Ведение системных преобразований образа жизни и образа
мыслей ставит задачи исследования самим человеком своих реакций и привычных
состояний значительно шире, чем просто восстановление равновесия и хорошего
настроения. Следует понимать, что фактическое состояние здоровья человека,
состояние дел в других сферах его жизни сформировано его предыдущими мыслями и
действиями. Позитивные мотивации, мысли, планы человека могут существенно
улучшать состояние его здоровья и способствовать развитию в широком смысле
слова, начиная от организма, психологической устойчивости, развития навыков
самокоррекции и до развития индивидуальных способностей сознания.
Упорядочивание и организация образа мыслей и формирование
конструктивного мировоззрения позволяют человеку позитивно преобразовать образ
мыслей и осознанно перейти к упорядочиванию своих эмоций. Следует помнить, что
различные мысли человека вызывают у него самые различные эмоции, которые, в
свою очередь, влияют на состояние коры и, прежде всего, ее лобных долей. Когда
человек «перегружает» себя спонтанными эмоциями, то задействуются области коры
(ее лобных долей), играющие главную роль в эмоциях. К ним идут прямые связи от
таламуса. Таламус представляет собой участок переднего мозга. Таламус является
частью лимбической системы, в нем оканчиваются аксоны большинства сенсорных
нейронов, несущих импульсы в кору головного мозга.
Таким образом, чем активнее задействована лимбическая
система, тем сложнее человеку реализовывать смысловые возможности своего
сознания, поскольку гипоталамо-гипофизарная область мозга может быть
перегружена воздействием несущих импульсных пучков, связанных с
эмоционально-чувственными отражениями и порождающими большое количество зон
возбуждения в самой коре. Следует отметить, что в таламусе анализируется
характер и происхождение этих импульсов, так как они передаются в сенсорные
зоны коры по волокнам, берущим начало в таламусе. Вся сенсорная информация при
подъеме эмоционально-чувственных возмущений перегружает таламус, который играет
роль перерабатывающего и интегрирующего центра. В таламусе модифицируется
информация, поступающая из определенных зон коры, и при его перегрузке
формируется процесс, который нарушает функции так называемой когнитивности. Это
означает, что нарушаются способности человека к умственному восприятию и
переработке внешней информации.
Следует отметить, что в основе когнитивного процесса (лат. cognitio – познание,
изучение, сознание) лежит непрерывно-смысловой процесс, существо которого не
условно-рефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, а формирование
внутренних мысленных (смысловых) представлений о событиях и связях между ними.
Это является принципиально важным с точки зрения понимания природы и сути
разумной деятельности самого человека.
В основе разумного управляющего действия лежит способность
человека создавать новые идеи и новые подходы к решению жизненных проблем во
всех сферах человеческой деятельности, комбинировать полученные ранее знания и
создавать новые знания. При этом происходит систематизация существующего и
создается основная предпосылка мыслительного процесса вообще, когда человек
обобщает и делает выводы, выстраивает гипотезы и обосновывает свои решения.
Можно сказать, что разумная деятельность является синтезом
творческой деятельности в сфере поставленных задач и решаемых проблем, а также
на более высоком уровне обобщения, когда человек познает закономерности
окружающего мира, реализует созидательную природу разума посредством практической
деятельности, которая присуща социальному, осознающему себя и свою
индивидуальную конкретику человеку.
Для полноценного изучения и понимания принципов ведения
жизни на основе разума целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть следующее.
ИРБ, как наиболее древняя управляющая система, обеспечивает выживание человека,
реализует функции самосохранения особи и вида, переносит принципы животной
системы, предназначенные для организма животного, на сферу мышления и сам
процесс осмысленной деятельности. Анализ процесса воздействия и управления от
ИРБ целесообразно начинать со следующих позиций:
1.
Восприятие – рефлекторное или смысловое.
Рефлекторное восприятие обеспечивает
реализацию программ самосохранения, первичный отклик на информацию извне, а
также условно-рефлекторные навыки, приобретенные с детства. Смысловое
восприятие обеспечивается за счет способности человека к абстрактному мышлению
и реализации человеком когнитивных возможностей. Смысловое восприятие уходит
на второй план при доминировании рефлекторного (привычного, инстинктивного).
2.
Мотивация – рефлекторная или смысловая.
Рассмотрены в текстах ранее.
3.
Мышление – рефлекторное (инструктивное) или
смысловое образно-аналитическое с логическим выводом.
4.
Восприятие жизни – выживание на основе принципов
животного мира или отношение к жизни как к познанию на основе способностей
разума.
Особенности организма
человека, структуры его мозга таковы, что наиболее древняя часть мозга
сориентирована на реализацию, в первую очередь, программ рефлекторного
восприятия и рефлекторных мотиваций. Это означает, что первичный отклик на
любую информацию извне обеспечивается сначала животной системой (ИРБ), а затем
подлежит осмыслению. Так, в рассмотренном выше таламусе информация, поступающая
из определенных зон коры, участвует в ощущениях боли (необходимо для выживания
особи) и удовольствия. Гипоталамо-гипофизарная область (центральная область
мозга) вырабатывает небольшие группы гормонов, которые оказывают управляющее
действие на всю эндокринную систему, тем самым, задавая протекание основных
программ обмена веществ в организме.
Для животной системы определяюще
важной информацией является информация об опасностях и неопределенностях из
внешнего мира. На основе этой информации рефлекторное восприятие обеспечивает
необходимый отклик для решения задач самосохранения. При этом, благодаря работе
эндокринной системы, в обмене веществ начинают участвовать дополнительные
«порции» гормонов, обеспечивающие мобилизационную программу физиологических
ресурсов организма для физического выживания. Первичен силовой физиологический уровень восприятия реальности и
реализации рефлекторных мотиваций.
Поток сигналов, необходимых для
мобилизационной программы физиологических ресурсов, позволяет организму и
структурам мозга перейти в соответствующее состояние и обеспечивать задачи
силового самосохранения (выживания). Это основа всего живого, тем более и
высокоорганизованной системы – организма человека, что обеспечило определенный
этап эволюции и сохранение вида для последующего развития.
В своей первооснове восприятия
мира организм находился (и находится) между двумя полюсами: больно (опасно,
смерть, зло) и приятно (удовольствие, нравится, добро). На
примитивном уровне животной системы этого было достаточно, поскольку
расширенное воспроизведение вида на ранних этапах эволюции имело жесткие
селективные программы. Селекция такого рода обеспечивала формирование
необходимого набора генетических качеств для пребывания вида в животном мире и
постепенного развития структур мозга, развития психической сферы восприятия,
мотиваций и отражения действительности.
По мере развития речи функции
мозга, свойственные только человеку, стали развиваться в направлении
формирования способности к более обобщенному и целенаправленному отражению
реальности. Затем произошел переход на ступень предварительного мысленного
построения действий и предусматривания возможных результатов. На последующих
этапах развития человек, совершенствуя обретенную способность к абстрактному
мышлению, подошел к функциям разумного регулирования и самоконтроля в
поведении.
В ходе практической деятельности
человека он сталкивался с необходимостью выживания в сложных условиях
противостояния природным силам, животному миру и себе подобным. Программы
самосохранения особи и вида, заложенные в инстинктивно-рефлекторную базу (ИРБ),
стимулировали способности к абстрактному мышлению и обеспечили формирование
системы мышления человека, необходимой для организации его жизни, выживания в
условиях постоянной опасности.
Это следует учитывать,
рассматривая вопросы принципов ведения жизни, влияния инстинктивно-рефлекторных
программ и реакций, возмущений в диапазоне от эмоционально-чувственных реакций
до биохимии. Это необходимо понимать в задачах продления жизни с целью
раскрытия индивидуальных способностей разума и их полезной созидательной
реализации.
Возможности человека адекватно
воспринимать информацию извне, обобщать и делать выводы, формировать новые идеи
и прогнозировать процессы на будущее определяются степенью мобилизации его
организма, степенью возбуждения основных структур мозга и биохимическим и
гормональным балансами. При не полностью проконтролированном сознанием
процессе восприятия формируется первичный отклик под управлением ИРБ, который
соответствует реализации программ самосохранения особи. Для современного
человека это означает формирование такого уровня возбуждения лимбической
системы, когда способности человека к прогнозированию, всестороннему
обоснованию решений ограничиваются.
В ходе отклика на ту или иную
ситуацию он может сразу сформировать ее оценку под управлением ИРБ с точки
зрения «хорошо/плохо». Для животной системы в человеческом организме это
означает наличие либо добра, либо зла. От этого выстраивается последующий
процесс восприятия с оценкой, на осмысление которой в первичном отклике для
системы мышления времени и ресурсов нет. В результате возникает ситуация, когда
при отсутствии физической опасности, опасности голода «срабатывают» программы
ИРБ, что приводит к ограничению возможности использования человеком ресурсов
коры и ее лобных долей. Таким образом, определяюще важным для смысловой
деятельности современного человека является его внутреннее состояние, уровень
эмоциональных возмущений и степень осмысленности человеком процессов его
индивидуального восприятия и мотиваций.
Работа, связанная с системными
преобразованиями образа жизни и образа мыслей, предполагает понимание человеком
смысла и значения его внутренних состояний. Становится очевидной необходимость
осознанного формирования таких внутренних состояний, которые позволяют оградить
организм и психику от излишних возмущений и перегрузок и способствовать
процессам развития возможностей сознания, практического полезного применения
индивидуальных способностей разума. И здесь целесообразно рассмотреть
следующее.
В результате
электроэнцефалографических исследований биоэлектрических потенциалов мозга
человека ученые выявили определенные различия в состояниях мозга, в показаниях
его биоэлектрических колебаний в зависимости от степени активности
человеческого организма и психики. Интерес представляют состояния, определяемые
как бета, альфа и тета.
Бета-состояние свойственно человеку, занятому повседневными
делами, когда он сочетает двигательную активность и выполнение функций речевого
обмена, восприятия буквенно-цифровой информации и ведения информационного
обмена с окружающими людьми. В этом состоянии, если человек дополнительно не
формирует избыточных переживаний или физических нагрузок, он может воспринимать
информацию, реализовывать логические операции, поддерживать коммуникативные
отношения (социальные связи) и чувствовать себя нормальным и здоровым.
Но в этом состоянии процессы
восприятия, в определенной мере, носят и рефлекторный характер, а смысловые
ресурсы системы его мышления могут быть задействованы на текущие задачи. Тогда,
в зависимости от степени проявления личностных комплексов и представлений,
процессы формирования обоснованных выводов, взвешенных оценок и процессы
познания становятся затруднительными.
Человек начинает быстро
уставать, формировать отклики с эмоциональными избытками, возбуждать свою
нервную систему. Ощущение усталости, своей неспособности что-то понимать,
изучать, делать выводы формируются быстрее, наступает период раздражения на сам
процесс деятельности. Возникает нежелание что-то узнавать и понимать. Это
свойственно каждому человеку, особенно, если он предварительно не «настроился»
на процесс работы, не успокоил свой мозг и не привел в норму состояние
диафрагмы.
Альфа-состояние формируется тогда, когда человек прекращает
двигательную активность, принимает удобную позу сидя, закрывает глаза,
расслабляет, по возможности, мышцы головы, лица, шеи и спины. Он нормализует
дыхание, свободное протекание мыслей замедляется, человек начинает наблюдать
«себя», фокусируя внимание сознания на своем внутреннем состоянии. В этом
состоянии снимается часть напряжений по мышцам тела, нормализуется лимфоотток
от тканей и внутренних органов, зажатых ранее мышечными напряжениями. Слегка
притормаживается кора, снимается часть ее возбуждений, снижается тонус нервной
и мышечной систем.
Альфа-состояние характеризуется
тем, что биоэлектрические колебания в мозге изменяют диапазон частот (14 - 8
Гц). В этом состоянии человеку лучше
«даются» задачи обучения, запоминания, формирования выводов, обобщений.
Восстановительные процессы по организму идут полнее, менее загружается кора
лишними сигналами от лимбической системы. Это состояние необходимо формировать
осознанно, оно требует организации и навыка. В этом состоянии человек часто
«открывает» для себя простые решения в привычных задачах и делах, обретает
способность полнее посмотреть на себя со стороны, оценить более бесстрастно
прошлые действия, собственные мотивации.
Тета-состояние характеризуется переходным процессом от
бодрствования, но в заторможенном состоянии к состоянию сна, в нем могут
сочетаться фрагменты сновидений и умозаключений, связанных со смысловой
деятельностью сознания. Это состояние характеризуется пограничными процессами,
когда биоэлектрические колебания в мозге сокращаются, частотный спектр
составляет от 8 до 4 Гц. Это состояние характеризуется тем, что задействуется
способность человека формировать новые идеи, творческие замыслы, скачком
получать обобщенную картину рассматривавшихся ранее смысловых, логических
выводов.
Это процесс гармоничного
сочетания работы структур левого и правого полушарий, когда человек формирует
новизну взглядов, как на изученную ранее область человеческой практики, так и
на новые сферы деятельности, новые сферы знаний, закономерности процессов
реальности. Формирование такого состояния предполагает глубокое
абстрагирование, релаксацию, угасание сигналов тревожной готовности, когда
человек находится на грани сна, его мышцы полностью расслаблены, скорость
протекания процессов обмена веществ снижается. Следует отметить, что тета-состояние
связано еще и с ослаблением защитных барьеров психики от информационного
воздействия извне, что приводит к повышению внушаемости человека.
Соответствующие практики, связанные с изменением состояния сознания, известны
человечеству с древних времен и требуют особой культуры, дисциплины, внимания
человека, который длительное время нарабатывает соответствующие навыки и
понимание своих внутренних состояний. Тета-состояние относится к особо сложным
с точки зрения технической реализации и возможности использования в
повседневной жизни.
Следует отметить, что наиболее
эффективным и доступным для самокоррекции, наработки навыка формирования
равновесного внутреннего состояния является состояние, близкое к
альфа-состоянию. Это позволяет существенно снизить на всех уровнях воздействия
программ и реакций ИРБ при восприятии информации из внешнего мира. Таким
образом, обобщая результаты рассмотрения процесса реализации программ ИРБ и
процесса управления со стороны сознания, можно сделать следующие выводы.
1. Основой
программ самосохранения является состояние организма и психики тревожной
готовности в отношении информации извне как первичного отклика животной
системы. Страхи, эмоциональная импульсивность и соответствующие им внутренние
возмущения обеспечивают физиологическую готовность организма к силовому отклику
на информацию из внешнего мира и лишь потом задействование возможностей коры
мозга для смысловой деятельности.
2. Эффективность
смысловой деятельности сознания, адекватное восприятие информации, всесторонняя
оценка, формирование логических выводов, новых идей и решений определяются
степенью равновесия внутреннего состояния и уровнем задействования структур
мозга на реализацию эмоционально-чувственных возмущений. Чем меньше этих
возмущений, тем больше ресурсов лобных долей коры может быть использовано для
смысловой работы сознания.
3. Возможности
разума, развитие индивидуальных способностей сознания определяются степенью
непрерывности смысловой, логической деятельности и уровнем организации
отношений человека с окружающим миром. Навыки по осознанному формированию
человеком равновесного внутреннего состояния и его использования для
мыслительной работы позволяют ему все более часто освобождаться от
импульсивного, прерывистого характера ведения жизни, который дается ИРБ и реализуется
под ее управлением.
4. Непрерывно-восстановительные
процессы в организме, продление жизни организма, раскрытие индивидуальных
способностей разума, их полезная реализация определяются уровнем организации
жизни человека и его образа мыслей, способностью корректировать и
уравновешивать свои внутренние состояния. Это
достигается при своевременной оценке внутренних возмущений, направленности хода
мыслей и эмоциональных реакций. Осознанное управление эмоциональными
проявлениями и своим ходом мыслей позволяет человеку переходить к восприятию
ситуации в качестве наблюдателя-координатора, способного увидеть процесс в
целом и найти решение по изменению ситуации к лучшему.
5. Управляющее
действие животной системы перекрывает способности сознания к смысловому восприятию,
приводит к фрагментации мышления, необоснованным выводам и решениям. Действия
программ и реакций ИРБ ограничивают возможности познания, ограничивают
смысловое восприятие и понимание протяженных процессов и их закономерностей.
|