Существует стереотип, подразумевающий нераскрытие, нереализованность человека по жизни только в профессиональной, деловой сфере. Другие сферы его жизни часто не рассматриваются, а реализованность ограничивается представлением о проявлении таланта и способностей в своем деле.
Целесообразно рассматривать эту проблему комплексно, включая все сферы жизни человека. В основе подобных проблем «нераскрытия», как правило, лежат причины из раннего детства и внутренняя конфликтность человека. При этом внутренняя конфликтность или внутриличностная конфликтность это, в целом, нормальное проявление человека, которое стимулирует его развитие, заставляя корректировать свой путь и находить более полную реализацию своей Индивидуальности (см. Термины).
В психологии выделяются различные причины нераскрытия человека и его нереализованности. С точки зрения системного взгляда на организм, психику человека и его жизненный процесс, целесообразно рассматривать во взаимосвязи детские психотравмы и корни внутриличностных конфликтов человека, проявленных во взрослой жизни.
Когда психотравма раннего детства касается страха быть плохим, страха порицания, осуждения и наказания, то на последующих этапах жизни очень часто проявляются внутриличностные конфликты в связи с неумением принимать всесторонне обоснованные самостоятельные и ответственные решения, неудовлетворенностью жизненной ситуацией и проблемой с самооценкой.
И здесь, рассматривая оценки и решения, усвоенные в раннем детстве, следует помнить, что это идет от взрослого окружения. Незрелая психика и не сложившееся сознание не могут проводить какой-либо критический анализ ситуации. Ребенок запоминает оценки в свой адрес, эмоциональные и психофизиологические состояния, которые формируются и закрепляются при многократном повторении реакций страхов осуждения и неуверенностью в собственной правоте.
Когда это запоминается на негативных эмоциях, то вся утвердительная информация со стороны взрослых поступает в подсознание, закрепляется в нем и влияет на мотивации и поведение человека в дальнейшем.
Важно отметить, что чем в более ранний период жизни сложился блок информации на основе страхов быть плохим, страхов порицания, осуждения и наказания, страха одиночества, тем прочнее укрепляется в человеке установка не доверять себе, своему разуму, своим решениям и оценкам.
В бессознательном человека велик объем подобной информации, которая влияет на процессы восприятия реальности и себя, самооценку и на процессы принятия решений. Часто внутриличностный конфликт воплощает в психике человека несколько противоречащих друг другу установок, которые блокируют свободу его разума, адекватность восприятия, и влияют в целом на жизненный процесс.
Поэтому, с точки зрения ведения жизни от разума, необходимо многократное переосознание своих установок, порождающих внутриличностную конфликтность и неуверенность в правильности собственных мыслей и действий. Практика показывает, что глубинная психокоррекция такого типа – это протяженный процесс, который должен основываться на возобновляемом интересе человека к этой работе.
Всегда первым шагом в работе должна быть задача осознанного формирования равновесного внутреннего состояния, возобновления интереса своего разума к работе по пониманию себя и корней тех установок, которые сформировала личность в детстве. Набор аксонных связей, закрепленных в детстве и «отвечающих» за реализацию каждой такой программы – установки, не связан с программами рассуждения, анализа и сравнения информации с точки зрения логики и здравого смысла. Устремленность быть «маленьким», за которого главные проблемы решат взрослые, воплощается в бесконечном потоке сомнений, переборе информации. Всегда это процесс первичный, а самостоятельность мышления и окончательных выводов оттесняется на великое «потом».
Другая сторона процесса – это желание человека получить алгоритм, подробную инструкцию о том, как надо сделать, что убрать и как это будет. Для стимуляции самостоятельности мышления и наработки собственных навыков принятия ответственных решений необходимо постоянно проводить анализ ситуаций и развития того или иного сценария, подбирать информацию и больше учиться доверять своему разуму.
Важно выявлять несостоятельность некоторых установок и самооценок из детства, которые рождают постоянные сомнения во взрослой жизни. Переосознание необходимо проводить в состоянии прояснения сознания, когда вопрос и сама проблема сомнений и непонимания себя становятся более «прозрачными». Осознать противоречивость внутренних личностных установок должен сам человек, после этого самостоятельно устранить некорректную установку, которая не соответствует реальности и текущей ситуации в жизни. |