Структуры коры мозга и ее
лобные доли имеют сложную, системную организацию взаимодействия и
реализации множества функций логической
обработки информации и генерации выводов. Лобные доли имеют доминирующее
значении в организации процессов распределения внимания сознания, организации
обработки информации и ее хранения в памяти с возможностью выделения функций
долговременного хранения и режима оперативной памяти, напоминающего функции в
компьютере. Специалисты нередко называют лобные доли дирижером большого
оркестра, объединяющего структуры мозга и его коры в единую систему.
Условно, можно обобщить
основные функции лобных долей и выделить следующие:
1. Реализация задач
анализа и синтеза. Формирование аналитико-синтеческих умозаключений в
широком
спектре задач человеческой деятельности. В
целом, речь идет о реализации задач интеллекта.
2. Задачи ассоциативного
мышления.
3. Задачи образного
мышления в сочетании с пространственным мышлением.
4. Способности к
прогнозированию. Здесь можно выделить сложное сочетание функций левого и
правого
полушарий наряду с проявлениями
интуитивной чувствительности к возможным вариантам (сценариям)
развития событий на глубину
среднесрочной перспективы.
Но есть еще круг очень
значимых задач, которые решают лобные доли. Это формирование новизны, новых идей, взглядов, представлений и гипотез
на основе процессов восприятия мозгом информации из внешней информационной
сферы и ее трансформации до доступного на текущий период времени уровня
смыслового восприятия человеком. При
этом часть внимания сознания может быть реализована в круге привычных дел и
логических умозаключений, построенных на известной информации, осознанном и
выбранном человеком подходе к процессам своей деятельности.
Сформировав новую идею,
лобные доли как бы «передают на исполнение» эту информацию другим структурам
мозга.
Возникает сложный процесс смыслового поиска приемлемого варианта в круге
текущих задач и перспективы, где возможно применение новой информации. Вместе с
тем это процесс весьма неустойчивый,
основанный на «слабых» сигналах, которые могут легко перекрываться реакциями
психоэмоциональной сферы личности человека, всплесками рефлекторно-личностных
программ, связанными с обидами, страхами, конфликтностью в сферах жизни
человека. В результате информацинный
посыл с новой идеей, подходом к привычным проблемам и известным задачам
исчезает, он, в лучшем случае, как бы «зависает» в памяти с некоторой
вероятностью сохраниться в ней.
Привычный порядок жизни
продолжает протекать своим чередом, шаблоны и стереотипы личностного мышления
человека будут реализовываться без изменений и внедрения новых идей. Этот
процесс связан еще и с представлениями человека о том, что задачи ведения жизни
являются чем-то сложным и непривычным в повседневной жизни, где все имеет свой
сложившийся порядок и его изменения крайне затруднительны.
На этапе упорядочивания и
организации основных сфер жизни человек часто придерживается неосознанно именно
таких воззрений, что необходимо понимать и фокусировать внимание сознания на
причинах проявления всплесков психоэмоциональных состояний. Личностное
восприятие и отношение к реальности зачастую провоцирует ИРБ на систематическое
поддержание состояния собранности, а далее, состояния тревожной готовности
ожидания худшего. В результате активизируется выработка адреналина, который
способствует реализации животных программ мобилизации физиологических ресурсов
для противостояния опасности. Уровень напряжений многих мышц, в том числе, плечевого пояса, шеи и головы, в обход сознания
человека, повышается. Это приводит к нарушению нормального оттока венозной
крови от мозга, а в сочетании с действием адреналина стимулирует рост
возбуждения множества структур мозга. В результате человеку становятся
недоступными физически те состояния сознания, при которых более четко
обеспечивается сложное информационное взаимодействие между лобными долями и другими структурами мозга,
прежде всего его коры. Познавательные способности, возможности применения в
существующих процессах деятельности и самой жизни новых идей, решений и
подходов к решению жизненных задач существенно снижаются.
Таким образом, процессы
развития, обучения человека и адаптации им новых знаний в условиях изменяющейся
реальности во многом зависят от слаженности работы структрур мозга и лобных
долей коры. Множество представлений человека, стереотипов в его мировоззрении
консервируются в его памяти и используются чаще в повседневности в зависимости
от подвижности его психоэмоциональной системы, которая стремится заменить в
своих откликах работу разума. Так личность на основе рефлекторных программ
накопления и хранения ресурсов (информационных, в т.ч. знаний) стремится
«изменить» реальность под свои представления, формируя множество реакций
отрицания, сортировки, предпочтений и т.п.
Понимание этих механизмов
работы программ рефлекторно-личностной системы восприятия реальности позволяет
человеку создать необходимые и достаточные условия для процесса переосмысления
представлений, знаний и установок личности, лежащих в основе мировоззрения.
Переосмысление должно быть системным и возобновляемым процессом с необходимой частотой,
превышающей темпы изменений реальности в
круге значимых и важных условий для жизни и деятельности человека. На уровне
повседневной жизни целесообразно практиковать в сформированном равновесном
состоянии раз в 3,5-4,5 часа воспроизведение целостной системной картины своей
жизни. Она представляется в виде
взаимосвязей важных и значимых задач для ведения жизни в каждой сфере жизни и
между ними с учетом условий от внешних процессов в социуме. Тогда проявленная проблема может быть быстро оценена по значимости и сложности от нашего ВК без преобладания
психоэмоциональных отражений, а круг дополнительной информации и необходимых
решений может быть получен в ограниченное время при готовности сознания к такой работе.
Процессы развития
индивидуальных способностей сознания напрямую зависят от степени возбуждения
структрур мозга человека, его нервной системы. Чем полнее в сознании представлена
система отношений человека с его ближнем кругом и деловой сферой, тем точнее он
может производить ее коррекцию в сторону взаимопонимания и взаимодополнения при
совместной деятельности.
Видение картины в целом,
свободное системное восприятие проблем окружающего мира зависят от степени возбуждения
человека и состояния его психофизического баланса, который во многом
зависит от системы отношений человека. В сбалансированной и согласованной
системе отношений человек может существенно быстрее обеспечить свое развитие и
практическое применение новых идей и решений для преобразования своей жизни и
полезной реализации своих индивидуальных способностей сознания. Именно в такой
системе отношений и формируется процесс взаиморазвития.
|