("Разум и развитие" Текст № 10)
Явление "блуждание разума" психологами определяется как состояние сознания, при котором мозг человека, переключаясь с основной мысли или исходной задачи на второстепенные, не может быстро вернуться в своем внимании назад.
Учеными были проведены эксперименты на большой выборке добровольцев, которые моделировали процессы отвлечения от основной информации и возвращения внимания к ней после перерыва. Перерыв оказался в среднестатистическом варианте в 23 минуты 15 секунд.
Это говорит о серьезной проблеме сознания людей на современном этапе жизни цивилизации. Это показатель существенного падения кпд коры мозга с перспективой развития процесса дезинтеграции сознания и потери управления над вниманием сознания.
Прежде всего, это свидетельство явления рассеяния внимания сознания, с которым начали сталкиваться педагоги в первом десятилетии 21 века. Процесс объяснялся как результат переутомления, больших объемов изучаемого материала и общей информационной нагрузкой в начале информационной эпохи интернета и всевозможных информационно-справочных и интеллектуальных систем.
С точки зрения системного взгляда на это явление, которое может стать огромной проблемой для всей цивилизации, причин "блуждания разума" много и главными являются системные причины, связанные с системой образования и кризисом цивилизации в наступившую информационную эпоху.
Прежде всего следует отметить отсутствие у современных учебных программ системного подхода к изучению предметной области и программ развития системного мышления у учащихся. Не формируется целостная картина проблемы и не учат тому, как ее формировать и анализировать процессы и задачи системно, с выделением причинно-следственных связей.
Ставка на обретение учащимися навыков сдачи тестов, на фрагментарное изучение дисциплин для получения так называемых компетенций приводит к фрагментарности знаний и самого мышления учащегося. К этому следует добавить проблему отсутствия навыка управления потоками информации и знаний, которая касается уже не только учащихся но и остальных групп населения.
Другой причиной является пандемия, которая воплощалась в виде ударных волн страхов и неопределенностей в отношении существа проблемы и четкой картины оценок со стороны научного сообщества, а не мнения чиновников. В результате общество обрело некий "отрицательный потенциал" в виде устойчивых стрессовых состояний многих людей и их последствий в виде падения иммунитета, рассогласования работы нейросети мозга по управлению вниманием и генерацией логических выводов в отношении болезней, мер властей и реального положения вещей в обществе.
Таким образом, рассеяние внимания, перевозбуждение множества микрозон коры в результате стрессовых переживаний и генераций страхов, привели человека к состоянию неустойчивого управления вниманием сознания и периодической неспособности контролировать переключения с одной задачи на другую. Все это в сочетании с пробелами в образовании и организации мышления, его фрагментацией под действием дистрессов создало базис для развития явления "блуждание разума".
Для более эффективного решения этой проблемы целесообразно понимать, что очень много в восприятии и мышлении человека зависит от уровня осознанности. Именно развитие осознанности, комплекс мер по самоорганизации, снятию напряжений страхов и хаотичных устремленностей, позволит решить проблему блуждания разума постепенно, глубоко и всесторонне.
Целесообразно использовать на систематической основе практику медитативной релаксации, закреплять навыки самоощущения, понимания причин своих внутренних состояний и понимания того, в каком направлении текут мысли и какова причина этого.
Умение концентрировать свое внимание на одном, одной задаче или объекте целесообразно нарабатывать каждый день. При этом важным процессом для консолидации внимания является планирование с обязательным расписыванием для себя каждой задачи и ее обоснование.
Постоянное включение зрительного тракта в процесс восприятия информации и ее анализа позволяет, как минимум, 75 процентов информации направлять сразу в сознание человека без потерь в ходе эмоционально-чувственных реакций отражения и отвлечения.
Расписывать задачи, объединять в целостную картину деятельности - путь, позволяющий человеку иметь более четкое представление о действиях, их обоснованности и срочности. В планировании целостность картины жизнедеятельности должна опираться на обязательное и обоснованное выделение приоритетных задач с целью более четкой концентрации внимания на главном и значимом.
Все это входит в очередной раз в описание процессов ведения жизни от разума на основе системного подхода к жизни, ее продлению и полезной реализации индивидуальных способностей сознания.
Осознанность и саморегуляция, постоянные вопросы к себе: "О чем я думаю и зачем?", "В чем смысл производимого мной действия или планируемых действий?" позволят, со временем, освободиться человеку от проявлений рассеяния внимания и явления "блуждания разума".
|