Старение мозга считается необратимым процессом. У каждого человека этот процесс протекает индивидуально. Но в плане задач ведения жизни от РУС (См. Термины) предусмотрена системная задача самовосстановления организма с целью продления его жизни.
Из медико-биологических исследований известно, что начало старения мозга связано с процессами дисфункции и повреждения тех его клеток, которые отвечают за выработку дофамина.
Этот гормон отвечает за чувство удовлетворения, удовольствия, за формирование мотивации познавательной деятельности, за обучение. Когда начинается повреждение клеток, вырабатывающих дофамин, формируется сложный дисбаланс по множествам клеточных структур, что приводит к атрофическим процессам в других структурах мозга. При недостаточной выработке дофамина всегда снижается мотивация познавательного поиска, закрепляются стрессовые программы, связанные с эмоционально-чувственными переживаниями, тревожностью и страхами.
Наблюдаются признаки депрессии, условно говоря, дисфорийного типа. Напомним: дисфория – формирование устойчивого негативного настроения, негативных мыслей и эмоций. В совокупном проявлении стрессовые состояния сильно влияют на процессы работы мозга, на его старение и снижение эффективности работы множества его структур.
Следует особо выделить гормон стресса, кортизол, который достаточно длительное время «хранится» в организме после проявления стресса. Это контринсулярный гормон, в результате действия которого клетки и ткани организма не получают необходимого количества глюкозы, то есть основного энергоносителя.
Известно, что кортизол также влияет на свертываемость крови, и под его воздействием при хронических стрессовых состояниях стимулируется тромбообразование. Кортизол также разрушительно действует на клетки гиппокампа, которые функционально связаны с обеспечением хранения информации в ходе ее восприятия человеком.
То есть снижаются возможности памяти, включая долговременную память, что существенно влияет в целом на интеллектуальную деятельность. Следует выделять определенные признаки старения мозга, которые связаны со следующими процессами:
- Ухудшение памяти и трудности с формированием сложных умозаключений и выводов.
- Заметное снижение мотивации, особенно к познавательной деятельности, изучению и применению новой информации в основных сферах жизни. Существенно снижается способность усваивать, понимать новую информацию.
- Активизация в человеке консервативного начала, устремленность к сохранению былых знаний и правил, неприятие и отрицание новых идей и новаций, поступающих от окружающих людей.
- Постоянное чувство усталости, плохое настроение, тревожное восприятие реальности, активизация страхов перед будущим.
Задачи ведения жизни под управлением РУС имеют общую направленность – продление жизни и полезная реализация индивидуальных способностей сознания. Эти задачи невозможно реализовать при прогрессирующих процессах старения мозга и организма в целом. Поэтому так необходимо системное восприятие проблемы и ее решения на основе следующих шагов:
- Упорядочивание и организация жизни на основе разумного формирования рациона, физических и интеллектуальных нагрузок и переосознание причин тревожных мыслей, личностных комплексов, связанных со страхами, тревожностью, стрессами. Процесс переосознания является основным фундаментом самокоррекции и устранения причин преждевременного старения организма.
- Формирование такого режима дня и организация процессов деятельности должны обеспечивать минимальный сон 7-8 часов и предоставлять возможность для поддержания ежедневной постоянной в течение дня смысловой нагрузки на сознание (т. е. поддержание и увеличение осознанности своей деятельности), постоянной интеллектуальной деятельности в каждой сфере жизни (тренировки внимания, логические задачи, включая задачи ведения жизни и задачи переосознания своих стереотипов).
- На основе саморегуляции и самокоррекции необходимо изучение причин стрессовых переживаний, и необходим поиск решений для коррекции стрессовой ситуации. В целом главная задача – формирование конструктивного мировоззрения, осознавая и понимая системные причины кризисов в социуме, в отдельных сферах жизни и отношений. Также необходимо понимание значение таких гормонов как дофамин и серотонин для восстановительных процессов в организме, для формирования конструктивных мотиваций и настроений в деятельности, поддержания здорового эмоционального баланса в течение дня. Необходимо помнить, что хронический стресс оказывает разрушительное действие на высшую психическую деятельность, то есть на сознание.
- Важно использовать в своей повседневной деятельности организованные занятия физической культурой, включая дыхательную гимнастику, ходьбу и доступные упражнения. Необходимо помнить, что регулярные и разумно подобранные физические нагрузки способствуют предотвращению начала старения мозга и разрушительных процессов в его нейросетевых структурах.
Необходимо помнить, что гормон дофамин оказывает конструктивное воздействие на структуры мозга. Он осуществляет химическую стимуляцию структур мозга, связанных с познавательным процессом. Когда этого гормона много (стремление к удовольствиям и их получение), то возобновление познавательной инициативы затруднительно, поскольку внимание сознания сосредоточено на удовольствии.
Поэтому необходимо ориентироваться на процессы удовлетворения, когда возобновление интереса к стоящим задачам облегчается, а мотивация познавательной работы и познавательного поиска укрепляется. Человек получает поддержку от самого организма. Клетки мозга, вырабатывающие дофамин, начинают поддерживать активность и происходит процесс их самовосстановления. Это возможно, когда человек осознает весь механизм управления своим восприятием и мышлением, вырабатывая конструктивный подход к жизни.
Для поддержки выработки необходимого минимума дофамина всегда нужно фокусировать внимание сознания на маленьких подвижках к лучшему, на ежедневных позитивных решениях и результатах.
Это не самовосхваление, а работа с организмом в диалоге и разумном восприятии позитивных результатов. При фокусировке внимания сознания на них, при осознании небольших сдвигов к лучшему происходит закрепление активности и устойчивости работы клеток, вырабатывающих дофамин.
То же самое следует и относить к серотонину. Для поддержи его выработки необходимы физические нагрузки, действия на свежем воздухе, необходим солнечный свет. Это гормон, поддерживающий готовность к новым делам, к начинаниям с конструктивным восприятием деятельности, познавательной инициативы. Необходимой информации о рационе, поддерживающем выработку серотонина, достаточно. Важно помнить о разумной достаточности во всем, как об основном принципе ведения жизни от РУС. |