Инстинктивно-рефлекторная база (ИРБ) ориентирует человека на потребление всего, что дает окружающий мир и достижения человеческой цивилизации. ИРБ реализует задачи выживания, которые являются основой и сутью жизни в животном мире. Накопление всего, что дает окружающая среда, опора на накопленные запасы всего, что доступно человеку, является принципом ведения жизни на основе животных программ выживания и расширенного воспроизведения. ИРБ не обладает способностью к абстрактному мышлению и не может стимулировать развитие.
Эволюционно, в зависимости от изменения факторов окружающей среды, ИРБ реализовывала лишь программу адаптации, приспособления с целью выживания. С точки зрения животных программ и реакций расширение ареала обитания, использование новой пищи, новых условий, к которым удалось адаптироваться, является развитием. Аналогичным образом, эволюционным развитием можно считать изменчивость видов.
Человек, обладая абстрактным мышлением, познавая мир и развиваясь, зачастую опирается на установки ИРБ при восприятии всего, что его окружает, и всего, что проявляется в отношениях с человеком. При этом человек формирует впечатления при восприятии себя и своей жизни, при восприятии проявлений окружающего мира.
Он опирается на позитивные впечатления, получает и потребляет информацию извне на основе впечатлений и позитивных эмоций. На этой же основе он формирует представления о том, что для него хорошо, позитивно, интересно. ИРБ сужает спектр восприятия окружающего мира, задавая представления об интересном лишь на основе позитивных впечатлений и позитивных эмоций и переживаний.
Негативные эмоции и впечатления расстраивают человека, создают неприятный осадок. Они ведут к состояниям организма и психики, связанным с неприятием и отрицанием. Когда представление человека о чем либо не совпадает с картиной реальности, когда он не находит возможности реализовать свои знания и способности, и это повторяется часто, то неприятие и отрицание усиливаются и начинают доминировать в состояниях человека.
Итак, построение восприятия своей жизни лишь на эмоциях и впечатлениях без каких-либо осознанных человеком действий для полезной реализации индивидуальных способностей разума, приводит не только к перепадам настроений, разочарованиям и обидам, но и к утрате интереса к собственному жизненному процессу и окружающему миру. Это связано с перерывами в работе сознания и неосознанностью в целом собственной жизни, своих индивидуальных способностей разума и смысла взаимоотношений с окружающими.
Разум ориентирует человека на познание окружающего мира. Разум порождает интерес к окружающему миру и к себе. Породить интерес к жизни человек способен тогда, когда он познает себя и мир, когда интерес ведет его к вопросам о закономерностях процессов окружающего мира, о собственном восприятии и собственной реализации, полезной для окружающих людей и себя. Когда жизнь человека осмыслена, он учится понимать себя и отношения с окружающими людьми, процессы работы сознания более непрерывны и обеспечивают осознанный контроль разума над психоэмоциональными реакциями и внутренними состояниями организма и психики.
Непрерывность работы сознания позволяет человеку не жить одними впечатлениями, а осознавать себя, познавать то, что ранее не замечал и не осознавал в себе и своем мировоззрении, в окружающем мире.
В существующем разум позволяет человеку открывать новое, каждый раз задаваясь вопросом: «Почему это произошло, и что во мне и в моем мировоззрении привело меня к таким событиям или к таким результатам?»
Познающий разум дает постоянно информацию, формирует вопросы и выводы, формирует новые представления и обновляет старые, изучает причины и следствия. Не загоняя организм и психику в тяжелые избыточные состояния из-за эмоционально-чувственных переживаний, разум дает возможность организму восстанавливаться и задает общую направленность жизненному процессу, наполняя смыслом человеческую жизнь. Впечатления, необходимые для восприятия полноты и многообразия мира, в этом случае формируются под управлением разума и не ведут к избыткам. Они оттеняют особенности индивидуального восприятия, но не господствуют.
Это означает, что интерес к жизни напрямую зависит от осмысленности человеком своей жизни, главного в ней, осмысленности задач полезной реализации индивидуальных способностей разума.
Что следует учесть, прежде всего, когда интерес к жизни угасает, и человек испытывает депрессивные состояния? На наш взгляд, необходимо в доступном на текущий момент равновесном внутреннем состоянии переосмыслить свои представления об интересе к жизни. Если под интересом к жизни ранее понимались яркие впечатления и выраженные позитивные эмоции, и на этом интерес завершался, то следует задуматься, насколько осмысленно человек относился вообще к своей жизни.
Далее, целесообразно рассмотреть идею о единой взаимосвязи между психоэмоциональными переживаниями и возможностью человека разумно принимать обоснованные решения, адекватно воспринимать новое, понимать свои индивидуальные способности и особенности.
Вопрос о смысле жизни, который волнует человека на протяжении всей его эволюции, может быть понятен, доступен для осознания, когда человек познает себя и развивает индивидуальные способности своего разума.
Утрата интереса к жизни – важнейший сигнал, означающий необходимость обращения человека к собственному разуму, необходимость осмысления себя и главного в своей жизни.
Когда человек руководствуется задачами продления собственной жизни на основе раскрытия и полезной реализации индивидуальных способностей своего разума, он неминуемо придет к пониманию необходимости удовлетворения потребности разума в познании, оптимизации всего, что уже существует в жизни, включая свои восприятия и систему отношений. Восприятие на основе впечатлений и эмоций, личностных комплексов, которые человек выносит из детства, под воздействием среды, в которой он рос, взрослых и их представлений о воспитании, требует изучения и осмысления самим человеком. Понимание ценности жизни и ее смысла раскрывается по мере раскрытия человеком возможностей своего сознания, по мере понимания человеком причин его жизненных проблем, включая личную жизнь, систему отношений с окружающими людьми, реализацию своих способностей. И здесь целесообразно рассмотреть идею, что существенное значение для способности понимать существо проблем и саму жизнь имеет организация мышления человека и организация его жизни в основных сферах:
1. Работа, реализация, деятельность, профессия, деловая сфера.
2. Здоровье, понимание своего организма, его особенностей, простейшие знания анатомии и физиологии.
3. Семья, личная жизнь, семейно-родственные связи и отношения.
Следует помнить, что как мыслит человек, так он и живет, таковы и процессы в его организме. Это означает, что человек должен, прежде всего, принимать идею необходимости переосмысления своего мировоззрения, опираясь на которое, он за пройденный этап жизни сформировал определенные проблемы в названных сферах жизни и утратил интерес к жизни.
|