(Тексты на тему "Сфера разума №5)
Часть
I.
Одна из составляющих процессов развития
сознания заключается в переосмыслении человеком своего мировоззрения,
представлений, лежащих в его основе. Для этого необходимо систематизировать все
то, что означает для человека мировоззрение. Задачи ведения жизни начинаются с
упорядочивания и организации образа мыслей и образа жизни, системы отношений с
окружающими. Реализуя системный подход к ведению жизни, человек обеспечивает не
только ее продление, но и реализацию своей индивидуальности с пользой для
окружающих и себя. Это, прежде всего, индивидуальные способности сознания.
Именно развитие сознания является образующей задачей по отношению к остальным
вопросам преобразования жизни.
Напомним, что системность,
взаимозависимость и взаимосвязанность всего сущего позволяет при формировании
человеком системного взгляда на жизнь понимать себя и окружающий мир,
закономерности процессов, протекающих в нем. Это означает, что и мировоззрение
человека должно быть упорядоченным, осмысленным и системно организованным.
Отметим, как определение, что система это множество взаимосвязанных элементов,
каждый из которых связан, прямо или косвенно, с каждым другим элементом, а две
любые части этого множества не могут быть не зависимыми. Система – это не
просто какая-то количественная сумма составляющих ее элементов. Это новое
качество. Новое качество возникает на уровне целого в результате взаимодействия
частей этого целого.
При системном подходе к ведению жизни
необходимо любое явление рассматривать как систему внутреннего и внешнего.
Система может быть рассмотрена как взаимодействие составляющих ее элементов –
это внутреннее взаимодействие. В то же время, являясь элементом другой системы,
она взаимодействует с другими элементами этой системы. Это и есть внешнее
взаимодействие.
Таким образом, внешнее взаимодействие
всегда присутствует. На основе этих определений и понятий можно выстраивать всю
работу по упорядочиванию мировоззрения.
Определим мировоззрение как систему общих
взглядов на мир, на человека и его место в мире, на отношение человека к
окружающей действительности и себе. Сюда следует добавить взгляды и убеждения,
ценности и идеалы, а также общие принципы деятельности и познания. Определим примерную
структуру того, что принято называть мировоззрением, для постепенного
формирования определенной организации всей этой системы. Выделим следующее в
структуре мировоззрения:
1.
Мироощущение. Основано на психоэмоциональном и чувственном отражении и восприятии
окружающего
мира.
2.
Мировосприятие. Основано на мироощущениях, образе мыслей, где присутствуют
представления человека
на основе рефлекторного и смыслового (в отдельных случаях) восприятия.
3.
Миропонимание. Основано на смысловом восприятии реальности и себя и направлено
на исследование и
познание физической сути процессов, происходящих в реальности, в обществе, в
отношениях с
окружающим миром и внутри себя. В миропонимании особую роль играет проявление
познавательной
потребности разума, который следует по пути развития и переосмысления
накопленного опыта и знаний.
Приступая к упорядочиванию и системной
организации собственного мировоззрения, человек должен понимать значение этой
работы. Необходимо связывать осознанную структуру, организацию мировоззрения с
необходимостью развития, возможностью переосмысления существующих взглядов,
знаний и представлений для обновления всего, что может войти в противоречие с
окружающей реальностью и процессами ее развития.
Выделим то, что человек формирует под
воздействием среды и представлений взрослых людей о ведении жизни. Прежде
всего, необходимо выделить установки, правила ИРБ, которые отражены в привычном
мыслительном процессе, в представлениях, в самооценках и прогнозах на будущее.
Поскольку стереотипы, основанные на усвоенных с детства знаниях и правилах,
существуют в мышлении каждого человека, то важно помнить, что в процессах
реальной жизнедеятельности они проявляются сразу с момента восприятия и
регулируют процесс принятия решений на основе поступившей извне информации. Здесь
необходимо глубокое понимание того, что является определяющим условием, а что
преходящим знанием и пониманием. Нет у человека ничего абсолютного, прежде
всего знания. Дорожит ими только личность, управляемая ИРБ. Поэтому значимость
своим знаниям и возможностям, убеждениям присваивает личность, что существенно
отдаляет человека от истины.
Упорядочить свои представления по каждой
сфере жизни человек может, осознав необходимость организации своих взглядов,
знаний и представлений по принципу значимости для ведения жизни и ее продления.
И здесь важно учитывать, что программы и реакции ИРБ направлены на сохранение,
сбережение накопленного, включая знания и представления об окружающем мире,
жизни и самом себе. Реакции противления, порождаемые ИРБ, всегда проецируются
на уровень повседневного мышления, пока человек осознанно не скорректирует этот
процесс. Коррекция связана с необходимостью формирования смыслового восприятия,
а не отрицания на основе сравнения с собственными знаниями, которые личность
возводит в абсолют или хранит как хранит запасы на зиму животное.
Выделим задачу оценки представления
человека об объективных условиях и субъективных желаниях. Это важнейший вопрос
задачи освобождения сферы мышления человека от установок и программ животной
системы. Когда личность человека, управляемая ИРБ, во главу угла ставит свои
желания, вкусы и предпочтения без учета объективных условий жизни и
деятельности, то создается конфликтность, провоцирующая программы и реакции ИРБ
на формирование устремленности преодолевать, бороться или затаиваться и
терпеть. Осмысление самой природы такой конфликтности при восприятии реальности
позволяет человеку сфокусировать внимание сознания на личностных установках и
оценить их смысл. За каждой такой установкой личности стоят представления
человека. Они составляют основу его мышления. Обновляя представления без
стрессов и эмоциональных импульсов, человек развивает способности своего
сознания, изучая реальные взаимосвязи и взаимозависимости. Необходимо помнить о
явлении старения информации и знаний. Удерживать былые достижения человеческой
мысли без их обновления и дальнейшего развития нецелесообразно с точки зрения
задачи ведения жизни.
Силовые методы ведения жизни
провоцируются теми представлениями мировоззрения человека, которые приводят к
отрицанию внешних взаимосвязей и к готовности их изменить под личные
представления и вкусы, взгляды и стремления. Переосмысление конкретных личных
установок целесообразно начинать с понимания смысла взаимосвязанности внешних
процессов с восприятием человека и его внутренними состояниями. Конфликтность
субъективных желаний человека с окружающим миром возрастает, когда он не
учитывает взаимосвязанности своего процесса жизни с внешними условиями. В
мировоззрении это связано с представлениями о настойчивости, упорстве,
готовности преодолевать препятствия.
Субъективное желание – это еще и
скоропалительные выводы личности, основанные на готовности использовать
накопленные знания, представления применительно к конкретной ситуации без ее
изучения и понимания ее природы. Другой стороной «конфликта интересов» личности
и реальности является убежденность личности в незыблемости каких-то знаний и
правил, которые ею усвоены. Это означает, что необходимо выделить и рассмотреть
те взгляды и правила, которыми человек руководствуется в каждой сфере жизни.
Необходимо понять, что подобные взгляды и правила могут отличаться от условий
жизни и деятельности в настоящее время, а также от взглядов и правил других
людей, с которыми человек связан взаимодействиями.
Это означает, что в структуре
мировоззрения человека присутствует большой набор разноплановых (общих и
частных) и не осмысленных человеком взглядов и убеждений, являющихся инструктивными
(условно-рефлекторными).
Необходимость разделения на внутренние и
внешние взаимодействия становится понятной, когда человек сталкивается с
объективными внешними условиями, связанными, например, с погодой, и внутренними
состояниями готовности реализовать желание, продиктованное личностью. Внешнее
противоречие, например, сильной непогоды зимой с желанием личности пойти в
лыжный поход, очевидно. Оно становится легко разрешимым, когда человек просто
учитывает объективные условия и корректирует свои желания.
Но внутренние состояния остаются без
контроля со стороны сознания, если человек не работает над этим. Внутренние
состояния личности связаны с особым значением и ожиданиями задуманного.
Невозможность реализации задуманного порождает у личности, управляемой ИРБ,
целый набор откликов и внутренних состояний, связанных с неприятием и
отрицанием. В других случаях это досада, обида, апатия. Внешний процесс, таким
образом, находит отражение во внутренних состояниях и задает их направленность
и даже протяженность. Если разум рассматривает целесообразность таких
внутренних состояний, изучает механизм их формирования и их корректирует, то
взаимосвязь с внешним объективным условием становится более гармоничной.
То есть внутренние состояния человека и
его психики балансируются от сознания и не являются избыточными. При этом
человек переосмысливает значимость своего желания применительно к объективным
условиям. Понимая значение каждого из желаний, предпочтений, текущих целей для
ведения жизни, человек отводит им соответствующее место и способен
скорректировать свои внутренние состояния в соответствии с внешними. Этот
процесс требует времени и систематического переосмысления устремленностей
личности, не увязанных смысловой работой сознания с внешними условиями жизни и
деятельности.
Итак, внешние условия и внутренние
состояния могут быть в соответствии при коррекции со стороны сознания целей,
задач и ожиданий личности без формирования избыточности. Мировоззрение, в таких
случаях, является системой обеспечения принятия решений, а конфликтность с
реальностью является следствием неосознанности человеком позиций своего
мировоззрения и образа мыслей.
Аналогичным образом происходит
формирование конфликтного восприятия, когда личность человека рассматривает отношения
с окружающими людьми на основе представления о «правильном». «Правильное»,
заложенное в мировоззрении личности, входит в противоречие с реальностью,
которая многообразна, и проявления которой имеют конкретную природу.
Представления о «правильном» других людей могут противоречить представлениям
человека, который наметил совместные задачи или связан с окружающими
необходимостью совместных действий. Мировоззрение, основанное на незыблемости
представлений о «правильном» и верном, инициирует целый комплекс откликов
организма и психики на многих уровнях – от биохимического до уровня работы
мышления при возбуждении коры мозга. Конфликтность такого рода консервируется в
памяти в виде тягостного впечатления от общения. Представление о «правильном»
не позволяет человеку подняться до уровня «внешнего координатора», сохраняя мышление
человека в границах конфликтной ситуации. На помощь приходит ИРБ с программами
выживания в агрессивной среде. Выводы можно дальше сделать самим в отношении
атмосферы и процесса взаимодействия.
Итак, упорядочивание и системная
организация мировоззрения позволяют человеку легче подойти к задачам
переосмысления своих знаний и представлений и не воспроизводить избытков в
каждом случае несоответствия реальности ожиданиям личности. Это необходимо для
своевременного понимания человеком взаимосвязей и взаимозависимостей в
процессах жизни и окружающего мира. Учет и понимание взаимосвязей ведет к
пониманию закономерностей. Это уже развитие способностей сознания, осознанное
движение к пониманию собственной индивидуальности.
Часть
II
Вселенная, создавая мыслящее существо,
задает, тем самым, возможность и условия для познания себя. Инструментом более
точного познания являются индивидуальные способности сознания,
индивидуальность.
Восприятие человеком и всеми системами
его организма информации из реальности происходит непрерывно. Часть информации
учитывает ИРБ в своих программах безусловно-рефлекторного отклика.
Сознание способно воспринимать и обобщать
информацию, порождая новизну в своих заключениях, выводах и идеях,
продиктованных познавательным интересом. Для совершенствования и развития
индивидуальных способностей сознания человеку необходимо работать над
формированием системной организации своего мировоззрения. Что-то можно
переосмыслить, трансформировать, добавить новое к известному, если оно
выделено, имеет организованную структуру.
То же относится к работе сознания. Работа
сознания должна основываться на организации. Организация мышления и логика
являются объектами осмысления, совершенствования и развития. Условные уровни
развития сознания, предложенные в текстах, являются разделением функций и
возможностей сознания, имеющих эволюционную природу.
I уровень – реакции отклика на
раздражители с использованием возможностей абстрактного мышления. Особую роль
здесь играет ИРБ и психоэмоциональная сфера отражения и переживаний.
II уровень вбирает в себя первый и имеет
возможности формирования и хранения знаний, умение применять знания в
ситуациях, сортировать знания и иметь широкий кругозор.
III уровень позволяет иметь более широкий
взгляд на противоположности и их отношения. Это системный взгляд на
противоположности, их взаимозависимость и взаимообусловленность. Мышление этого
уровня обладает возможностью формировать новые решения, учитывающие отношения
полюсов, то есть противоположностей, различных точек зрения, различных
идеологий.
IV уровень – это уровень развития,
совершенствования индивидуальных способностей разума, на фундаменте первых трех
уровней человек способен к вИдению не только полярных проявлений «плюс» и
«минус», но и к третичному мышлению. Это мышление использует третье условие –
разумно сбалансированное взаимодействие двух противоположностей с образованием
вектора движения к более конструктивному и оптимальному, намеченному разумом
человека, стоящего над полюсами противоположного и использующего их для задач
развития и созидания.
Это уровень системных способностей к
самоорганизации и саморазвитию. На этом уровне гармонично сочетается работа
левого и правого полушарий коры головного мозга. Такое задействование дает
более полное использование нейронно-сетевых структур коры мозга и ее лобных
долей. Это означает, что не избыточное сочетание наиболее полного включения
ресурсов левого (аналитического) полушария с ассоциативно-образными ресурсами
правого полушария происходит на организованной основе с задействованием
максимального сочетания связей нейронов. В этом физическая суть процесса
раскрытия сознания и его дальнейшего развития. Системная организация
мировоззрения человека и его образа мыслей на IV уровне позволяют ему точнее,
адекватнее сформировать картину мира, свою индивидуальную реализацию, как
однонаправленный вектор жизненного пути.
Для более полного понимания человеком
работы по изучению и развитию индивидуальных способностей сознания
целесообразно рассмотреть следующие идеи. На наш взгляд, с точки зрения
Вселенной, как системы, индивидуальность, индивидуальные способности разума
человека не что иное, как поставленная задача и алгоритм ее решения.
Индивидуальность является уникальной комбинацией информации, заложенной в
генетику живого объекта и имеющей возможность быть реализованной при конкретных
условиях в виде конкретных действий.
Фундаментом управления повседневными
действиями, отношениями и планированием являются, в основном, аналитические
способности и возможности левого полушария.
Правое полушарие позволяет параллельно с
аналитическим восприятием создавать целостные образы взаимосвязей и
соотношений, не известных памяти. Это творческое вИдение с возможностями аналитической
обработки информации, обобщением и выводами.
Значение процессов развития способностей
сознания является определяющим в задачах ведения жизни для ее продления.
Поэтому главным и значимым во всех задачах преобразований должна быть идея
развития, поскольку эта идея воплощает саму созидательную природу разума.
Развитие обеспечивается замещением устарелой информации и знаний новым знанием
и новыми идеями.
Таким образом, для постепенного
преобразования образа мыслей и повседневной работы мышления на третьем,
системном, уровне нужна организация, над которой человек работает в каждой
сфере своей жизни. В каждой сфере жизни необходимо отслеживать процессы
восприятия, постепенно отказываясь от рефлекторного восприятия и
эмоционально-чувственных ориентиров. Обоснованность принимаемых решений должна
быть в каждой задаче и в каждой идее и рассуждениях человека в отношении целей
и задач.
Выделим основную идею работы по изучению
образа мыслей человека и личностных установок. Важно понимать, что условия
жизни и деятельности должны осознаваться человеком в первую очередь, а
личностные вкусы, желания и предпочтения должны подвергаться критическому
анализу в ходе переосмысления. Это не должно быть противлением, а должно быть
пониманием наиболее краткого и экономичного пути к лучшему в каждой ситуации и
жизненной проблеме. Переосмысление основ мировоззрения человеком должно
проводиться всякий раз, когда он сталкивается с реакциями сброса напряжений,
конфликтностью в отношениях и иллюзиями, что внешний мир зловредно противится
решению человеком его задач. |