В ходе переосмысления своих понятий и представлений,
накопленных знаний, человек формирует новые взгляды, нередко придавая этому
процессу особую значимость, исключительность, не осознавая, что это, по
существу, обязательное условие ведения реальных системных преобразований
жизни.
Отношение к новым взглядам и идеям, к самому процессу их
формирования как к чему-то исключительному, связано с тем, что весь опыт
эволюционного развития человеческого вида строился на практике освоения и
запоминания навыков, правил, чьих-то идей и подходов, которые себя оправдали
практически и дали позитивный результат. Закрепление подобного опыта и
использование его в практической деятельности позволяло представителям вида на
ранней стадии его развития избегать роковых ошибок, закреплять навыки и правила
совместной деятельности, формируя, тем самым, общепринятый порядок и правила
организации жизни.
Таким же образом формировалась сумма первичных знаний, которые
было необходимо передавать следующему поколению для дальнейшего упрочения и
развития. Уровень избыточных напряжений у организма человека был очень высоким,
а общий характер взаимоотношений отличался конфликтностью, избыточностью в
целом за счет преобладания мощных силовых состояний организма и психики. В
таких состояниях относительно легко давалось запоминание навыка, простейших
знаний, которые следовало точно, строго реализовывать на практике.
Общность целей выживания, включая физический труд, коллективные
действия, связанные с добыванием пищи, предполагали высокую степень
единообразия и подчиненности, а также организации совместных усилий в отношении
определенных целей. Знания и идеи, которые были востребованы, распространялись
на сферу коллективных действий, связанных не только с выживанием, но и с
обретением запасов, необходимых в условиях суровых противостояний, как с силами
природы, так и с себе подобным. Как уже отмечалось в текстах, развитие
системы мышления человека происходило под влиянием программ и установок
инстинктивно-рефлекторной базы (ИРБ), отражающих программы самосохранения особи
и вида.
Единообразие в образе жизни, организации коллективных
усилий, связанных с выживанием, формированием запасов, предполагало освоение
всеми участниками накопленных и проверенных знаний, которые не могли нарушать
общий порядок жизни, способствовали выполнению стоящих задач, были доступными
для усвоения и повторения на практике. Скорость изменения в жизни, объемы новой
информации были весьма низкими, что позволяло, в целом, опираться на
отработанные навыки и правила, а внедрение новаций было делом разовым и было
связано с рисками получения негативных результатов.
Подсознательно человек всегда был сориентирован на
использование общепринятого в соответствии с программами животной системы,
истоки которой находятся в стадно-стайной организации, из которой выходил
древний человек. Рефлекторный характер мышления позволял не только усваивать
новые правила, которые были весьма легки, но, прежде всего, закреплять в памяти
методы и практику реализации жизненных задач, задач организации взаимодействия,
когда коллективные слаженные действия определяли результат. Именно с тех
пор сложилось стереотипное представление о новациях и новых взглядах и идеях,
как о чем-то экстраординарном, недоступном для повседневной практики явлении.
Современная цивилизация, проходя этап сложной кризисной
трансформации, сталкивается с необходимостью восприятия и целесообразного
использования огромных потоков информации, знаний, идей, решений, которые могут
менять облик окружающего мира и характер повседневной жизни. Скорость изменения
реальности, которая определяется способностью к информационному обмену между
индивидуумами, сейчас настолько высока, что человек на основе стереотипных
представлений и общих правил ведения жизни может сталкиваться с не
оптимальными, но привычными подходами и действиями, большими перегрузками в
связи со стремлением в привычных объемах выполнять общепринятые действия.
Это ведет к разрушительным процессам по организму и психике,
а в плане развития способностей сознания дает обратный эффект из-за
пресыщенности информацией и отсутствия мотиваций к поиску новых идей и решений.
При этом человек устремлен вовне
и не уделяет необходимого времени и внимания сознания для изучения и понимания
своих внутренних состояний, процессов восприятия, процессов формирования
собственных мотиваций и устремленностей.
Доступность больших объемов информации, новых знаний и
представлений ведет к распыленности человека в отношении значимых и важных
вопросов в каждой сфере жизни, в отношении понимания своих индивидуальных
особенностей и своих потребностей. Представление о новых идеях, новой практике
в жизни и новых знаниях человеком не переосмысливается, и в потоке новой информации он фокусирует свое внимание на нравящемся,
всем том, что соответствует вкусам и запросам личности. Его
мировоззрение не претерпевает изменений, а нарастающие объемы новой информации
и новых знаний приумножают личностные предпочтения, создавая для них
некую «доказательную базу» правоты личных воззрений.
В круге подобных задач, когда необходимость принятия
самостоятельных решений ведет человека к размышлениям и рассмотрению
информации, нередко происходит реализация рефлекторным мышлением готовых
решений, рецептов и подходов, которые в избытке представлены в мировом
информационном пространстве. Здесь следует, на наш взгляд, отметить особенности
стереотипной привязки мышления человека к готовым решениям. Поскольку
есть почти не ограниченный объем информации во внешнем мире, то легче взять
готовое из авторитетного источника, которое принимается мировоззрением,
отвечает вкусам и предпочтениям личности, а главное, позволяет получить
приемлемые результаты, не изменяя ничего внутри себя. Это обманчивое
представление, поскольку без индивидуальной привязки к личной конкретике
проблем и своим особенностям человек может достигать приемлемого результата, но
не изменять причинности возникающих проблем в жизни.
Следует отметить, что информированность современного
человека во многих сферах человеческой деятельности, доступность новых знаний,
представлений, новой информации, является позитивным результатом развития
цивилизации и должны быть использованы индивидуумом разумно, с обязательным
анализом индивидуальных и конкретных особенностей своей жизненной ситуации,
своих личностных воззрений и установок, своих привычных внутренних состояний.
Тогда человек начинает менять представления о новой идее, о новом понимании,
как о нечто исключительном в его повседневной жизни. Наоборот, развитие
коммуникационных возможностей, получение почти любой необходимой информации предполагают
не только упорядочивание и организацию образа мыслей, но и определенный уровень
самостоятельности мышления, организации жизни.
Это означает, что человек имеет возможность не только
ежедневно выделять время на информационную и смысловую деятельность сознания,
но и проводить самостоятельно критический анализ пройденного, сделанного,
результатом которого должно быть понимание допущенных погрешностей и
неточностей и более глубокое понимание индивидуальных потребностей разума. И
здесь целесообразно начать с переосмысления стереотипного представления о
новом. В задачах системных преобразований новым может быть обоснованный отказ
от ряда действий из перечня привычных повседневных действий человека, которые
им усвоены с периода воспитания и начала самостоятельной жизни. Новым здесь
может быть иной порядок в повседневном образе жизни, который позволяет
останавливаться только на обоснованно необходимых действиях, а другие привычные
ранее действия обоснованно распределять с другими участниками, как в ближнем,
семейно-родственном круге, так и в деловой сфере.
Обобщая задачи упорядочивания и организации образа жизни и
образа мыслей, можно сказать, что новым для каждой задачи является улучшение
протекания процесса деятельности с сокращением энергозатрат и времени. Для
более глубокого понимания смысла преобразований повседневности необходимо более
глубокое осмысление круга действительно необходимых действий и обоснованный
отказ от не целесообразных энергозатрат, связанных с общепринятыми или просто
привычными порядками действий. И так во всем, что подвергается изучению и
анализу со стороны сознания в отношении привычных повседневных действий и
мотиваций к этим действиям.
На наш взгляд, в
основе процессов развития, как условия продления жизни, должно лежать
осознанное человеком закрепление смысловых мотиваций познания повседневной
жизни на основе необходимости быть системно полезным для окружающих.
Важно понимать, что множество энергозатрат и затрат времени в повседневности
связано со стереотипными представлениями о положенном и общепринятом, а
мотивации к действиям носят рефлекторный характер при не завершенности
осмысления этих мотиваций.
Иными словами, в ходе упорядочивания и организации процессов
повседневной жизни человек многое выполняет «на автомате», а в своих мыслях и
оценках опирается на рефлекторные мотивации, вкусы и предпочтения личности. Чем
больше информирован человек, тем легче его личности под управлением ИРБ выбрать
приемлемое обоснование своих целей и действий. Где-то на границе с
подсознанием, в ходе эволюционного развития у человека закрепилось
представление о новом как некоем событии, которое носит революционный характер.
Новое – это что-то далекое, там, во внешнем мире, что меняет условия жизни и
несет потенциальную угрозу заведенному порядку вещей. Это идет из животного
мира, когда любой новый сигнал из окружающего мира животное воспринимает под
управлением инстинктивных программ самосохранения. Новое для животной основы –
потенциально опасно.
В накопленных знаниях и представлениях человека существует
много полезной информации, которая может быть использована на основе принципа
разумной достаточности, но далее человеку необходимо самостоятельное действие
по формированию индивидуального взгляда на стоящую задачу. Это уже основано на
самостоятельном мышлении и анализе реальных внутренних состояний и личностных
мотиваций. Тогда достаточность в намеченном, с точки зрения затрат времени и
энергоресурсов, будет индивидуально обоснованной, а не рекомендованной кем-то в
качестве шаблона.
|