Понимая неосознанность реакций самоутверждения периода
самовоспитания (юность, обучение, начало деятельности), человек способен
выделять именно устремленности, сформированные в этот период. Устремленности
характеризуются особой приверженностью человека к тем взглядам, которые легли в
основу стремлений, стали неотъемлемой частью мировоззрения личности. Проба
своих возможностей, первые успехи и неудачи стали составлять основу личного
опыта, который подтверждал или опровергал возможности того периода и позволял
формировать самооценку, привязываясь к результатам деятельности.
И здесь важно, на наш взгляд, для анализа позиций
мировоззрения принять идею наличия стремления к тем целям у самой личности
человека, которые позволяли ему реализовать свои способности, а также чем-то
скомпенсировать свои физические данные (от физических сил до внешних данных),
которые могли вызывать у него сомнения при сравнении с окружающими. Остановимся
на устремленностях к материальному насыщению и к статусному положению
(исключительность). Итак, ИРБ, воздействуя через мотивации личности, стремилась
получить гарантии возможности находиться в среде, не уступать окружающим в
каких-то своих возможностях, получить позитивный отклик окружающих и закрепить
достигнутое в положительных оценках среды (оценках в общественном мнении).
Позже, человек неосознанно опирался на эти выработанные
правила отношений с окружающими, стремясь сохранить позитивное мнение о себе, а
в новой среде сформировать его вновь. В результате в мировоззрении
формировалась картина действий, требования их исполнения, которые позволяли
человеку быть состоятельным в чем-то признанно главном, что считалось важным
для окружающих. Так мировоззрение
начинало отражать общепринятое, превращать его в основной мотив
поступков и линии поведения, отражая при этом и базисные программы ИРБ, и
установки среды воспитания, и личностные особенности человека, его самооценку и
приоритеты в личностном восприятии окружающего мира. Индивидуально-корыстные
интересы не распознавались, так как входили в базис, основополагающие понятия
от ИРБ, которые личность не может подвергать критическому анализу.
Когда общепринятое или общественное мнение начинало в корне
противоречить представлениям личности о себе, своих возможностях и заслугах (энергозатратах), ИРБ начинала
формировать состояния готовности к противостоянию совместно с сомнениями в
своих возможностях, которые могут быть оценены как низкие. Окружающие
воспринимались человеком в таком состоянии как враждебная среда или
нейтральная, но имеющая агрессивных представителей.
Тревожное ожидание
испытаний и пересмотра оценки своих заслуг и возможностей становилось привычным
и не отражалось при анализе своего состояния на уровне сознания.
Организм имел возможность поддерживать такие состояния
длительное время, учитывая возраст и энергоресурсы. Самовоспитание этого
периода жизни человека могло проходить и как невыраженный процесс, иметь
несколько направлений и не представлять собой какого-то доминирующего процесса.
В среднестатистическом смысле каждый человек элементы самовоспитания внедрял
в жизнь, что-то удавалось, что-то затухало само собой, как бы подтверждая для
личности не значимость начинаний. Но само мировоззрение, представления
личности о своем месте и роли в коллективе, а шире, в среде социума,
формировалось именно за счет программ ИРБ, которые распространялись на процессы
смысловых мотиваций, образ мыслей в целом.
То, что необходимо организму в дикой природе и предназначено для его
самосохранения, распространялось на уровень системы мышления и укоренялось в
представлениях человека, рассуждениях и выводах.
Вот почему, так часто человек сталкивается с непониманием
окружающих и их мотиваций, сравнивая их с собой, мысленно достраивая вопрос: «Я
бы так не сделал, или у нас это не
делают, так не принято». Он не задумывается о сути взаимоустройства общества, строении и процессах, лежащих в
основе взаимодействия структур общества, экономических и социальных отношений.
Когда-то ИРБ определила приоритеты и ориентиры человека, который через
самоорганизацию, самовоспитание, реализовывал ее установки и правила жизни в
среде.
Это есть часть неосознанного в мировоззрении человека,
который начиная системные преобразования жизни, сохраняет управление ИРБ и
представления о приоритетах, принимая установки ИРБ по ведению жизни,
выработанные для животной основы, организма, но никак не для сознания. Так
система мышления и реализует рефлекторный характер генерации умозаключений и
выводов, сохраняя сам механизм неизменным на годы. Это свойственно каждому
человеку, проявления рефлекторного мышления в той или иной форме требуют
хранения основ ведения жизни неизменными. Как программы, необходимые для
жизнедеятельности организма.
Итак, приоритетность материальных ресурсов, их накопление и использование
на основе общепринятых правил и приоритетов ведут к формированию
устремленностей личности максимально удовлетворять задачи получения
материальных благ, решая при этом сложные задачи организации, отношений и
повышения их эффективности. Смысл неосознанных личностью программ ИРБ - в
стремлении к максимуму накопления ресурсов, в стремлении получать и постоянно
поддерживать насыщенность, накопления, отвечающие представлениям о богатстве и
успехе. При этом мотивации к отстраненности или к лидирующему положению
продиктованы программами самосохранения особи, которые закрепляются через
привычное поведение в среде в период молодости, в период формирования в
мировоззрении представлений о своем месте в окружающем мире. ИРБ стремится закрепить лишь то, что
соответствует положению безопасности личности и отсутствию негативной
информации в свой адрес.
При доминировании в ценностных позициях мировоззрения физических, а
затем и материальных (в т.ч. информационных) возможностей начинается закрепление
в мировоззрении чувства глубокой правоты и безошибочности во всем, что делает
личность. Возможности сознания стимулируются через технологию
задействования и развития способностей интеллекта решать стоящие задачи,
максимально эффективно достигать успеха. Смысл понятия успех закладывается и на
основе общепринятого в среде (социальной группе) стремления к обогащению, и на основе
неудовлетворенностей личности в период молодости.
Комплекс личности,
направленный на достижение превосходства, подкреплен животной программой
стремления к максимальному насыщению.
После достижения доступного предела в этом, фокус
интеллектуальных усилий человека может быть направлен на взаимодействие с
окружающими, благотворительность, помощь в деятельности, решении чьих-либо задач
в профессиональной сфере. При комплексе отстраненности и затаивания
устремленность не попасть в фокус внимания окружающих закрепляется на основе
страхов перед более сильными и влиятельными, страхов быть изгнанным из стаи и ,
в результате, страха смерти в одиночестве от истощения.
Самовоспитание, мотивации, направленные на развитие,
отражают у человека, устремленного к пределу материального, программы ИРБ на
достижение независимого положения и получения приоритета в распределении
материальных благ. Это не мешает структурам системы мышления развиваться,
совершенствуя возможности понимать многие процессы окружающего мира и
планировать свою перспективу.
Но в сознание человека не попадает идея о достаточности и обоснованности материальных ресурсов или
статусного положения и он не мотивирует свою деятельность главной задачей - быть полезным людям.
Использование своих возможностей сознания и индивидуальных способностей
регламентируется задачами накопления материальных запасов и достижения независимого или высокого
статуса. Часть подобных устремленностей начинает осознаваться человеком и
корректироваться благодаря ценностной шкале, заложенной при воспитании, часть -
превращаться в убежденность в правильности такой линии жизни, таких правил ее
ведения. Ценность и приоритетность в образе мыслей созидательных задач, стоящих выше интересов
личностного обогащения, не понимается до глубины сути и смысла жизни под
управлением разума, а остается на декларативном уровне.
Внутренние состояния могут изменяться в ходе изменений
направленности хода мыслей, когда человек старается анализировать свое
мировоззрение. Защитные программы ИРБ стремятся «отвести» в сторону от
болезненных тем все то, что может привести к пересмотру накопленных и
подтвержденных практикой и обществом представлений об успехе и позитиве.
Переосмысление этого возможно лишь при очень четкой расстановке приоритетов со
стороны сознания на основе понимания необходимого минимума материальных
ресурсов для ведения жизни и ресурса развития для обеспечения условий полезной
деятельности в ближайшем будущем.
Когда человек не изучает сути и самого базиса (от ИРБ) своих взглядов, механизма внедрения в
смысловые мотивации животных программ самосохранения сначала себя, а затем
исполнения всех других действий, то формируется следующий процесс. Мотивации
в связи с развитием на будущее идут под управлением ИРБ, которая начинает фокусировать внимание мышления на
задачах достижения максимального объема накопления и эффективности и лишь в
тех процессах, которые обеспечивают получение возможностей таких накоплений.
Консолидация ресурсов путем самого быстрого и эффективного личного обогащения
становится определяюще-важной задачей, формируемой в обход разума на основе
программ ИРБ в рефлекторном мышлении человека.
При устремленности личности к исключительности (особый
статус, особые знания и умения), процесс задействования программ ИРБ
аналогичен. Для этого случая под накоплением следует понимать ресурсы
информации, достижения, которые отличают от других, особые знания и возможности.
Страх потерять пьедестал такой исключительности становится определяющим для
целого ряда взглядов и мотиваций, которыми начинает дорожить личность человека.
В любых проявлениях социума, изменениях системы отношений и распределения
ресурсов человек начинает усматривать угрозу своему статусу, формировать
скрытые генерации страхов на основе состояний тревожной готовности ожидания
события, сразу же за этим, ожидания худшего. Ход мыслей и его направленность не
позволяют пересмотреть суть своей позиции в мировоззрении, а формируют под
управлением ИРБ ожидание худшего. Закрепляется состояние собранности и
настороженности.
Примечание. Программы
самосохранения особи необходимы лишь для одного случая – наличия прямой
физической опасности. При этом обоснованы физиологические программы мобилизации
ресурсов организма. Распространение программ самосохранения на сферу мышления и
ведения жизни приводит к формированию мировоззрения, отражающего ценности
инстинктивно-рефлекторного выживания в среде дикой, враждебной природы.
Приоритет для личности собственного статуса и/или предельного насыщения и
накопления максимальных запасов, их хранения и защиты, становится той самой
«доминирующей» мотивацией.
|