Фундаментом эволюции сознания является системный процесс его развития, который, применительно к человеку, является его основной задачей, как и цивилизации в целом. Среди множества аспектов задач самоосознания, задач развития сознания и полезной реализации индивидуальных способностей целесообразно иметь в виду аспект гендерных различий в восприятии и мышлении.
Текущий период времени можно назвать, как информационную эпоху активной эволюции сознания. Это объясняется тем, что информация стала жизнеобразующим фактором, инструментом власти и управления, базисом познания и развития. Информационная эпоха – это технологии на основе Интернета и компьютерных баз, которые существенно расширяют и углубляют познавательный поиск, познавательную инициативу и возможности саморазвития.
С точки зрения ведения жизни от РУС (см. Термины), главная задача человека – подняться над барьерами гендерных различий в восприятии, мышлении, стратегическом планировании и повседневных мысленных процессах осознания и ведения жизни. Творящая Система, вероятно, заинтересована в общем развитии Разума Цивилизации, отдельного человека, и лишь потом идут различия, определяемые полом.
Для понимания сути барьеров у мужчин и женщин, блокирующих процессы развития сознания, необходимо оценить, понять основные закономерности, продиктовавшие в ходе эволюции те или иные особенности в мышлении мужчин и женщин.
На заре человеческой цивилизации роль мужчины определялась задачами расширения и защиты жизненного пространства, освоения новых форм и методов жизни на этом пространстве, организации деятельности. Роль мужчины носила революционный характер с точки зрения эволюции.
Его познавательная инициатива, необходимость борьбы за выживание при столкновении с новым накладывали требования на восприятие и мышление. Роль женщины с точки зрения биологической эволюции более консервативна. Она – «хранительница очага», которая обретает только те навыки и знания, которые в ходе практической жизни, естественного отбора полезны и обеспечивают жизнеспособность следующему поколению.
С системной точки зрения, применительно к биологической эволюции, мужчина является «разменной монетой эволюции». При этом его активность, познавательная инициатива и интересы могут существенно дополняться женщиной, способной в малом круге конкретики и частного распознать и выделить те детали и задачи, которые могут стать определяющими для выполнения более крупных задач, решаемых мужчиной.
С конца XX века женщины стали успешно заниматься рассмотрением глобальных проблем, системных закономерностей в макропроцессах, в стратегическом планировании. Особенностями восприятия женщины с точки зрения эволюционной психологии был замкнутый круг частных дел и краткосрочных задач, определенных в своей конкретике и сроках.
Поэтому с точки зрения ИРБ (см. Термины) женщины именно такая конкретика является главным, а все остальное может быть не важным, не понятным и не интересным.
Но в современном мире требования жизни и круг задач, выполняемых женщиной, образовательный процесс, более активно стимулируют сознание женщины и направляют его развитие в русло изучения и понимания системных процессов, способности к целостному, системному восприятию жизненных проблем и процессов, умению обобщать и делать выводы.
При этом, понимая, что взаимодействие с мужчиной ведет к взаимопониманию и взаиморазвитию, женщина может пройти круг переосознания определенных стереотипов, которые касаются женского восприятия и мышления. Мужчины должны так же развивать способности к целостному и системному восприятию окружающего мира и стоящих проблем. Но при этом им необходимо более точно учиться разбираться в своих внутренних ощущениях и состояниях, учиться отключать внимание сознания от внешнего мира, перенаправляя его внутрь себя.
Итак, с точки зрения эволюционной картины формирования психологии мужчин и женщин, существовали гендерные барьеры следующего вида. Мужчины, в основном, сориентированы на внешний мир, сориентированы на познание системных закономерностей в общих процессах бытия. При этом они в меньшей степени осознают и понимают свои внутренние состояния, ощущения по организму и их причины.
Животная эволюция заставляла мужчину быть сдержанным, не говорить о своих проблемах, болезнях и т п. То есть «проявлять слабость». При этом множество задач повседневности могут не попадать в сферу интересов мужчины, а сама сфера интересов мужчиной часто не осознается и не подвергается разумным преобразованиям.
Мужчины быстрее уходят из жизни, если не умеют понимать себя, причины своих внутренних состояний и мотиваций. Они не осознают закрепленные стереотипы и привычки, а значит в меньшей степени полезны своему организму в задачах продления жизни.
С точки зрения, эволюционных процессов, женщина была склонна фиксировать свое внимание в малых пространствах повседневного быта, хозяйственной деятельности, рождения и воспитания детей. Сотни тысяч лет источником информации для нее был мужчина, а внешние процессы она могла понимать с его слов, концентрируя внимание своего сознания на конкретных задачах повседневной жизни.
Эти задачи имели краткосрочный характер, поэтому, эволюционно, женщина не изучала протяженные процессы и их закономерности. Поэтому так важно женщине в ходе системных преобразований учиться фокусировать внимание на общей информации о процессах и явлениях окружающего мира, выявлять и изучать системные процессы, возобновляя к ним интерес на основе понимания необходимости идти от общего к частному, развивая свое мышление, осваивая мужские типы восприятия и мышления.
Таким образом, процессы развития сознания человека, освобожденные от гендерных барьеров, которые ограничивают сферу внимания сознания, могут идти более полно у мужчин и женщин. Это необходимо для совместной реализации разумных преобразований жизни на основе расширения и углубления взаимопонимания, взаимодополнения во многих вопросах ведения жизни от РУС. |