Комплекс установок личности на высокую ответственность,
аккуратность и исполнительность.Перечисленные качества
являются, безусловно, положительными, и речь не может идти об отказе от
подобных человеческих качеств в ходе реализации человеком своих индивидуальных
способностей. Процессы воспитания всегда были сориентированы на формирование
гармоничной личности с комплексом положительных качеств, необходимых обществу
для реализации программ жизнедеятельности, позволяющих обеспечивать сохранение
сообщества и его развитие.
Но следует учитывать, что
самая древняя и разветвленная система программ и реакций –
инстинктивно-рефлекторная база (ИРБ) закладывала на всех этапах развития
человека программы, реализующие задачи самосохранения вида и самосохранения
особи в сочетаниях с установками личности человека на смысловую деятельность,
самосохранение и устремленности личности к развитию. Все это в совокупном
проявлении на ранних этапах развития человеческого общества приводило к
реализации нескольких наиболее крупных и важных стереотипов в воспитании
личности человека. Приоритетность общих задач выживания и деятельности над
задачами особи (индивида, не путать с индивидуальностью) сочетались с
необходимостью формирования законопослушной дисциплинированной личности,
адекватной и управляемой.
Силовые состояния, формируемые ИРБ,
были опорой реализации программ деятельности и взаимоотношений, где подчинение,
неукоснительное следование требованиям вышестоящих было необходимо для
выживания всего сообщества и обеспечения процессов жизнедеятельности. В основе силовых состояний были страхи одиночества,
связанные с возможностью наказания со стороны сообщества, изоляции от
коллектива. Задачи выживания, противостояния силам природы, животного мира в
одиночку решались сложнее, требовали высокого напряжения всех сил,
мобилизации возможностей человека. Это, в свою очередь, предъявляло
высокие требования к отдельному человеку, который нередко был просто не в
состоянии их выполнять в силу своих генетических особенностей, индивидуальных
качеств организма и психики.
Поэтому среднестатистический представитель
человеческого сообщества программу выживания в одиночку осилить не мог, соприкасаясь с коллективными усилиями окружающих,
подчас, враждебными усилиями, и был обречен в то время на гибель. В то же
время, при коллективных усилиях, когда каждый член сообщества дисциплинирован и
исполняет положенные ему программы действий, сообщество обеспечивает решение
основных задач выживания гораздо меньшей ценой. Это решение задач
противостояния и борьбы с другими сообществами, стихийными бедствиями,
катастрофами и т.п.
В таких условиях
среднестатистические возможности организма позволяют человеку выполнять свои
задачи в ходе реализации коллективных усилий, подтверждая свою необходимость для
коллектива и свое право на определенные ресурсы, пищу и т.п., добытые в ходе
коллективных усилий.
Эволюционная необходимость и
целесообразность выводили в ряд приоритетных личностных качеств
ответственность, внимательность, аккуратность и дисциплинированность, что, само
по себе, является конструктивной базой личности, полезно как самому человеку,
так и обществу. Но, поскольку сами принципы ведения жизни, взаимоотношений с
окружающим миром, другими человеческими сообществами, природой, строились
силовым путем, то доминирование программ и реакций ИРБ закреплялось и в ходе
реализации положительных качеств, связанных с ответственностью и т.д.
Следует отметить, что анализ
комплексов черт и установок личности не должен приводить к отрицанию
человеческих качеств, конструктивно необходимых для жизни сообщества и
отдельного его члена. Необходимо, выделив комплекс установок, рассмотреть и
понять механизмы реализации программ ИРБ, то есть управляющего действия
животной системы, которая формирует избыточные напряжения по организму, снижает
адекватность восприятия и частично блокирует индивидуальные способности разума
(см. тему о лобных долях, их функциях и взаимосвязи между смысловыми
способностями и эмоциональной избыточностью).
С точки зрения программ ИРБ по
самосохранению вида и особи, человек, не проявляющий ответственность,
исполнительность и дисциплину, подрывает возможности сообщества при реализации
им задач жизнедеятельности и борьбы с враждебными проявлениями окружения.
Безответственность, неточность, неспособность человека выполнить порученное
дело на ранних этапах развития общества приводили к постоянной угрозе для жизни
остальных людей, неудачам на охоте и на войне с тяжелыми последствиями для
сообщества, к конфликтности отношений внутри сообщества и его групп и т.п.
Программы самосохранения предполагали
формирование и воспитание непримиримости к проявлениям безответственности,
неорганизованности, что реализуется на уровне организма человека в виде групп
напряжений, которые закрепляются и используются в ходе реализации комплекса конкретных
установок на дисциплину, исполнительность и т.д.
Для современного человека
непримиримость к проявлениям безответственности и недисциплинированности
чревата не только формированием напряжений для поддержания состояния
непримиримости, но и состояниями психофизической системы в целом, которые
задействуют эмоциональность, дополнительные ресурсы энергоносителей,
«закрепляют» состояние возбуждения и готовности преодолеть безответственность,
«надавив» на любого, кто ее проявляет.
На современном уровне развития
цивилизации социальная сторона жизни человека становится важнее с точки зрения,
не сколько выживания, сколько возможностей развития, решения задач продления
жизни и полезной системной реализации индивидуальных способностей разума. И
здесь уже непримиримость к тому, что противоречит правильному, является
проявлением программ животной системы (ИРБ) в виде агрессивного отношения к «не
своему».
Следует отметить, что
правильное может быть таковым лишь с точки зрения личности человека на основе
его знаний и представлений, накопленных и сформированных с детства. Даже
очевидные, с точки зрения правильности, вопросы личность человека может
трактовать, оберегая накопленные представления с точки зрения программы ИРБ по хранению запасов.
Выделяя силовые состояния,
которые сопутствуют проявлению непримиримости в сочетании с высокой
ответственностью и чувством долга, следует помнить, что часть слабых и средних
напряжений человек не всегда ощущает и адекватно воспринимает. Поэтому
целесообразно помнить, что помимо «базовых» опорных напряжений по правой
стороне от головы вниз к правой ноге с закреплением дополнительных усилий в
области правого подреберья и нижней части брюшной полости формируются не
сильные напряжения, «отвечающие» за собранность. Эти напряжения уже рассмотрены
ранее. Следует добавить, на наш взгляд, взаимосвязанность
состояний тревожной готовности в ожидании худшего, в ожидании испытания,
состояний собранности и готовности к борьбе с проявлениями безответственности и
недисциплинированности.
Расслабляя эти напряжения,
человек должен решать и задачу не воспроизведения их вновь. Это означает, что
на смысловом уровне работы сознания сначала необходимо выделять причины
проявления безответственности и недисциплинированности. Природа животных программ ИРБ
нацеливала особь на получение максимума всегда с минимальными затратами.
Побольше
взять и поменьше отдать требует ИРБ в любой деятельности и отношениях с
окружающими.
И лишь затем идет воспитание
(точнее, пробелы в нем), личностные особенности, вкусы и пристрастия,
мировоззрение. Неконструктивность противостояния и постоянного воспроизведения
силовых состояний готовности преодолевать воспринимаются на смысловом уровне
точнее, когда человек необходимое внимание уделяет внутреннему состоянию,
учится выделять начало формирования
возмущения.
Сознание предлагает другой путь
восприятия, который позволяет
не воспроизводить всякий раз силовое состояние готовности к борьбе и
подавлению, убеждению, порицанию и наказанию. Предварительная подготовка
действий, формирование общего видения смысла выполняемых действий, результатов
и их значения для каждого из участников процесса совместных действий позволяют
человеку постепенно заменять первичный отклик под управлением ИРБ в виде
непримиримости состоянием восприятия и понимания причин проявлений
безответственности и связанных с нею последствий.
Стремление выделять именно эти
качества, а точнее, комплексы установок личности у окружающих является
проявлением ИРБ в поиске худшего, угрожающего коллективным усилиям, самому результату
этих усилий, который ожидается личностью. И здесь следует выделить одно из
последствий постоянного проявления высокой ответственности и непримиримости по
отношению к «нарушителям».
Смысл последствия заключается
в том, что со временем у человека перестает хватать сил, во-первых, на
поддержание самих напряжений готовности противостоять, а, во-вторых, на сам
процесс собственной жизни. В ходе
такой борьбы внимание сознания слишком часто фокусируется лишь только на
негативе, испытывает большие перегрузки нервная система, меняется биохимический
баланс организма в целом.
Внимание сознания утрачивает необходимую
распределенность в отношении определяющих и важных задач в каждой сфере жизни,
а все ресурсы организма и психики постепенно направляются на тщательный поиск негатива и борьбу с ним.
Помимо перераспределения
ресурса лобных долей коры мозга в сторону постоянной «поддержки» эмоциональных
отражений процессов вовне, формируется готовность в самой системе мышления к
поиску негатива не только в связи с очевидными проявлениями
недисциплинированности и безответственности в конкретном случае, но и в
отношении всех процессов и явлений окружающего мира.
Ресурсы лобных долей
задействованные на поддержку эмоций, не могут быть направлены на смысловую
логическую работу, возможности обобщить и сделать выводы, спрогнозировать
развитие событий. Это сказывается на способностях сознания не только адекватно
воспринимать информацию, но и разумно ею распорядиться, сделав полезные
обобщения и выводы в отношении предстоящих действий. В результате человек все
чаще сталкивается с ощущением безысходности, поскольку бороться с «вопиющим
безобразием» уже нет сил, а сам процесс жизни утрачивает привлекательность и не
вызывает постоянного интереса со стороны сознания. Возобновлять интерес к
предстоящим действиям, их согласованию и организации человеку становится все
труднее, а, значит, возрастает вероятность ошибочных решений и действий,
конфликтных ситуаций.
Следует принять к сведению,
что рассматриваемые нами типы темпераментов, которые в определенной мере
предопределяются геномом, можно охарактеризовать следующим образом. У холериков
наблюдается повышенная впечатлительность и импульсивность; у флегматиков эти
показатели снижены; у меланхоликов высокая впечатлительность, но низкая
импульсивность; у сангвиников сниженная впечатлительность, но повышенная
импульсивность.
Исходя из этого, работа над
личностными комплексами и установками должна иметь конкретные приоритеты с
учетом названных типов темпераментов. Если рассматривать холериков, то
описанные выше проблемы, связанные с проявлениями высокой ответственности,
чувства долга и дисциплинированности,
приводят к постоянным состояниям перевозбуждения на основе активных
переживаний, переходящих в активные действия. При этом процессы
предварительной подготовки деятельности, анализа вариантов организации и
направленности самих действий, их согласованности, как правило, холериками
недооцениваются и не выполняются в нужной мере. Конфликтность их деятельности
порождает обратную связь и провоцирует нередко проявление непримиримости к
тому, что не соответствует их представлениям. Если речь идет о неприятии и
отрицании безответственности и недисциплинированности, то холерики весьма часто
являются проводниками стремления к порицанию, осуждению и наказанию. Состояние
готовности преодолевать препятствия, переубеждать формируется спонтанно, без
должного анализа причин сложившейся ситуации. Это, в свою очередь, приводит к
эскалации конфликтов, как в ближнем круге, так и в деловой сфере, внешнем мире.
Флегматики сохраняют за собой
право иметь на все точку зрения, но не реализуют инициативной активности,
проявления высокой ответственности и чувства долга нередко замыкают на
собственную личность. Это выражается в пассивном отношении к окружающим и собственном
стремлении выполнить порученное дело, завершить незаконченные дела, выделив
срочное без каких-либо эмоциональных переживаний по поводу исполнения другими
возложенных на них функций.
Сангвиники не слишком будут
переживать, но склонны устремиться к выполнению необходимого с их точки зрения
дела без должной подготовки. Они склонны к фрагментарной деятельности и даже
свою ответственность они проявляют «рывками», часто не рассматривая варианты
организации последующих действий и их должного согласования.
Меланхолики будут долго и
сильно переживать по поводу и без повода, а лишь в связи с каким-либо
проявлением вопиющего безобразия и безответственности. Они склонны сделать все
сами, но при этом переживания зашкаливают до такой степени, что они быстро устают
либо стараются ускорить процессы деятельности, распыляясь в попытках выполнять
сразу несколько дел, сопровождая это устойчивыми эмоциональными переживаниями.
Системная организация процесса
мышления, формирования адекватной картины проблемы, стратегия решения этой
проблемы на основе разумной достаточности энергозатрат и времени даны сознанию.
Здесь целесообразно принять идею, что по мере раскрытия способностей
сознания по разумному ведению жизни, по мере практической организации жизни в
ее основных сферах, определенное типами темпераментов восприятие информации
извне, отклики и сама деятельность будут существенно меняться, и во все большей
степени оптимизироваться без доминирующих проявлений эмоциональности и
импульсивности.
Рассмотренные типы темпераментов
в контексте темы о комплексе установок личности проявляются у каждого человека
не в такой явной форме, и часто смешанно. Работа по коррекции личностных
установок, безусловно, должна учитывать, так или иначе проявляемый тип
темперамента.
Это важно для начального
этапа системных преобразований жизни и образа мыслей. Но тип темперамента не
может быть «священной коровой» и оправдывать избыточность состояний и
нелогичность действий, неорганизованность и безынициативность.
|