«Трудоголизм» - это стремление
ИРБ поддерживать статус активного члена стаи с опорой на такие качества
личности как исполнительность, ответственность и чувство долга. Человек, в
подавляющем большинстве случаев, такое проявление ИРБ не осознает. Нередко в
основе проявления «трудоголизма» лежит нежелание признать человеком
«трудоголизм» как проявления не управляемых со стороны разума установок ИРБ.
Стремления к максимуму,
выполнению максимального объема работ, продиктованные ИРБ, нередко сочетаются с
проявлением страха перед необходимостью переоценки и переосмысления ценностей,
лежащих в основе мировоззрения личности. То есть страх перед необходимостью переосмысления – это страх
лишиться накопленных и закрепленных в мировоззрении понятий, ценностей и
представлений.
Человек боится остаться ни с
чем в результате переосмысления, и по мере продвижения к возрасту зрелости
стремится закрепить, сохранить накопленный багаж всего того, что принято
называть положительными качествами. Человек не всегда понимает, даже
приступая к системным преобразованиям жизни, что заменить «трудоголизм» можно
лишь осознанным переходом к организации процесса деятельности, распределения
обязанностей и в результате отказа делать за других то, что им поручено.
Осознать страх перед
выговором, если что-то не сделано в срок не самим «трудоголиком», а конкретным
исполнителем – является условием процесса практического упорядочивания и
организации деятельности с постепенным перераспределением объемов работ и
ответственности.
Нередко в коллективах, где
невысокий профессиональный уровень и низкая исполнительская дисциплина, один
человек, компетентный и ответственный, «тянет» основной груз работ. В таком
человеке весьма часто проявляется стремление к наивысшему качеству результата,
а в среднем варианте – к приемлемому качеству результата с его точки зрения.
Эта точка зрения личности опирается на высокий уровень качества и
неприемлемость других результатов.
В результате такой человек
вынужден наиболее сложные и емкие работы замыкать на себя и «вытягивать»
сложные ситуации за счет дополнительных затрат своих энергоресурсов и своего
времени. Если «трудоголик» не работает над задачей подъема качества работы
окружающих (подчиненных) и не совершенствует организацию процессов их
деятельности, то его энергозатраты и избыточные напряжения становятся постоянно
высокими и «привычными» для него, а, главное, для окружающих.
И здесь целесообразно
рассмотреть идею, что «трудоголик» в самых благих намерениях и в интересах дела
плодит вокруг себя иждивенцев и способствует, в определенной мере, деградации
коллектива. «Трудоголик» неосознанно формирует представление о том, что он
лучше остальных, кто работает меньше. Его ИРБ успокаивается, поскольку человек
«выкладывается целиком» и делает все, от него зависящее. Это весьма «коварная»
установка ИРБ, связанная с устремленностью к большему, к большим энергозатратам
и большим результатам для «оправдания» своего статуса. На уровне животного мира
инстинктивные программы «статуса» дают право на привилегии при дележе добычи.
В социуме, когда современный
человек осознанно или вынужденно выстраивает процессы своей деятельности на
основе «трудоголизма», особых привилегий он не получает, зарплата часто не
повышается. Отсюда – жалость к себе и чувство несправедливости. Безусловно, все
определяется конкретными людьми и конкретными обстоятельствами, но программы и
реакции ИРБ на основе устремленности к максимуму, к наивысшему результату, к
необходимо большому объему выполняемой работы, реализуется именно на основе
установок личности, связанных с ответственностью, чувством долга и
исполнительностью, рассмотренными ранее в текстах.
Организация процессов
деятельности, связанная с более равномерным распределением обязанностей,
предполагает необходимый профессиональный уровень коллектива. Рассматриваемые
заметки на форуме приводят нас к выводу, что чаще всего «трудоголизм»
усиливается там, где нет должной организации деятельности и распределения
обязанностей в связи с низкой квалификацией исполнителей.
Наиболее подготовленный и
знающий назначается ответственным и «тянет воз», проявляя общепринятые
положительные качества, надежность и исполнительность, формируя некий образ
жизни. Этот образ жизни постепенно становится привычным, поскольку человек не уделяет
в других сферах жизни необходимых ресурсов сил и времени на определяюще важные
задачи для этих сфер жизни, подчиняя все или почти все интересам сферы «работа,
реализация, дело».
Сформированный дисбаланс в
энергозатратах и времени между основными сферами жизни воплощается у каждого
по-разному, но есть общее. У человека формируется ощущение и представление
того, что ему не хватает свежего воздуха, солнечного света, энергии,
человеческой теплоты (со стороны окружающих) и понимания. Взаимопонимание достигается,
благодаря инициативным усилиям того же «трудоголика», но есть одна особенность,
свойственная основной массе положительных и ответственных людей.
В личностных установках, в
самой глубине ценностей мировоззрения такого человека существует принятый
когда-то по умолчанию порядок: главное –
это дело, а быт, семейно-родственная сфера отношений и сфера собственного
здоровья вторичны до тех пор, пока в них не грянет кризис. Мы неоднократно
рассматривали с вами определенные взаимосвязи между установками личности в
мировоззрении и последствиями по организму и судьбе, которые наступают не
сразу, а являются протяженным процессом, растянутым на годы.
Так, например, проявление в
деловой сфере готовности человека выполнять все по максимуму, включая
энергозатраты и время, приводит к тому, что внимание сознания полностью
концентрируется на нескольких задачах деловой сферы, а жизнь во всем остальном ведется от ИРБ. Когда такая
диспропорция достигает определенного предела, и человек начинает дорожить
«делом» превыше всего, в окружающем мире формируются обстоятельства и
происходят события, которые такую максимальную устремленность компенсируют.
Избыточно силовые состояния, связанные со стремлением в деле достичь максимума,
отсутствие внимания сознания и сил на другие сферы жизни как бы «притягивают»
избыточные процессы и избыточные личности из социума, которые вступают в игру.
У «трудоголика», который горит
ради дела, как правило, один или несколько партнеров не менее ярко «горят» по
другому поводу. Это может быть алчность и стремление к наживе, сугубо личный
карьерный интерес, скрытый и не замечаемый трудоголиком. Вариаций бывает много,
но смысл задействования определенных взаимосвязей в общих процессах таков:
рвение и трудоголизм одного очень часто компенсируется заторможенностью,
некомпетентностью, откровенной ленью, безответственностью, алкоголизмом,
алчностью другого и т.д.
Стремление к наивысшему
результату закрепляется, как правило, в период воспитания и обучения человека
на основе общепринятого и тех норм в отношении позитивных качеств, которые
приняты в обществе.
Если в сфере личной жизни и семейно-родственных связей
человек не успевает компенсировать нехватку времени за счет организации
взаимопонимания и взаимозависимости, не работает над задачей перераспределения
своего времени, то проблемы начинаются и в сфере здоровья, причем они, как
правило, носят системный характер, и потребуются годы для стабилизации
состояния здоровья и постепенного восстановления.
Следует отметить, что задача
организации распределения обязанностей, задача подъема уровня знаний и качества
работы подчиненных – это задача не на один месяц и не на один год.
Переосмысливая страх порицания, осуждения и наказания, «трудоголик», приступая
к системным преобразованиям жизни, должен, на наш взгляд, опираться на идеи
о приоритетности системы отношений и ежедневно практиковать осознанную
коррекцию своих внутренних состояний, выделяя на начальном этапе устремленности
и избыточные состояния «предвкушения деятельности». Замена этих состояний
на равновесные и осознанная работа по
формированию общего видения с остальными партнерами смысла и значения
результатов производимого, позволяют постепенно создавать организационную структуру, способную более гибко
работать, перераспределять нагрузки под приоритетные задачи и вопросы, не
порождать условия аврала и работ на пределе возможного. Все это очень
индивидуально в плане конкретики качеств сторон личности непосредственных
руководителей, формирующих атмосферу и правила деятельности коллектива.
«Трудоголику», как правило, дается задача по коррекции всего этого и
непосредственно себя на уровне его возможностей. Все определяется его
личностным восприятием и степенью упрямства, когда он творчески относится к
обоснованию своей безысходности. Важно изучать
и понимать свои внутренние привычные состояния, формируемые в ходе выполнения
действий и при получении информации извне.
Нередко к ним относятся и состояния неприятия и отрицания всех или конкретных личностей, с которыми связана деловая сторона жизни. И здесь важно
понимать следующее. Человек в своем стремлении проявлять позитив, надежность,
ответственность и компетентность, может зайти за те границы разумной
достаточности, когда окружающие начинают привыкать к ничегонеделанию, к
безответственности, к нежеланию что-то изменять и развивать в себе. Это очень
важный вопрос, касающийся взаимоотношений и взаиморазвития. Важно понимать, что
позитивное в общепринятом наборе качеств, реализованное под управлением ИРБ,
опирается на избыточные состояния самого «трудоголика», который вынуждает себя
работать на износ.
Когда культивируется приоритетная
ответственность одного, это приводит к воспитанию эгоизма и безответственности
у остальных. Благие намерения,
позитивные черты личности, реализуемые через избыточные состояния устремленности
к результату, неукоснительному исполнению порученного, приводят, как правило, к
низкой эффективности коллектива и неспособности людей выполнять хотя бы круг
своих функциональных обязанностей.
Смысловые мотивации, связанные
с необходимостью обновления своих знаний и представлений и потребностями разума
оптимизировать сложившиеся и существующие процессы деятельности заменяются
рефлекторными мотивациями. Рефлекторные мотивации – это все те же установки ИРБ
на «здесь и сейчас», «пожирней и погуще», «побольше взять – поменьше дать» и
т.д. Принцип информационных
взаимосвязей, взаимодополнения и взаиморазвития заменяется принципом
потребления самого «трудоголика» со стороны окружающих.
|