюдателя, не допускать
втягивания ИРБ в процесс участия в
ситуации. Это работа сознания весь период бодрствования человека. Нужен
навык, требующий регулярных занятий со своими привычными состояниями и
откликами. Главным здесь является переосмысление человеком своих привычных
реакций, замена их смысловыми задачами. Суть этих задач в понимании того,
как легче пройти текущий сброс и гормональный дисбаланс, какие мысли
спровоцировали остроту процесса.
Переключение внимания сознания на текущие полезные дела,
планирование посильных действий для обоснованной помощи другим могут выполнить
задачу замещения в сфере сознания мыслей – возбудителей на конструктивные
умозаключения. Все это требует навыка организма и психики. Нарабатывать этот
навык необходимо ежедневно, задавая организму строгие рамки режима, ритма дня,
рациона и круг необходимых полезных действий (энергозатрат). При проявлениях
даже легких возмущений магнитного поля необходимо употребление фруктов, овощей,
соков, содержащих в большом количестве витамин С. Это необходимо для
разжижения крови.
|