Часть I. Восприятие и мотивации.
Восприятие, в целом, может быть рефлекторным или смысловым. Управляющее действие разума, его развитие, основано на смысловом восприятии, когда человек в необходимом объеме рассматривает информацию извне без генераций неприятия, отрицания, несогласия, возмущения или страхов. Далее идет процесс более глубокого осмысления, включающий анализ информации, понимание существа, сути происходящего процесса.
На основе осмысления и понимания человек, управляемый разумной системой, формирует смысловую мотивацию, основанную на логических выводах о значении информации, срочности, связи с определяюще-важными вопросами и задачами, необходимыми для продления жизни и полезной реализации индивидуальных способностей сознания. Этот процесс системный, состоит из нескольких уровней. Иногда мы будем его называть - логически-смысловое восприятие.
В его основе всегда должен быть интерес к жизни, систематически воспроизводимый и поддерживаемый разумом на основе отношения к жизни как к учебе, как к процессу познания, а не выживания за счет захвата, подавления, борьбы и страхов во всем. На основе интереса к жизни и стоящим задачам человек, познающий себя и свою индивидуальность, окружающий мир, формирует познавательную инициативу, воплощение интереса через познавательный поиск.
Таким образом, познавательная инициатива формируется как фундамент для будущей смысловой мотивации долгосрочной деятельности и саморазвития.
Для всестороннего обоснования чего-либо для ведения жизни от разума человеку необходимо понимать круг необходимого и достаточного в каждой главной сфере жизни. Это три сферы, переплетенные тысячами взаимосвязей и взаимозависимостей:
1. Здоровье в широком смысле слова, включая самоосознание, саморегуляцию, саморазвитие.
2. Семья, личная жизнь, родственные связи.
3. Работа, профессиональная сфера, творчество с выходом в социум и взаимодействием с внешним миром.
Для осмысления и понимания того, что нужно всесторонне обосновывать, важно нацелить свое сознание на следующее. Прежде всего, необходимое задает направленность последующих действий от разума, а не от личностных устремленностей, связанных с вкусом, приоритетами, предпочтениями личности, в основе которых лежат программы и реакции инстинктивно-рефлекторной базы (ИРБ).
Целесообразно четко определиться для себя, что входит в круг необходимого и достаточного при ведении жизни от сознания, на основе понимания необходимости начинать обоснование своих последующих действий. Смысловая мотивация к деятельности основана на логических выводах, понимании того, как необходимое и разумно достаточное связано с последующими процессами в основных сферах жизни человека, его текущими задачами и условиями жизни. Такое понимание формируется в ходе познавательной инициативы и поиска нужной информации и знаний. Понимание как логико-смысловой процесс выходит далеко за рамки процессов формирования умозаключений, но основа его в мотивациях познания, поиска новых решений.
Необходимое, понятое, принятое и осознанное в качестве логического аргумента в пользу конкретной деятельности, становится смысловой мотивацией, задавая процессу осмысления деятельности и выбору решений направление в сторону оптимизации энергозатрат, выполнения принципа разумной достаточности. В этом случае человек не стремится все бросить и заниматься на пределе возможного только тем, что выбрала по своим вкусам и капризам личность. Осмысленность деятельности в данном случае воплощается в виде последовательности смысловых мотиваций, на основе ПОНИМАНИЯ.
Такое понимание – системный процесс «прохода информации» в организм, когда человек понимает «каждой клеточкой» необходимость предстоящих действий, а главное – смысл и значение результатов этих действий для ведения жизни от сознания. Разумная достаточность позволяет вовремя остановиться, понять направленность мышления и действия, сократить ненужные энергозатраты и потери времени на достижение максимума. Максимум - цель животной системы, принцип насыщения без меры и разума.
Большая часть процессов информационной деятельности сознания является зависимой от внутренних состояний и психоэмоциональных реакций личности (эго). Прерывания работы сознания не позволяют выстраивать разветвленные и завершенные по своей логике умозаключения, которые затем могут быть использованы для планирования процессов деятельности. И здесь целесообразно напомнить себе, что главным последствием психофизического дисбаланса является фрагментация работы сознания. Как уже отмечалось, дисбалансы связаны с избыточностью психоэмоциональной сферы и импульсивностью реакций, построенных на эмоциональном отражении, а не рассуждении и анализе. При фрагментации работы сознания ни о каком развитии сознания не может быть и речи.
Невнимательность, прерывистость смыслового восприятия воплощаются в деталях повседневной жизни, когда человек не фиксирует в своем сознании сроки, справочные данные для деятельности, контактов с людьми. Это одна из сторон процесса рассеяния внимания, когда человек не осознает на текущий момент времени получаемую информацию и ее значение для последующих действий. Вот почему необходимо планирование деятельности на основе предварительной ее подготовки в виде схемы - плана с уточнением намеченных пунктов без полагания на память или привычку.
Другая сторона процесса – отклик ИРБ всякий раз, когда отвлечение дало результат, и человек убедился в том, что сам себе создает дополнительные трудности. Чаще всего ИРБ формирует состояние неприятия всего за счет привычных состояний собранности и готовности к деятельности на пределе возможного. Это силовое состояние, связанное со страхами порицания, осуждения и наказания, страхом потерять лицо, подвести и т.п.
Каждый раз в результате отвлечений и перерыва в работе сознания ИРБ воспроизводит страхи порицания, осуждения и наказания независимо от того, как результат отвлечений сказался на процессах деятельности и отношений с окружающими. В связи с этим можно сделать первый вывод в отношении значения смысловой мотивации.
В результате осмысления информации и формирования вывода о необходимости деятельности направленность умозаключений обеспечивает логическую подготовку предстоящего процесса, а не формирование избытка благодаря работе животных программ и реакций, основанных на страхе. Это означает, что смысловой процесс не прерывается на выводе или на полпути к нему, а продолжает свое развитие, переходя к теме результатов и наиболее экономичных путей их достижения.
Таким образом, смысловая мотивация является «мостом» в работе программ логической генерации выводов и последующих умозаключений, связанных с оптимизацией предстоящей деятельности. Непрерывность работы сознания, логической системы выводов возрастает, формируя навык у человека не прекращать работу мысли после обоснования предстоящего действия. Дальнейший процесс может иметь очень интересные последствия, если человек понимает механизм формирования необходимого внутреннего состояния.
Речь идет об осознанно сформированных гармоничных внутренних состояниях, необходимых для работы сознания по оценке ситуации в целом, на основе принципа полного абстрагирования. Полученное состояние «наблюдателя – координатора» позволяет видеть, как бы со стороны, жизненную ситуацию, направления ее развития в зависимости от предстоящих действий. Это позиция исключает возможность быть участником ситуации и вовлечь в процесс восприятия эмоциональное отражение ситуации. Это видение картины в целом, находясь как бы над всей плоскостью жизни.
Следующей смысловой операцией в работе сознания должна быть «процедура» переосмысления своих представлений, которые как заготовка находятся в памяти и воспроизводятся при формировании мотивации к деятельности. Чаще всего это общепринятые правила, нормы, требования или заведенный порядок, либо собственная, личностная установка на основе своих опыта, знаний и убеждений.
Направленность хода мыслей к предстоящим действиям, пониманию их необходимости не должна ограничиваться одним действием и его результатом. Речь идет о «запуске» процесса, когда необходимость и обоснованность действия сочетаются с видением перспективы и оценкой значения предстоящего с точки зрения причастности к определяюще – важному и значимому для процессов ведения жизни. То есть сознание должно оценить как необходимую конкретику предстоящего, так и значение общего направления, которое определяется результатом предстоящего действия и привязкой к нему последующих действий.
Общее направление, общий смысловой вектор ведения жизни должен быть в сфере внимания сознания как в процессах смыслового восприятия, так и в процессах формирования логически-смысловой мотивации. Это и порождает единое русло жизни, позволяет "не разбрасываться", экономя энергию и время.
Сознание должно отслеживать общую направленность и понимать, как в перспективе результаты производимого связаны с последующими действиями, изменениями, условиями для деятельности. В этом случае мы получаем достаточно быстро в сознании картину ближайшей перспективы, видение направленности своих дел и задач, единство частных и мелких действий и значимые, образующие сам процесс осознанной жизни проблемы и задачи.
Распыление на частности, которые роятся, подобно мошкаре, приводит к перехвату управления со стороны ИРБ, которая ведет текущее действие и конкретный результат, связанный с потребностью или желанием личности. Просмотреть вперед, как результаты текущих действий связаны с последующими задачами, что главное и важное, а что незначимое и мелкое, ИРБ не может. В результате перспективное планирование, «программирование» активной жизнедеятельности организма на будущее не ведется, что приводит к жизни «от обстоятельств». Это не говорит о том, что жизнь должна напоминать программу для работы робота. Это говорит об осознанном ведении направленности основных процессов, определяющих уровень энергозатрат, износа организма или восстановления, уровень задействования разума для ведения жизни с пользой для окружающих и для себя.
Итак, смысловая мотивация базируется на отношении к жизни как процессу познания, на интересе к ней, понимании необходимого и достаточного для ведения жизни на основе воспроизведения необходимого. Далее, на понимании перспективы и необходимых возможностей, условий для деятельности. Общие процессы, протекающие во внешнем мире, задают тенденции, характеризующие будущие условия деятельности, жизни, востребованность тех или способностей сознания и результатов деятельности человека под управлением его сознания. Единая ткань жизненного процесса без спонтанных разрывов и противоположных по направленности действий формируется только на основе смысловых процессов восприятия, понимания, мотивации к деятельности, видения перспективы и необходимости тех или иных результатов.
Рефлекторное восприятие строится под управлением рефлекторно-личностных комплексов (эго) человека. Оно связано с привычными моделями мышления, сформированными с детства. Стереотипы и шаблоны восприятия и мышления закреплялись после многократного повторения ребенком, особенно под воздействием программ подражания взрослым. Особенности, в целом, рефлекторного восприятия личности сводятся к следующему. Все, что не относится напрямую к текущему событию и находится за его границами рефлекторное восприятие надолго не удерживает в сфере внимания. Рождается неосознанность, когда значительный объем информации "не попал" в сознание. Такое положение складывается с детства, становится привычным. Оно связано с механизмом переключения и удержания внимания сознания. Внимание становится объектом управления со стороны животной системы. Провоцирует это личность. Она реализует вкусы, предпочтения, взгляды, свой опыт, сортируя информацию, теряя ее значительную часть, разрушая целостную картину. Заданность хода мыслей и закрепление внимания сознания на одних аспектах реальности идет в ущерб другим аспектам, другой информации и задачам. Все это блокирует, со временем, полноценные процессы развития сознания, блокируется целостность восприятия информации о себе и окружающей реальности.
Изменение заданности работы сознания в связи с рефлекторным восприятием возможно только после выявления и осознания человеком своих стереотипов и шаблонов восприятия, своего личностного управления вниманием. Управление работой сознания может быть реализовано в повседневной жизни на основе планирования деятельности и понимания своих сфер интересов, удерживающих внимание сознания. Для такого управления необходим системный подход к процессам управления вниманием, мыслительным процессом. Особое значение здесь имеет логически-смысловое восприятие, когда человек постепенно изучает и понимает механизмы своего восприятия и мышления, основанных на смысловых мотивациях, инициативной работе сознания без воздействия рефлекторно-личностных комплексов. Существует определенная иерархия процессов обработки информации при смысловом восприятии, мышлении, смысловых мотивациях.
Мыслительный процесс разбивается на организованные уровни восприятия и планирования энергозатрат, где текущее действие оценивается лишь как элемент общего движения в едином русле под общим управлением сознания. Таким образом, смысловые мотивации к деятельности связаны с другим уровнем информационной работы сознания, уровнем понимания текущего и формированием нового, более оптимального решения, подхода, взгляда, новой идеи.
Целесообразно понимать следующее. Когда человек осознанно подходит к подготовке любого предстоящего процесса деятельности и понимает необходимость формирования единого русла жизненного процесса, то он соизмеряет свои потребности, возможности и желания личности, понимая значимость необходимого, а затем и потребности на текущий период и ближайшую перспективу. Но мотив к деятельности в случае смысловой работы сознания заключается еще и в интересе к новизне, которая формируется при оценке проблемы, исследования пути решения, необходимости и срочности того или иного дела.
Часть II. Новизна, генерации логических выводов, развитие.
Этот интерес к новизне формирует сознание, но лишь в том случае, когда нет избыточных рефлекторных откликов и мотиваций, под управлением рефлекторно-личностных комплексов (эго), провоцирующих программы ИРБ.
Таким образом, смысловые процессы работы сознания – это сложный системный процесс восприятия в наиболее адекватной форме информации, ее изучение, анализ, понимание значения для ведения жизни и понимание срочности изменений в намеченном, а также формирование новизны, необходимой для развития, самоосознания, оптимизации процессов предстоящей полезной деятельности.
Для реализации этих задач необходимо сочетание определенных состояний сознания, которые отличаются друг от друга, характеризуются различными уровнями биоэлектрической активности мозга, уровнями активности обменных процессов, биохимических реакций. При деятельной активности, связанной с физическим перемещением, ведением переговоров, печатью на клавиатуре и решении логических задач текущей деятельности состояние сознания соответствует, в основном, бета-состоянию. В целом, это обычное бодрствующее состояние человека.
Другое состояние структур мозга – альфа-состояние. Оно формируется осознанно, когда человек не двигается, закрывает глаза, отключается от текущих мыслей и раздражителей. Человек осознанно расслабляет мышцы своего тела, на уровне реального сознания, когда он себя «самоощущает», человек проводит методом полного абстрагирования освобождение психики от ненужных откликов на раздражающие факторы, как физического окружающего мира, так и смысловые раздражители, связанные с работой мышления. Биоэлектрические колебания в мозге замедляются, чаще появляются всплески альфа-волн, то есть колебаний в диапазоне 8 – 13 Гц.
Такое состояние мозга подходит для процессов понимания и усвоения новой информации, новых фактов и разрозненного материала, не обработанного предварительно логически. Последующее тета-состояние мозга наступает, когда умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Колебания в мозге становятся более медленными, их диапазон от 4 до 8 Гц. Это «сумеречное» состояние, то есть состояние между сном и бодрствованием. Тета-состояние дает доступ человека к неожиданным ассоциациям и новым идеям, творческим решениям и совершенно новому видению проблем, их комбинациям с прошлым. Это состояние понимания глубинных взаимосвязей и формирования видения творчески, оно дает взгляд новаторского мышления.
Осознанно используя различные биоэлектрические режимы работы структур мозга, человек может чередовать осознано сформированные внутренние состояния при выполнении повседневных действий, решении текущих задач, работе по переосмыслению существующих знаний, понятий и представлений. Когда вопросы понимания смыслов, осознания процессов, протекающих в окружающем мире, становятся необходимостью, а не проявлением праздного любопытства, необходима практика работы с такими состояниями, практика освобождения от избыточных напряжений и дисбалансов по своему организму.
Смысл процессов в структурах мозга после снятия напряжений на основе системной медитативной релаксации, следующий. После формирования альфа-состояния происходит снижение возбуждения большинства структур мозга. «Притормаживается» кора и ее лобные доли, «отвечающие» за обеспечение эмоциональных реакций, за реализацию основных функций, связанных с интеллектом, ассоциативным мышлением, способностью к прогнозированию.
Возникает эффект максимального снижения возбуждения по многим структурам мозга, выполняющим различные функции. В эти моменты возникает некий эффект когерентного взаимодействия определенных связей в мозге на уровне сетевых структур, обеспечивающих взаимодействие нейронов, биохимических процессов прохождения и «передачи» в синапсах электрических сигналов. Далее возникают процессы «включения» довольно упорядоченной активности всех центров мозга без критического возбуждения, приводящего к гипервозбуждению. Запускается процесс самоорганизации. Если в дальнейших логических «командах» своего сознания человек осознанно направляет процесс работы сознания на конкретную задачу или проблему в поиске нового видения, нового решения или оценки стоящей проблемы, то ресурсы мозга при такой упорядоченной активности и отсутствии общей возбужденности позволяют решать сложнейшие информационные задачи сознания, образуя новое видение и понимание стоящих проблем или понимание новых, неизвестных человеку ранее закономерностей. Такая консолидация возможностей всех структур сознания происходит при осознанном сочетании (чередовании) фазы "созерцание и безмыслие" с фазой "концентрация на одном", описанной выше.
Так, примерно, с большой долей упрощения, можно охарактеризовать процессы смысловой работы сознания, когда от восприятия и мотивации на смысловом уровне, человек идет к формированию нового видения и новых идей, используя при этом процессы задействования ресурсов мозга, недоступных ранее из-за возбуждений, избыточных состояний организма и психики. |