Часть I. Интерес к жизни стимулирует осознанность
Жизнь человека формируется его сознанием. Все происходящее с человеком определяется степенью осознанности жизненного процесса, пониманием целей, сути и смысла производимых человеком действий, а также определяется идеями, образом мыслей человека.
Каждая идея, мысль, несущая интерес человека к окружающему миру, отражающая этот мир и самого человека, имеет большое значение. Это инструмент влияния на реальность и самого человека. Не даром говорится: как мыслит человек, такие процессы идут в его организме и в его жизни.
Поэтому осознанность человека во всех сферах его жизни и во всех аспектах текущего момента, переживаемого человеком, определяет его состояние, понимание сути происходящего и стоящих задач. Сознание может развиваться при определенных условиях, но главным из них является интерес человека к жизни.
Если интерес к жизни есть, то и восстановительные процессы идут более активно. Более активно идет процесс развития индивидуальных способностей сознания. Это важно помнить, проводя системные преобразования образа мыслей и мировоззрения. Следующим этапом этого процесса является более точное управление мыслями, что позволяет высвобождать существенный ресурс энергоносителей и не формировать избыточных состояний.
Мыслительный процесс весьма затратный для организма, он сопоставим с физическими нагрузками среднего уровня и даже более того. Это означает, что животная система не остается в стороне, когда человек инициирует мыслительный процесс, изучая что-либо, рассуждая с целью получения логического вывода. Животная система не мотивирована на развитие, у нее нет способности к абстрактному мышлению.
Для нее значимо все, что "здесь и сейчас" происходит независимо от значения происходящего. Главное для нее - сокращение энергозатрат. Поэтому она откладывает любое действие "на потом", дожидаясь крайней необходимости. Отсюда и проблемы с организацией мыслительного процесса по изучению и пониманию чего-либо. Чаще всего лень (лень - сокрытый на большой глубине страх ИРБ (см. Термины)) постепенно блокирует познавательную инициативу сознания. В результате интерес сознания к задаче может угасать.
ИРБ всегда концентрирует внимание на текущих моментах и непродолжительных действиях, процессах. Между тем, чтобы понять и изучить реальность и ее основные закономерности, необходимо изучать протяженные процессы со множеством ответвлений и массой информации, не относящейся к текущему моменту.
Поэтому мыслительный процесс при движении к V уровню организации и развития сознания требует более четкой организации и должен охватывать процесс восприятия, процесс переключения внимания и управления вниманием и процесс формирования логических выводов.
Процесс размышлений продуктивен тогда, когда он завершается определенным итогом в виде выводов, оценок, даже предварительных, или задачей подбора недостающей для выводов информации.
Постоянное движение мыслей и хаотичность переключения внимания вредят работе сознания и сказываются на способности человека понимать происходящие процессы и внешние условия для жизни и деятельности. Изменения внешних условий могут быть пропущены человеком, а его внимание может слишком долго удерживаться на второстепенном, но важном для личности.
Часть II. Управление ходом мыслей
Что необходимо делать для упорядочивания мыслительного процесса и развития индивидуальных способностей сознания? Прежде всего учиться отделять поток информации извне от информации о внутреннем состоянии и настроении как отражении активности эмоционально-чувственной сферы человека.
Это достигается путем работы с самоощущениями и осознанием причин внутренних состояний. Для этого необходимо анализировать, что человек продумывал накануне, что его волновало, вызывало тревожность, что удерживало его внимание. Разобравшись с этим набором, можно выделить только значимое, влияющее на процесс работы сознания на пути главного вектора жизни, вектора ведения жизни от разума.
Хаотизация работы сознания происходит из-за всплесков эмоций и страхов, тревожных ожиданий. С ними необходимо разбираться, раскладывая "по полочкам" причины, значимость для здоровья и ведения жизни, срочность и наличие неопределенностей. Когда есть возможность сократить неопределенности, их необходимо осознанно сокращать в первую очередь.
Если нет возможности устранить неопределенность, то вопрос необходимо откладывать и не возвращать свое внимание к нему, не "перемалывать" прежние мысли в очередной раз.
Вторым шагом к управлению мыслями должен быть шаг- понимание сути самой мысли, ее смысла. Вопрос здесь всегда один - "О чем я думаю в данный момент и что это означает для меня?"
Чаще всего личность "наводит" привычные мысли, связанные со своей сферой интересов, предпочтениями, вкусами личности и ее тревогами.
Это главная особенность личности, этим необходимо заниматься сразу же после выявления тревожности, ожиданий и построения личностью негативных сценариев развития событий.
Здесь важно разобрать обоснованность этих сценариев и понять, где находится домысел, а где реальные факты и очевидные процессы реальности. На основе реального положения вещей и уточненной информации можно делать выводы о наличии обоснованности для тревог.
Тогда следующим этапом размышлений должен быть анализ возможностей получения позитивного сценария. Это и есть поиск решений для движения к лучшему, более экономичному и организованному жизненному процессу.
Для реализации основных шагов по управлению мыслями необходимо осознать следующее. Все, на что способен мозг человека, индивидуальные способности его сознания зависят от текущего внутреннего состояния организма и психики. Нельзя приступать к мыслительному процессу, когда организм и психика находятся в возбужденном состоянии. Необходимо сначала привести в порядок общий психофизический и гормональный балансы.
Если были тревоги и переживания, то необходимо "пережечь" адреналин путем физических нагрузок, бега, гимнастических упражнений, включая и отягощения, дыхательные упражнения. Все должно разумно подбираться исходя из возрастных и физических особенностей организма и психики человека и реальных условий для этого.
После формирования равновесного состояния и получения возможности наблюдать за своим организмом, необходимо организовать время для работы с сознанием в медитативном режиме или близком к нему. Для этого необходимо полностью расслабить напряжения по всем группам мышц и понаблюдать за направленностью мыслей. Задача здесь - остановка мыслей, притормаживание коры при сохранении ясного сознания.
Следующим шагом в осознанной коррекции стереотипов работы сознания является переосознание своего восприятия и формирование принятия реальности во всех ее аспектах. Это не означает согласие со всеми проявлениями преступлений и насилия, а понимание, что даже и через это проявляется действие Творящей Системы.
Это, на первый взгляд, сложно понять, но именно принятие реальности позволяет высокоорганизованным структурам сознания (ВК) сформировать целостную картину бытия, реальности, в которой Индивидуальность (душа) наметила свои уроки для своего развития и мужания. Управление мыслями должно ориентироваться на такое понимание процесса жизни и задач Индивидуальности.
Важным шагом на пути к управлению мыслями является наработка навыка распознавания и "растворения" негативных мыслей, в том числе, связанных с осуждением. Это следует увязывать с задачами принятия реальности, поскольку от этого зависит и процесс генерации системно организованных логических выводов. "Системно" здесь предполагает целостную картину причин и следствий ( то есть полную взаимосвязанность), и бесстрастность восприятия условий стоящей задачи.
Следует помнить, что суета и мелочность мыслей текущего момента разрушительны для целостного, системного восприятия и мышления. Недаром говорят: - "Дьявол правит суетой".
Другой блок свойственных человеческой личности умозаключений — это стремление оправдываться. Нередко это идет вместе с готовностью осуждать кого-либо. Следует помнить, что стремление оправдываться является энергоемким процессом. Это не дает часто ожидаемого результата, но "зацикливает" умозаключения, когда человек многократно возвращается к диалогам с кем-либо, высказывая мысленно свои суждения.
"Зацикленность" мыслей опасна, поскольку она разрушает процесс генерации умозаключений по другим задачам и тормозит процессы восприятия реальности. "Зацикленный" мозг не в состоянии своевременно отслеживать изменения реальности, не может своевременно переключать внимание сознания и упускает нередко значимую, важную информацию для ведения жизни.
Необходимо следить за направленностью своих мыслей и направлять их в русло задач ведения жизни, не размениваться по мелочам, "засоряя" сферу сознания обрывками воспоминаний и обид, тревогами без оснований и устемленностями из-за настроения личности.
Главное в управлении на этом уровне - уйти от зависимости хода мыслей от эмоционально-чувственных переживаний личности. Ожидание худшего в своих мыслях человек всегда инициирует под управлением программ и реакций ИРБ. Распознавать их воздействие и перенаправлять ход своих мыслей в нужное русло - задача ВК как наиболее высокоорганизованной структуры сознания человека.
Практика управления мыслями и переосознания своего мировоззрения является мощным инструментом развития сознания человека, стимулирует повышение осознанности жизни в ее основных сферах. |