Упорядоченность и организованность жизни позволяют
человеку активнее развивать свои способности и адекватно воспринимать
информацию из внешнего мира. Важное условие, без которого непрерывно-логическая
работа сознания невозможна, это организация повседневной деятельности, уровень
договоренностей и согласованности тех действий, которые выполняются человеком
ежедневно и требуют определенных энергозатрат. И здесь важно, на наш взгляд,
выделять задачи организации подготовки взаимосвязанных с другими людьми
действий не просто на уровне предварительной договоренности, но и на уровне
понимания общего смысла, необходимости и обоснованности взаимных действий.
Взаимодействие любого человека с другими людьми из
ближнего круга и его деловой сферы воспринимается двояко. На уровне ИРБ совместная
работа, совместное выполнение действий оценивается как условие, при котором
энергопотери организма будут меньше, ответственность за результаты будет
разделена с другими людьми (особенно при неуспехе), протяженность процесса
действий может быть меньше, а значит, высока вероятность перехода к состоянию
бездеятельности, безмыслию и покою.
С другой стороны, на смысловом уровне умозаключений,
мышление, вырабатывая план совместных действий, исходит из задачи необходимости
получения положительного результата, что в отношении данной работы невозможно,
если ее выполнять в одиночку. То есть на смысловом уровне восприятия совместной
деятельности нет жесткой привязки к стремлению отдыхать, бездействовать, а есть
мотивы, связанные с необходимостью упрощения, оптимизации действий, разделения
функций в интересах общего результата. Сопутствующим процессом является
экономия энергоресурсов и времени. Поэтому
на уровне работы сознания взаимодействие с другими людьми логически приводит
человека к необходимости приложения индивидуальных способностей и возможностей
таким образом, чтобы было организовано совместное действие, которое
обеспечивает приложение индивидуальных способностей и других людей.
ИРБ не в состоянии решать задачи оптимального
взаимодействия для реализации индивидуальных способностей и их дальнейшего
развития. Это вполне объяснимо. Организация взаимодействия в животном мире
жестко определяется программами самосохранения вида и особи, когда коллективные
действия являются самыми оптимальными с точки зрения выживаемости и сохранения
вида. При этом механизмы естественного отбора, необходимые для регулирования
соотношений внутри вида и сохранения межвидового баланса, задаются на основе
действий более крупных механизмов общего экобаланса. Это соотношения на уровне
геологии, атмосферы, мирового океана и системных факторов планетарного плана,
включая геофизику планеты, взаимосвязи и взаимозависимости с Солнцем, Луной и
другими объектами Солнечной системы.
Системные соотношения, заданные извне и сформированные
в природе в ходе естественного эволюционного процесса, неподвластны
представителям животного мира с точки зрения восприятия и осознания, они задают
для животного и растительного мира планеты программы жизнедеятельности,
учитывающие возможности саморегуляции отдельных частей системы.
В связи с
этим, на уровне инстинктивных и рефлекторных программ жизнедеятельности
животных заданность общих условий и взаимосвязей такова, что выживаемость
обеспечивается лишь в случае следования этим условиям и приспособления к
особенностям конкретного ареала обитания, конкретной среды обитания и ее
значимых факторов.
На основе именно таких воздействующих факторов на
жизнь животного и главного принципа выживания в дикой природе, который
заключается в том, что выживает сильнейший или способный быстрее всех
адаптироваться к среде обитания или спрятаться, строится принцип взаимодействия
особей. Этот принцип разделяется на
общий, построенный на преимуществах коллективного выживания, и частный, который
конкретизирует коллективную форму и задает ее конкретную реализацию (например,
у львов – это прайд, у волков – стая с жесткой иерархией организации действий и
т.д.). Взаимодействие на период добывания пищи в ходе эволюционного процесса
отточено до наиболее оптимального соотношения ролей и действий и требует от
каждого участника строгого и точного соответствия общему правилу.
По мере развития системы мышления человека значимость
общих правил взаимодействия стала существенно изменяться и дополняться теми
индивидуальными возможностями и способностями, которые начали постепенно
выводить индивидуумов из общей массы участников по признакам их способностей.
На определенном этапе развития человеческого
сообщества строгое подчинение индивидуума нормам и общим правилам жизни и
совместной деятельности способствовало развитию сообщества и его частей,
закрепляя возможности по освоению новых пространств и новых сфер деятельности.
Но в ходе эволюционного процесса, когда стали развиваться разделение труда,
расширение сфер деятельности и специализация, часть общих принципов и правил
взаимодействия стали пересматриваться в связи с повышением степени защищенности
индивидуума, как в социальном плане, так и с точки зрения животной системы в
смысле ежедневной опасности физической смерти, голода, неожиданных стихийных
бедствий и катаклизмов.
Но, поскольку процесс развития мышления человека и его
интеллектуальных способностей находился под постоянным воздействием ИРБ, то
общий смысл процесса взаимодействия с другими людьми заключался в необходимости
объединения силы, знаний и некоторых индивидуальных возможностей для достижения
конечного результата. Именно ради
конечного результата объединение во взаимодействии с другими имеет значение для
ИРБ.
В животном мире любое взаимодействие, начиная с
коллективной охоты, собирательства, выпаса означает объединение усилий для
добывания пищи. Как только достигнута цель, то принцип взаимодействия
прекращает работу, и реализуется силовой принцип распределения, где побеждает и
выживает наиболее сильный и выносливый.
Поэтому смысловое восприятие взаимодействия для
человека несет печать инстинктивно-рефлекторных программ, закладывая первичный
смысл во взаимодействие, как возможность объединения силы для достижения конечной
цели. Поскольку ИРБ всегда сориентирована на конечные действия во времени и на
конкретику текущей ситуации, то задавать процесс совместных действий на
длительное время она не может.
В образе мыслей человека, помимо первичного смысла
взаимодействия, идущего от программ ИРБ, закладывается и новый смысл процесса
взаимных действий с другими людьми – это
совместное развитие на основе обмена информацией и идеями, которые формируются
индивидуумами.
Процессы
обмена информацией и идеями – принципиально новая форма взаимодействия,
присущая только человеку.
Она способствует не только обновлению его знаний и
представлений, но и позволяет человеку существенно расширить сферы его
понимания жизненного процесса, явлений и процессов окружающего мира, начать
понимать его закономерности и формы проявления. На этой основе, с учетом
присутствия в рефлекторном мышлении человека установок ИРБ, он приступил к
развитию процессов взаимодействия с другими людьми на основе предложения своих
способностей для их применения там, где это востребовано.
По мере роста сложности задач, решаемых человечеством,
и их новизны, стали возникать условия не просто для взаимодействия с целью
продвижения к новым знаниям и достижениям, но и с целью развития интеллекта и
его способностей быстрее решать многообразные новые задачи. Число этих
задач неуклонно растет по мере развития человеческого общества.
В связи с этим, сформировались условия для
рассмотрения понятия взаимодействия не только с точки зрения объединения силы и
знаний для достижения конкретной цели, но и с точки зрения развития
способностей, позволяющих экономичнее выполнять прежний объем действий и работ,
которые невозможно выполнить в одиночку. Поэтому можно сделать вывод, что одной из определяющих тенденций
настоящего времени и ближайшего будущего является рост заинтересованности цивилизации
в индивидуальных способностях разума отдельных членов сообщества. Индивидуальные
способности разума отдельного человека становятся главным капиталом на будущее
и определяющим фактором жизненного процесса человека в целом.
Поэтому понимание необходимости задачи развития
индивидуальных способностей сознания, необходимости организовать этот процесс в
интересах каждого из участников совместных действий ведет к пониманию нового
принципа взаимодействия – принципа
совместного развития. Необходим механизм реализации этого принципа. Он
определяется уровнем организации жизни человека и уровнем организации процессов
его совместной деятельности с другими.
Если человек начинает осознавать необходимость
собственного развития, то следующим шагом может быть придание нового смысла
понятию взаимодействия. Новый смысл заключается в том, что взаимодействие это
не объединение силы и знаний для достижения результата и не подчинение каждого
индивида общим правилам и нормам, которые требуют неукоснительного исполнения.
Это, прежде всего, взаимодополняющие отношения, построенные на интересе к
индивидуальным способностям и возможностям каждого из участников процесса
совместной деятельности. Интерес такого рода может проявлять лишь сознание,
поскольку главными потребностями разума являются потребности в новой информации (познание), потребности в
оптимизации и улучшении того, что есть, и, наконец, потребность в созидании на
основе самой созидательной природы разума.
От
инстинктивной программы коллективного взаимодействия для выживания человек
способен переходить к разумной программе взаимодействия для совместного
развития. По мере углубления
процессов совместного развития индивидуальностей людей в ходе их практической
деятельности начинает ослабевать системная зависимость от факторов среды
обитания, природных и космических явлений, поскольку на основе
взаимодополняющих и взаимозависимых информационных связей человек способен
объединить в одно русло решения общей задачи продления жизни при изменяющихся
системных факторах (космос, планета, мировой океан, атмосфера и т.д.)
специализированные знания и индивидуальные способности других людей, новизну их
идей и возможностей интеллекта.
В результате такого процесса объединения при
взаимозависимых и взаимодополняющих отношениях человек достигает необходимого
уровня развития сознания, объединенного в коллективный разум, который способен
найти оптимальные решения для продолжения жизни и дальнейшего развития в
изменяющихся условиях среды обитания (на уровне планеты).
Таким образом, полная зависимость животного и
растительного мира от глобальных системных факторов постепенно устраняется для
человека, вставшего на путь такой организации жизни и взаимоотношений с другими
людьми, который во все большей мере реализует принцип совместного развития
индивидуальных способностей, основанный на взаимодополнении и взаимозависимости
при постоянном обмене информацией и
идеями на основе принципа разумной достаточности. Поскольку отсутствует
конечная цель с той конкретизацией и сроками, на которые реагирует ИРБ,
процессы совместного развития не могут быть полностью зависимы от ее программ
(ИРБ). Это процессы очень длительного характера, для реализации которых
лишь необходима однонаправленность жизненного процесса и постоянное
совершенствование и оптимизация организации процессов совместной деятельности,
позволяющих человеку развивать индивидуальные способности с максимальной
пользой для людей.
По мере развития индивидуальных способностей сами
процессы практической деятельности людей, объединенных
сетью взаимодополняющих отношений по принципу совместного развития, позволят
создавать все необходимое в материально-технологическом и организационном плане
для ведения жизни в тех новых условиях, которые будут формироваться глобальными
факторами космоса и самой планеты.
Если животные часто обречены на гибель при изменении
значимых факторов среды обитания, то человеческое сообщество при более
оптимальной организации взаимодействия на принципах совместного развития
индивидуальностей людей способно не только адаптировать сферы своей жизни при
глобальных изменениях среды, но и сохранить растительный и животный мир в ходе эволюционного развития своего сознания.
Для ИРБ
взаимодействие всегда конечно и не основано ни на взаимодополнении, ни на
взаимозависимости. Это инстинктивные программы, объединяющие отдельные силы
особей для силового выживания. При этом ценность отдельной особи не играет особой
роли.
Взаимодействие на уровне разума по принципу
совместного развития индивидуальных способностей, а затем и индивидуальности
человека, базируется на такой организации взаимозависимых отношений и таком
взаимодополнении, когда существует индивидуальный и коллективный интерес к
деятельности.
Ценность и значимость индивидуальности неуклонно
возрастает, а конечность во времени отсутствует, поскольку сам процесс развития
и совершенствования бесконечен.
В повседневной жизни необходимо обращать внимание на
уровень пресыщенности информацией о
ведении жизни и системных преобразованиях. Зачастую человек теряет способность
даже в сформулированных сообщениях увидеть и понять новое (фрагменты нового) в
уже известном. Часто он невнимателен, рассматривая информацию по признаку знакомо/незнакомо.
Невнимательность диктует выводы о многократном простом повторении уже
известного.
Страдают
от этого организм, и информационный обмен, поскольку такая невнимательность порождает процесс невосприятия из-за отсутствия интереса.
В знакомом и известном необходимо исследовать то новое, что могло быть увидено
другими. Исследование смысла и взаимосвязей в уже изученном позволяет глубже
понять особенности конкретных текущих
проблем, информация о которых отсутствует в готовых знаниях.
Продолжение
следует. |