Процесс
осознания жизненных задач чаще провоцируется навалившимися неприятностями,
нежели как результат системно организованной
работы мысли. Пока не начинаются проблемы, человеку некогда найти время
для организованной смысловой работы сознания в отношении ведения жизни.
Интерес к своей
жизни человек проявляет лишь по мере проявления угроз для нее или проявления
проблем, существенно усложняющих привычную жизнь. Интерес в таких случаях не
носит системного характера. Он ограничивается рамками проблемы, требующей
экстренного разрешения. Когда все заканчивается и человек возвращается в
привычное русло жизни, интерес распространяется на сферы интересов личности и
отвлечения (отдых, развлечения, новые впечатления и т.д.) Страдает ли от таких
программ ИРБ разумная управляющая система? Чаще всего, человек оценивает этот
вопрос, как праздный. «Такие вопросы продиктованы бездельем и желанием
пофилософствовать» – считает он,
возвращаясь к насущным жизненным проблемам.
В то же время
сознание человека часто сталкивается с необходимостью оценить ситуацию в
какой-то сфере жизни и принять решение на перспективу. Здесь начинаются
внутренние противоречия в процессах осмысления решаемой задачи. С одной
стороны, человек не осмысливает перспективу и живет «от обстоятельств». С
другой стороны, разуму необходим порядок
оценки условий текущей ситуации и понимание вариантов развития событий и
последствий реализуемых решений. На сознание обрушивается ком смысловых,
логических задач, которые воспринимаются как сумбурный набор проблем,
вызывающий отторжение. Это объяснимо. Когда человек живет и осмысливает лишь
текущие задачи и «от текущего обстоятельства» формирует свои решения, он
утрачивает способность понимать закономерности и взаимосвязи в картине жизни в
целом. Мало времени и интереса он уделял всему этому до начала острых проблем
или начала срочных необходимых задач. Так, примерно, моделируется в сознании
процесс осмысления жизненных проблем и процесс восприятия и осознания на уровне
повседневности. Это связано с установками ИРБ, направленными на сбережение
энергоресурсов и всемерное ограничение активности в основных сферах
деятельности.
Таким образом,
осмысленность повседневной жизни начинает повышаться лишь в таких ситуациях,
когда появляются угрозы самой жизни, здоровью, деловой сфере или благополучию в
семейно-родственных отношениях. Все это можно отнести к реализации установки
ИРБ дожидаться крайней необходимости и не проявлять инициативу и активность в
жизненных процессах. Эта установка для системы мышления реализуется уже на
уровне умозаключений, привычного порядка и хода мыслей. Направленность мыслей
задается интересом сознания или необходимостью экстренной деятельности и
решений в жизненных сферах.
Выделим направленность
мыслей, как элемент, определяющий способность и готовность человека осмыслить
ситуацию, оценить ее значение и варианты решений. Если в сферу внимания сознания не попадают вопросы закономерностей
процессов жизни и изменения условий деятельности, то в экстренном режиме ему
трудно выбрать правильные ориентиры и обосновать решение.
В результате в
круге значимого и важного человек проявляет недомыслие, недопонимание и т.п.,
что приводит к ошибкам или несвоевременным, экстренным действиям. Все это дезориентирует
жизненный процесс, разбивает его на
фрагменты, противоречивые процессы действий и конфликтных отношений.
Процессы все более непрерывной работы сознания заменяются импульсивной
деятельностью мышления, когда в ускоренном режиме человек пытается понять
причины проблем и найти нужное решение, да еще и учесть перспективу.
Если он начинает
перебирать готовые знания по ведению жизни от сознания, выявленные причины
своих психофизических состояний, то он сталкивается с большим объемом
информации, который необходимо применить в конкретной задаче, конкретном деле.
Без предварительного понимания особенностей применения нужной информации и
самостоятельной работы сознания решения зачастую носят общий характер. Человек
не обретает способности понять суть проблемы и точный круг причин. Отсюда и
непоследовательность в мыслях и действиях, часто неспособность выделить
индивидуальную и главную причину.
Все это мы
рассматриваем с целью изучения условий, в которых сознание способно адекватно
воспринимать ситуацию, прогнозировать изменения в круге значимого и важного в
ведении жизни и не тормозить собственное развитие. Вернемся к разумной
управляющей системе. Непрерывность работы этой системы позволяет человеку все
полнее реализовывать не рефлекторное восприятие ситуации, процесса или задачи,
а смысловое. Это означает, что находясь на уровне осознания
«наблюдателя-координатора» общей картины жизни и общих процессов, определяющих
ее условия, человек способен оценить не только конкретную ситуацию, ее причины
и пути разрешения, но и избежать передачи управления к ИРБ в ходе практических
действий.
Полнота
смыслового процесса восприятия, без реакций обиды, раздражения, неприятия и
отрицания, зависит от степени задействования сознания в повседневных решениях и
обосновании перспективных направлений деятельности. Часть случайных процессов и
задач, носящих второстепенный характер для ведения жизни человек может
своевременно отсеивать и не распылять внимание сознания на рассмотрение
частностей и деталей в процессах, в которых нет его задач по жизни.
Но это достижимо
в большинстве случаев тогда, когда процессы совместных действий человека с
окружающими не ограничены текущей задачей, а есть общее направление
деятельности. Для такого процесса ведения жизни становится необходимым организованный
обмен информацией и идеями с окружающими. Если среди окружения появляются
заинтересованные люди в реализации своих индивидуальных способностей и
способностей самого человека, то возникает общее понимание направленности
действий. Это, своего рода, смысловая база коллективного разума на уровне
группы людей, имеющих согласованное русло совместных действий и совместного
развития. Так, примерно, закладываются процессы
взаиморазвития, когда конкретика текущего дела или острой проблемы сочетается в
сознании человека с общим пониманием необходимости круга совместных действий,
целей, задач и процессов взаимного развития.
Это сложный
процесс, поскольку личность человека стремится укрепить достигнутое во всех
сферах жизни на основе программ сбережения (ИРБ). Но, при ведении жизни от
сознания альтернативы этому нет по причине биосоциальной природы человека,
когда его развитие и жизнедеятельность имеют социальную основу, то есть зависят
от взаимодействия, отношений, информации и конкретных знаний в обществе,
коллективе, группе себе подобных.
Программы
сбережения ИРБ распространяет на информацию и знания, навыки и опыт. Когда
человек руководствуется накопленными знаниями и представлениями личности, ИРБ
обеспечивает формирование избыточного состояния готовности противостоять тому,
что идет извне и не соответствует запасенным знаниям. Меняется биохимический
баланс организма. На основе формируемых избытков воспроизводятся избыточные
напряжения уже по группам конкретных мышц, поднимается общий мышечный тонус. Это
приводит к невозможности структур мозга обеспечить смысловое восприятие
информации из-за некоторого усиления их биоэлектрической активности.
Это воплощается в виде возбуждения и перехода
организма к состоянию неприятия и отрицания. Новое, противоречащее
представлениям и знаниям, ожиданиям личности, начинает отторгаться на уровне
животных программ ИРБ. На смысловом уровне восприятия человек не в состоянии
провести анализ и понять закономерности, проявленные в появлении этого нового,
пришедшего извне. Организм начинает мобилизацию физиологических ресурсов,
готовясь к противостоянию. Вместе с тем, как правило, начинают формироваться
сомнения в своих возможностях, стремление
отодвинуть как можно дальше процесс взаимодействия, возможного преодоления
препятствий, которые выделяет ИРБ в окружающем мире. Это программа экономии
энергоресурсов выводит на уровень повседневного мышления мысли о возможности
избежать действий и необходимости преодолевать.
Парадокс работы ИРБ здесь еще и в том, что, с
одной стороны, ИРБ готовит организм и психику человека к действиям по
преодолению неприемлемого личностью, с другой стороны, пока не прижало совсем,
стремится оттянуть начало действий, формируя неприятие к самому процессу
взаимодействия с окружающим миром. В таком дисбалансе человек не может
находиться долго. Начинается подъем возбуждения, и в обход сознания ИРБ
начинает формировать стремление начать действовать в импульсе и поскорее
закончить. Именно такие варианты задействования программ сбережения от ИРБ и
приводят к невозможности построить систему отношений и взаимодействия с
окружающими людьми на основе общего видения проблем, целей совместных действий.
Главной задачей
при поддержании управляющей работы сознания является процесс переосмысления
накопленного без отторжения вслепую или стремления все поменять. Закономерное
стремление организма к безопасному покою, которое реализует ИРБ на всех
доступных уровнях, может быть осознано человеком и объяснено своему организму
при подготовке к деятельности. Но здесь важным моментом является то, что
эффективная работа на пути преобразований доступна лишь тогда, когда есть
взаимодействие с другими людьми. Рассмотрение совместно как самой проблемы, так
и ее причин, позволяет человеку другим взглядом посмотреть на существующее и
известное ранее. Облегчается важнейший процесс уровня смысловой работы.
Человек легче
переходит к формированию нового путем замены накопленного, обновления как
знаний и представлений, так и личного опыта. Именно опыт, закрепленный через
повторения умозаключений, взглядов позволяет сформировать стереотипы и глубоко
закрепляет программы сбережения, которые ИРБ неразрывно связывает с продлением
жизни. Таким образом, на уровне повседневного мышления человек быстрее и
эффективнее может заменить установки на сбережение и накопление на осмысленные
процессы обновления. Тем самым он обеспечивает упрочение работы разумной
системы по управлению жизненным процессом. Взаимодействие
в работе над своими личностными комплексами и типовыми избыточными напряжениями
позволяет на практике начать реализовывать задачи взаиморазвития, которые
необходимы всем участникам процесса совместной деятельности. Задавливание
контрнапряжениями своих собственных устремленностей к безопасному покою
является наиболее энергоемким процессом, который не приемлем для организма.
Поэтому важно
помнить, что бесконечно организм не будет тащить груз избыточных напряжений,
если нет процессов переосмысления накопленных знаний и представлений, то в один
прекрасный момент организм сам освобождается от наиболее мощных избыточных
напряжений. Это уже сброс, с более тяжелыми последствиями, чем откатные
состояния. Практика изучения этих процессов показывает, что когда человек эпизодически
прорабатывает какие-то вопросы коррекции своего мировоззрения, ведения жизни, а
повседневность свою ведет под управлением ИРБ, то процессы задавливания своих
внутренних состояний контрнапряжениями (надо, сдюжу, другого варианта нет –
потом отдохну и т.п.) идет сильнее. А значит, все тяжелее переносятся сбросы с
обострением страхов, неуверенности в себе,
других комплексов личности. Совместное обсуждение таких процессов и
рассмотрение круга целесообразных совместных действий позволяет человеку подойти
к более свободному от установок ИРБ восприятию процесса обновления и
возобновления. При этом страхов утраты накопленного, в том числе информации,
знаний особенностей какого-то процесса деятельности, не будет. Это связано с
тем, что личность уже не будет
стремиться к самоутверждению на базе накопленного, то есть на базе программ
сбережения животной системы. Невладение какой-то информацией и незнание
каких-то закономерностей, новых зависимостей не будет порождать комплекса
личности–комплекса собственной несостоятельности. Это другой уровень процесса
взаимодействия, когда есть общность задач, общее видение значимого и главного,
а также нет конфликта интересов.
Взаимодействие с
окружающим миром и людьми человек формировал на основе опережающих реакций ИРБ,
связанных со сравнением себя с другими. Характер взаимодействия при системной
организации обмена информацией о ведении жизни имеет другую основу. Нет страха порицания, осуждения, страха
собственной несостоятельности, поскольку индивидуальность человека единственна
и неповторима. Программы и реакции ИРБ являются общими для всех, а
отношение к их ежедневным проявлениям должно быть философским, когда человек
ежедневно возобновляет интерес к ведению жизни и снижает уровень избыточности
по организму и психике. Вторая сторона
процесса замены программ сбережения на процесс исследования и обновления – это
улучшение взаимопонимания и углубление процессов смыслового восприятия.
Это уже всегда
«взгляд с холма» (вспомните метод полного абстрагирования и построения целостной
картины отдельной проблемы, задач в
сфере жизни и т.д.). Здесь важно понять, что это не безразличие к другим людям
и не циничный анализ чего-то, когда у человека проблемы. Это интерес разума,
который может быть полезен другому, благодаря индивидуальным способностям.
Интерес разума и сопереживание – совершенно различные процессы. Поэтому в
вопросах взаиморазвития необходимо определять и отличать конструктивное взаимодействие, которое и есть основа взаиморазвития,
от только сопереживания и эмоционального участия.
Тогда (при конструктивном
взаимодействии) исследование причин проблемы не обидно для человека, а его ИРБ
не стремится сдерживать инициативу или формировать наступательность за счет
мобилизации физиологических ресурсов. Сопереживание, совместное переживание,
многократное описание трудностей, проблем, самочувствия вызывают участие, но не
должны двигаться по кругу и не должны представлять единый процесс лишь
эмоционально-чувственного отражения, а не осмысления.
Процессы
информационного взаимодействия, позволяющие лучше понимать жизнь и ее
закономерности необходимо напрямую связывать с повседневной деятельностью.
Когда мы начинаем отрывать полезную новую информацию от повседневности, то этой
повседневностью начинает управлять ИРБ. Последствия по организму и психике
ведут к стремлению отгородиться от окружающего несовершенного мира и
несовершенных людей, а пресыщенность информацией о ведении жизни и системных
преобразованиях ведет к утрате интереса к людям и к утрате способности быть им
полезным. Так человек в обход своего сознания из-за прекращения обновления
накопленных знаний переходит к состоянию круговой обороны внутри себя. |