02.01.10
Конечно, приведенное выше не
означает, что человек не занимался саморазвитием и не реализовывал
индивидуальные способности своего разума в сферах деятельности человеческого
сообщества. Речь идет о достаточных условиях со стороны социума в целом и возросших
возможностях отдельного человека, осознанно придать процессу своего развития
системный характер.
Это означает, что по мере
изучения человеческого генома, понимания истинно индивидуальных особенностей
собственной генетики, каждый человек способен разумно выстраивать свое
отношение к жизни и деятельности в каждой из трех главных сфер жизни, реализуя
системный подход для ее ведения. И здесь целесообразно рассмотреть идеи в
отношении процессов развития, полезной реализации индивидуальных способностей
разума и продления жизни. Следует отметить, что любой процесс развития
индивидуален, если речь идет о конкретном человеке. Но общие системные
закономерности и условия целесообразно учитывать в ходе ведения системных
преобразований жизни, применять индивидуально в отношении каждой собственной
проблемы и задачи в каждой сфере жизни человека.
Итак, первым условием более глубокого и непрерывного процесса развития
способностей должно быть осознание человеком той части индивидуальных
особенностей, которые связаны с природной генетикой и характеризуют
физиологические и психические начальные условия. Это позволяет человеку
правильно, не входя в противоречие с собственной генетикой, определять
направление своей деятельности и развития, уровень нагрузок, протяженность
полезной деятельности в каждой сфере, коррекцию своих представлений об
отведенных природой возможностях своего организма и психики.
Это означает, что человек при
физических нагрузках осознает и понимает особенности своего организма и
выбирает лишь необходимый объем, организуя это как протяженный постоянный
процесс, не порождающий перегрузок, предельных нагрузок и не-деятельности
основных жизненных систем организма в связи с гиподинамией. Деятельная
физическая активность и физическая культура – лишь одна из граней «сложного
кристалла» человеческой индивидуальности с точки зрения необходимости
реализации системных условий для протекания полноценно процессов и программ
обмена веществ, общей жизнеспособности организма без крайностей, которые
могут быть спровоцированы уже личностью человека под воздействием стереотипов и
личностных устремленностей.
К этому уровню вопросов
«физического плана» следует относить и задачи формирования разумного
индивидуального рациона без крайностей в том смысле, что, не учитывая
особенностей текущего психофизиологического состояния, нельзя слепо, без
индивидуальной адаптации, принимать те или иные диеты, модные рекомендации и
рецепты, наставления по ускоренному похуданию, физическому развитию в самом
широком смысле слова. Пренебрежительное отношение ко всему, что связано с
физическим телом, обменными процессами, биологической активностью клеток,
тканей органов и систем, может порождать за длительный период времени
непреодолимые проблемы, которые будут отвлекать внимание сознания, влиять на
процессы системных преобразований жизни и систему отношений с окружающими.
Вторым условием является, на наш взгляд, понимание значения системного
характера жизненного процесса. Это означает распределение внимания сознания на
каждую главную сферу жизни без перекосов, связанных с устремленностями
личности, ориентированной на вкусы, личностные предпочтения и неизменность
каких-либо основ своего мировоззрения. Этот уровень задач связан с
пониманием человеком протяженных процессов в каждой сфере жизни и умением
изучать эти процессы, выделяя причинно-следственные связи, приводящие к текущим
проблемам.
Здесь следует рассматривать
наиболее значимые задачи в каждой сфере жизни, а при наличии каких-либо сложных
проблем в одной из сфер жизни перераспределять внимание своего сознания в
сторону наиболее значимых проблем, но не упуская и другие сферы жизни, не подчиняя
их программам и реакциям ИРБ. Когда человек формирует в своем сознании общую
картину своей жизни, выделяя структуру из трех главных ее сфер, определяюще
важные задачи в каждой из них, он способен разумно и на длительную перспективу
решать жизненные задачи во взаимосвязи, благодаря переосмыслению своих понятий
и представлений, включая понимание внешних процессов, определяющих условия
будущей деятельности.
Когда часть избыточных
напряжений, порожденных личностными установками в мировоззрении, начинает
постепенно сниматься, то основная задача не воспроизводить эти избыточные
напряжения вновь, понимая их причинность. Она заключается в установках мировоззрения,
личностных вкусах и эмоционально-чувственных ориентирах, которые и приводят к
избыточным состояниям организма и психики. Ошибочные установки личности,
которые требуют от нее усилий для преодоления реальности, лежат в основе
силовых состояний, порождаемых ИРБ.
Даже в случае, когда человек
понимает круг этих проблем, но на практике до конца не реализует необходимые
изменения в своем мировоззрении и личностных установках, избыточность
воспроизводится и закрепляется в виде системы избыточных напряжений и состояний
психофизической системы. Привычные мотивации рефлекторного характера, которые
личность человека считает приоритетными, сохраняются, нередко в обход сознания
человека, и формируют состояние неудовлетворенности, нереализованности,
конфликтности с окружающим миром.
Конфликтное восприятие
реальности постепенно снижается лишь в ходе системно организованного
переосмысления человеком своих установок, понятий и представлений, лежащих в
основе мировоззрения. Если же, сохраняя ошибочные установки мировоззрения,
человек стремится «прогнуть мир под себя», его организм вынужден поддерживать
целый комплекс напряжений. ИРБ формирует напряжения готовности преодолевать
препятствия, готовности встретить «врага», стремящегося отобрать завоеванное
(добычу), напряжения страха собственной несостоятельности (ИРБ чувствует, что
реальность сильнее, чем сам человек), страха голодной смерти, страха порицания,
осуждения и наказания и т.д.
Такой человек может вызывать у
окружающих готовность «поставить его на место», «насолить ему» или просто
беспричинное неприятие. Существо работы по анализу внутренних состояний
заключается здесь, прежде всего, в осознанном и объективном выделении человеком
своих страхов и тревожности с последующим анализом причин. Если же
причинность выявленных реакций и состояний не удовлетворяет личность и
противоречит представлениям личности человека о самом себе, то это означает
необходимость пересмотра этих представлений, опираясь на идею неповторимости
индивидуальности каждого человека.
Эта индивидуальность ждет
реализации, реализации именно индивидуальных способностей разума человека. Эти
индивидуальные способности разума должны быть полезно использованы. Полезная
реализация таких способностей, востребованность человека, стимулируют его
дальнейшее развитие и наполняют смыслом его жизнь.
Постепенная реализация индивидуальности, ядром которой
являются индивидуальные способности разума, означает воплощение на практике
созидательной природы Разума через индивидуальные способности сознания
отдельного человека.
Ко второму условию,
обозначенному нами как понимание человеком системного характера жизненного
процесса, и относится понимание человеком индивидуальных способностей своего
разума. Они могут быть реализованы во все более полной мере лишь при системном
подходе к жизни без перекосов и критических отклонений от индивидуальных
особенностей генетики в ходе устремленностей личности, управляемой ИРБ.
К третьему условию следует относить понимание человеком себя как
биосоциальной единицы, развитие которой невозможно в одиночестве и изоляции от
социума. Понимая социальный аспект развития человека, он должен выстраивать все
более полноценную систему отношений в ближнем круге семейно-родственных связей,
деловой сферы, в отношениях с социумом в целом. На наш взгляд, именно система
отношений человека с окружающими является самым главным условием процессов его
индивидуального развития и полезной реализации в интересах, как общества, так и
себя.
09.01.10
Выстраивание отношений с
окружающим миром может реализовываться под управлением ИРБ, программы и реакции
которой являются самыми древними и отшлифованы в ходе биологической эволюции.
Животная система (ИРБ) сам процесс восприятия окружающего мира выстраивает на
основе постулата животного мира о непредсказуемости и враждебности окружающего
мира. Входя в контакт с окружающим миром, животное всегда решает задачу
выживания.
Человек, выходя из животного
мира, несет в процессах восприятия все базовые установки и программы
инстинктивно-рефлекторной базы (ИРБ), добавляя свои способности к абстрактному
мышлению и реализуя, тем самым, инструктивное мышление, которое имеет
рефлекторный характер. Спектр реализации такого мышления слишком велик. Следует
выделить в этом главное – восприятие жизни как процесса выживания и борьбы,
которая несколько «облагорожена» в ходе развития цивилизации.
Если представление о жизни как о процессе выживания и
борьбы человек не переосмысливает и не осознает самой сути этой установки
животного мира, то он всегда будет провоцировать, как в своих мыслях, так и в
планах, в деятельности, устремленности к выживанию, обретению статуса, росту накоплений и социального
влияния через механизмы силового воздействия на другую часть человеческого
сообщества.
На наш взгляд, именно
установка ИРБ на восприятие жизни как выживание и борьбу, инициирует программы
ИРБ, которые затем реализуются через систему мышления человека.
Если же он при этом формирует постоянно страхи физической смерти, голода,
страхи одиночества, порицания, осуждения и наказания, то сами процессы развития
способностей сознания будут блокироваться и заменяться рефлекторным мышлением.
Рефлекторное мышление базируется на «инструкциях», «непреходящих истинах»,
авторитетных источниках, накопленных знаниях и личном опыте. Консервация
понятий, знаний и представлений является необходимым условием для реализации
рефлекторного мышления, реализующего, фактически, программы выживания от ИРБ.
Осознанное изменение
представления о жизни как о выживании и борьбе раскрывает другой путь
приложения способностей мышления человека, поскольку не провоцируются
инстинктивные программы и реакции, лежащие в основе личностных представлений.
Замена представления о жизни как выживания и борьбы представлением о жизни как
о процессе познания инициирует с постепенным нарастанием включение возможностей
разума без силовых состояний и реакций на окружающий мир. Как уже отмечалось в
текстах, человеку необходимо осознанно организовывать удовлетворение
потребностей разума в новой информации, идеях и подходах к жизни, оптимизации
созданного и существующего (по энергозатратам и времени), а также потребности в
творчестве, творении, созидании.
Принимая идею о представлении
о жизни как о процессе познания, человек меняет приоритеты в первичном отклике организма и психики
на информацию из внешнего мира.
Цивилизационный процесс в
настоящее время находится на этапе системного кризиса именно в связи с
господством представлений и концепций в человеческом мышлении от животной
системы. Это переходный процесс кризисной и болезненной ломки многих устоявшихся
принципов ведения жизни и организации отношений, как от уровня отдельного
человека, так и до уровня мировых процессов. Но именно в этот период человек,
обретая представление о восприятии мира как о процессе познания, имеет
возможность кардинально изменять принципы ведения жизни и раскрывать
индивидуальные способности разума.
Восприятие себя как
биосоциальной единицы при необходимости решения задач отношений с окружающими
людьми позволяет человеку рассматривать любые процессы и действия как бы со стороны,
сохраняя себя на уровне смыслового
восприятия любой ситуации. Это позволяет принять глубоко идею, что
процессы развития основаны на взаимоотношениях и взаимодействии человека с
окружающим миром и окружающими людьми. Взаиморазвитие, которое достигается в
ходе преобразования отношений с окружающими людьми, позволяет человеку полнее
раскрывать индивидуальные способности сознания и находить им полезное
применение.
Это природа общечеловеческая,
в основе которой лежит взаимодействие между индивидуальностями различных людей.
Реализуется этот процесс, благодаря проявлению индивидуальных способностей
разума людей, взаимодействующих друг с другом без силового принципа подчинения
и принуждения. Проявляя индивидуальные способности своего разума, человек дополняет
своими идеями и своей новизной индивидуальные способности разума другого
человека, работающего над той же проблемой. Возникает процесс информационного
взаимодействия, когда сознание одного взаимодействует с сознанием другого (в
основном), проявляя свои индивидуальные способности. При увеличении количества
таких взаимодействий возникает некая информационная структура обмена наподобие
сети.
Эта структура напоминает
организацию нейронно-сетевой структуры коры мозга. Упрощенно говоря,
индивидуальные способности разума отдельного человека взаимодополняются в ходе
решения задачи индивидуальными способностями разума других людей, образуя более
крупную структуру, способную решать более сложные задачи.
Когда в отношении основных
сфер жизни человек разумно реализует свое время и организовывает необходимые и
полезные взаимоотношения, он способен сформировать новые идеи, полезные для
окружающих. Если принципы разумной достаточности и принцип восприятия жизни как
процесса познания начнут приниматься все большим количеством людей в интересах
продления жизни и полезной реализации индивидуальных способностей разума, то в
обществе начнет преобладать разумное управление процессами его
жизнедеятельности и развития.
Удовлетворение потребности
разума в познании и развитии при объединении индивидуальных способностей разума
людей в «сеть» коллективного разума позволит обеспечить решение системных задач улучшения жизни человеческого
сообщества, а также задач восстановления планеты в целом, с учетом
особенностей и потребностей каждого региона и каждой структуры общества. Речь
идет о перспективе реализации принципа единения человека, общества с природой и
планетой в целом. Осознанное включение коллективного разума человечества в
глобальный экобаланс дает возможность дальнейшего развития ноосферы через
практическую реализацию необходимых и полезных действий отдельного человека.
10.01.10
Некоторая предопределенность
проявления типов высшей нервной деятельности заложена генетически, если
основываться на результатах современных исследований генетиков и опытов,
статистик, которые доступны в научно-популярной литературе. Целесообразно, на
наш взгляд, учиться понимать, что человек, приступая к системным
преобразованиям жизни, должен изучать природу своих характерных реакций,
откликов и особенностей образа мыслей, мировоззрения. Все, что дано
природой и заложено в соответствующий генотип, необходимо воспринимать как
данность или, точнее, исходные данные, над которыми нужна системная постоянная
работа сознания для понимания своей индивидуальности и ее полезной реализации.
Когда человек, изучив и приняв информацию в отношении своего характера и его
особенностей, типов темперамента, которые проявляются в разных формах в
зависимости от ситуации, приступает к преобразованиям образа мыслей и образа
жизни, он должен, безусловно, принять все то, что он получил как природный
ресурс и условия задачи по коррекции своих доминирующих черт и реакций.
Другой вариант подхода гораздо
удобнее, но сам вариант выхолащивает смысл каких-либо преобразований. Это
вариант, когда человек старается объяснить возникающие дисбалансы по организму
и психике как следствие проявлений собственной генетики, а также проявления
неких астрологических предрасположенностей в связи с принадлежностью к тому или
иному знаку Зодиака. Желательно именно такой вариант в своем мировоззрении
выделять сразу и переосмыслить его суть, приняв идею возможности человека
разумно и системно корректировать собственные проявления, работая «вглубь
себя», меняя личностные представления и убеждения.
Это принципиально важный
вопрос, поскольку практика показывает следующее. В 9-ти случаях из 10-ти
человек, апеллируя к астрологическим характеристикам своего типа, неким
эзотерическим знаниям, а также к генетической особенности своего типа, выводит, по сути, за рамки реальной
практической работы над собой все, что касается его личности, проявлений
установок программ и реакций ИРБ, своих особых понятий и представлений.
В таких случаях можно
десятилетиями читать разного рода тексты, книги, заниматься медитативной
практикой, применять разумные диеты и комплексы специальных упражнений. «За
кадром» при этом останется вся
причинность реальных проблем по
организму, в сфере восприятия окружающих людей и отношений с ними, в личной
жизни и деловой сфере.
Для наиболее скрытых программ
и реакций ИРБ по хранению неизменным личностного комплекса человека всегда выгодно использовать любую информацию
извне для сохранения неизменными понятий, знаний и представлений в
мировоззрении, личностных черт и особенностей, доминирующих по жизни.
Это своего рода уловки ИРБ и
проявление рефлекторного мышления личности, которая формируется под влиянием
взрослого окружения с раннего возраста, и среды воспитания и обучения. Следует
признать, что осознание своих личностных установок и представлений, которые
выводят внимание сознания человека во внешний мир в поисках причин своих
проблем, является наиболее важной задачей этапа упорядочивания и организации
образа мыслей.
Многие знания, как из сферы
официальной науки, так и пограничных с ней сфер, несут информацию о
системообразующих процессах во Вселенной, на планете, в человеческом
сообществе, организме и психике конкретного человека. Отрицать подобную
информацию тотально, включая и информацию из пограничных с наукой сфер, было бы
бессмысленно. Но было бы бессмысленно в работе по преобразованиям жизни
внимание сознания фокусировать лишь на определенных взаимосвязях
астрономического и астрофизического характера с жизнью человечества и
отдельного человека. Когда человек полагает, что все в его
жизни предопределено, расписано и имеет жесткий алгоритм реализации помимо
способностей его разума по коррекции личности и образа жизни, тогда проблемы,
накопленные с годами, утрачивают перспективу разрешения, а консервативное
начало в мировоззрении, в сфере отношений с людьми, усиливается и начинает
преобладать над здравым смыслом.
Вышеизложенное желательно
использовать при осмыслении своих доминирующих личностных черт и проявлений во
всех сферах жизни, рассмотрев следующую идею. Уникальная и неповторимая индивидуальность – это, прежде всего,
индивидуальные способности разума и определенный тип конституции организма,
особенностей, унаследованных от предков.
Ни стиль одежды, ни величина
счета в банке, ни марка автомобилей, ни, тем более, тип ресторанов для обеда не
могут отражать индивидуальность человека. Подобный подход – это навороты личности, которая может стремиться к
собственной исключительности и которая в основе своих мотиваций имеет программы
и реакции все той же ИРБ, деформирующей, тем самым, организм и психику.
Между тем, задачи системной
полезности для окружающего мира и себя, развития индивидуальных способностей
разума для все той же системной пользы и самореализации предполагают разумную
достаточность во всех аспектах материального мира. В нем человек выстраивает
свои смысловые мотивации на основе понимания своих потребностей, а не
запросов и вывихов личности, которая в мире материальном может быть реализована
по-разному, иногда в виде гротеска и урока для последующих поколений.
Смысл индивидуальности, если
учитывать подход на принципах разумной достаточности и задачи продления жизни
для системной полезной реализации способностей разума, может сводиться к
реализации через полезную деятельность индивидуальных способностей разума,
гармонизацию системы отношений с окружающими людьми, с обществом в целом.
Более того, чем полнее человек
освобождается от управляющих воздействий программ и реакций ИРБ, и чем полнее
он находится под управлением разума, тем глубже и точнее он осознает
созидательную природу разума и свои индивидуальные созидательные задачи в
этом мире. Удовлетворяя потребности разума в познании и развитии,
поддерживая необходимый уровень физической культуры и разумного потребления,
реорганизуя систему отношений на принципах взаимопонимания, взаимодополнения и
взаиморазвития человек обретает способность своего разума понять свою
индивидуальность и свои индивидуальные задачи.
На этапе переосмысления своих понятий и представлений, а также знаний,
которыми дорожит человек, важно, на наш взгляд, выделять следующее.
Реализация идей развития начинается с понимания собственной генетики и
особенностей собственного организма, заложенных в ней. Здесь необходима
тщательная и постоянная работа над собой в плане коррекции режима дня, рациона,
распределения физических нагрузок и деятельной активности в целом, изучения и
понимания своих особенностей личности и характера.
Со временем, по мере
организации режима и ритма дня, понимания и организации предстоящих процессов
деятельности, человек начинает освобождаться от ряда избыточных напряжений и
избыточных реакций, которые неосознанно проявляются в системе отношений с
людьми. Уже на этом этапе важно выделять и понимать свои особенности характера
и его проявлений. Соблазн все свалить на генетику будет провоцироваться со
стороны ИРБ, которая будет стремиться «защитить» все «накопленное» (это
хранение животной системой запасов, включая накопленные знания, устойчивые
представления, отработанные условно-рефлекторные программы в мотивациях и
действиях, а также просто привычки). Зная и понимая механизмы реализации
программ ИРБ, человек способен осознанно проконтролировать начало формирования
этих реакций и свойственных психоэмоциональных состояний. Здесь важно переосмысление своих привычных реакций,
представлений и устремленностей, подавление их волевым образом лишь
усилит влияние ИРБ, что приведет просто к росту избыточности, а в отношениях с
окружающим миром – к конфликтности.
|