Проблемы
человека в сфере здоровья, индивидуальной реализации в профессиональной,
деловой сфере и системе отношений с окружающими являются, во многом, отражением,
проекцией его образа мыслей, его мышления.
Организация мышления определяет степень
организованности жизненного процесса, его предсказуемость и понимание человеком
круга значимых и важных задач в каждой сфере жизни.
По мере
осмысления своих привычных реакций и причин своих внутренних состояний, человек
способен скорректировать механизмы собственного восприятия всего, что ему
предлагает жизнь, а также повлиять на процессы, протекающие в его организме.
Организм и организация – однокоренные слова. Все реакции отклика человека на
информацию извне он может осознавать и понимать значение того или иного
внутреннего состояния для собственной смысловой работы сознания. Но в
повседневной жизни человек воспринимает и осмысливает, понимает то, что ему
интересно и понятно. Животная система (ИРБ – инстинктивно-рефлекторная база)
влияет на механизмы системы мышления, способствует генерациям страхов,
психо-эмоциональным импульсам, формирующим избыточные состояния организма и
психики.
Стремление ИРБ к
скорейшему завершению действия, к скорейшему переходу к покою и отдыху
распространяется на процессы мышления, если личность человека не проявила
интерес к информации о событиях и процессах в окружающем мире, жизни самого
человека, включая его организм. Вкусы, предпочтения личности, интересы,
которые формируют устремленности личности к действиям, целям и задачам на
будущее, определяют направленность хода мыслей, характер эмоциональных откликов
и впечатлений, которые человек формирует, соприкасаясь с внешним
миром, в ходе общения и совместных действий с людьми.
ИРБ определяет
характер устремленностей человека не только в сфере материальной, где для нее
важны запасы, их объем, качество и гарантии сохранности. Животная система
ограничивает возможности сознания человека при восприятии информации, ее
понимании и использовании в реальной жизни. Это выражается в том, что человек,
управляемый ИРБ, расценивает любую деятельность как необходимость, неосознанно
воспринимая ее как энергозатрату. Это означает, что процесс, воспринимаемый как
необходимый, не вызывает интереса в сознании. Включаются те механизмы
восприятия и обработки информации, которые основаны на приеме информации, ее
запоминании и использовании в дальнейшем по признакам пригодности к ситуации. Это запоминание знаний, полученных другими
людьми, это их воспроизведение на основе работы памяти и логического признака
применимости этих знаний.
Анализа конкретной задачи и ситуации не
проводится, а интерес разума к исследованию значимого и полезного для жизненных
задач заменяется логикой применения готовых и весьма общих знаний. В ходе повседневного мышления человек
неосознанно отсеивает в сторону сложное и неизвестное ранее, а когда личность
проявляет любопытство, выбирает только интересующее личность.
Целесообразно из
всей массы получаемой информации учиться выделять неизвестное и непонятное,
сложное для текущего восприятия с целью изучения такой информации. Это
необходимо для понимания ее смысла и выработки оценки необходимости дальнейшего глубокого изучения и понимания
информации для ее практического применения.
Приступив к
системным преобразованиям своей жизни человек должен понимать значение
организации своего мышления для всех составляющих своего жизненного процесса.
Организация мышления, вынесенная человеком из предшествующего этапа жизни
должна быть им изучена с выделением привычных сфер интересов и привычных
процессов восприятия и обмена информацией. Целесообразно помнить, что необходимым
условием полноценного мышления является смысловое восприятие, а не рефлекторное.
Эмоциональность, впечатлительность, импульсивность личности человека не могут
обеспечивать полноценного и адекватного восприятия человеком информации не
только о событиях и процессах в окружающем мире, но и информации в отношении
своего организма, своих психических состояний (уровень возбуждения, степень
пассивности или агрессивности и т.п.).
Впечатления, вкусы
личности, сильные эмоции и переживания не обеспечивают адекватного восприятия
информации, а ведут, в итоге, к мышлению фрагментами. Фрагментация мышления
связана с перерывами в работе сознания из-за возбуждения, переживания и
эмоциональной избыточности в целом. Осознанные фрагменты ситуации, события или
процесса в жизни человека, в окружающем мире вызывают сначала (короткий
смысловой отклик психики сразу же после первичного отклика животной системы)
симпатию или антипатию (иногда оценку-восприятие: хорошо/плохо, добро/зло). На
ее основе выстраивается цепочка умозаключений, связанных с описанием ситуации, события или процесса. Здесь следует особо
отметить, что впечатления и эмоции
обеспечивают отражение события или процесса. Отражение характеризуется
по признаку «Здесь и сейчас». Причины не
рассматриваются, а ход мыслей человека направлен на описание и деталировку
события, ситуации.
Яркие и впечатляющие частности занимают
все внимание сознания человека,
его мышление, характер умозаключений и их направленность начинают проявлять
рефлекторный характер. При отражении реальности в получаемом фрагменте
запечатлевается миг, сиюминутная ситуация, которая на уровне таламуса
воспринимается на примитивном животном уровне по принципу: «приятно/неприятно,
хорошо/плохо». По признакам «хорошо/плохо», «добро/зло» формируется дальнейшая
направленность умозаключений, связанных с описанием и эмоциональным откликом
через переживание. Это способствует переживанию ситуации или события на
эмоционально-чувственном уровне человека. Любые переживания и тревоги, если они
протекают без контроля со стороны сознания, нарушают психофизиологический
баланс организма, запускают механизм усиления возбуждения лимбической системы.
Это приводит к
«подпитке» эмоциональных реакций переживаний, тревожности за счет ресурсов коры
мозга, прежде всего лобных долей. При этом уровень возбуждения структур мозга
(особенно множества микрозон коры) повышается, также повышается и
биоэлектрическая активность. Формируется
избыток бета-волн, связанных с деятельностью мозга в возбужденном состоянии,
когда активно генерируются реакции тревожности и страхов. В этом состоянии
человеку не до ясных мыслей. Способности коры и ее лобных долей всесторонне
оценивать информацию, анализировать, обобщать и делать выводы существенно
снижаются.
Мышление приобретает характер
описательного процесса, ограниченного констатацией фактов и переживаниями. Формируемые иногда при этом суждения
обретают характер оценки «хорошо/плохо», гораздо реже, оценки «интересно». Этот
промежуточный этап работы мышления ограничивается еще и интерпретацией
фрагмента, который получен при восприятии. Интерпретация основана на
стереотипах и привычных представлениях о тех или иных процессах, событиях и их
природе. В итоге степень осознанности
ситуации в целом, события или процесса снижается и закрепляется на уровне
отражения, описания и конкретного типа переживаний. При общем уровне
повышенной тревожности характер умозаключений носит прерывистый характер, что
ведет к необоснованным выводам и ошибочным суждениям, отражающим стереотипы. Многие
СМИ, при формировании своих информационных блоков, широко используют механизмы
фрагментации целостной информационной картины события, инициации рефлекторного
восприятия и рефлекторного мышления человека.
Мышление необходимо ориентировать на
выяснение и понимание взаимосвязей.
Это важная особенность системного подхода к организации жизни. Переосмысление
характера и организации собственного мышления целесообразно направлять к задаче
понимания физической сути стоящей проблемы, задачи или процесса во внешнем
мире. Для исследования сути проблемы необходимо изучить причины, которые уходят
в прошлое.
Таким образом, необходимость работы
сознания «во времени» является важнейшим требованием к мышлению. Рассматривая
прошлые события, причинно-следственные связи, человек обретает возможность
находить в прошлом причинность происходящего в настоящем. Это важный момент
и в процессе формирования умозаключений и выводов относительно настоящего
времени и направлений своей деятельности на будущее.
Из настоящего человеческая мысль
определяет, что необходимо учесть при планировании будущих процессов
деятельности и самой жизни.
Изменения к лучшему являются результатом работы сознания человека, когда он
учитывает и понимает условия предстоящей деятельности и допущенные ошибки,
неточности, понимает ошибочность своих прошлых представлений, породивших
определенные причинно-следственные связи. Переосмысление этих представлений, обновление и конкретизация всего
того, что входит в круг необходимого и достаточного для ведения жизни в ее
основных сферах, является основой процесса перспективного планирования.
Будущее обретает
черты, которые формирует сам человек, опираясь на понимание возможных условий
для своей жизнедеятельности и необходимых изменений в своем мировоззрении,
позволяющих реализовать изменения к лучшему, более экономичному процессу жизни
и обеспечить полезную реализацию своей индивидуальности.
Системно
организованное мышление должно обеспечивать формирование смысловой мотивации
к любой деятельности. Это становится возможным, когда человек изучает и
понимает смысл и значение предстоящих действий, изменений для процесса
осознанного ведения жизни. Понимая смысл и значение предстоящего процесса
деятельности человек легче переходит к задаче его организации. Важно отметить,
что предстоящая деятельность воспринимается ИРБ как энергозатрата, потенциально
опасный процесс, который может привести к худшему, крупным затратам, длительной усталости и
слабости.
Страх изменений
к худшему на уровне подсознания блокирует инициативную деятельность сознания. С
уровня организма, психофизиологического и биохимического баланса на уровень
повседневного мышления выводится установка
на торможение деятельности, возможность отложить на потом, если нет жесткой
необходимости. Инертность мышления заложена в сам процесс формирования
мотивации человека к деятельности, когда ИРБ контролирует не только процесс
текущих энергозатрат, но и наличие ресурсов в организме для последующего действия.
Интерес сознания
к производимому действию, а также понимание значение результата формирует сам
человек на основе изучения результата и понимания его значения для жизненного
процесса. В деловой сфере это зачастую еще и связывается с возможными ошибками
и неготовностью окружающих принять необходимость реализации намеченного. Если
человек не привык всесторонне
обосновывать свои действия, то генерации страхов порицания, осуждения и
наказания в его внешней сфере деятельности существенно сильнее, чем в других
главных сферах жизни.
Это влияет на
процесс оценки значения деятельности и уровень сомнений в своих способностях.
Непонимание механизма самоторможения приводит человека к весьма частым
прерываниям не только своей деятельности в текущий период времени, но и в плане осмысления текущих ситуаций и
изменений условий для деятельности.
Целесообразно
представлять предстоящий процесс деятельности в виде плана реализации
последовательности работ и расчленять этот процесс на этапы, значение которых
становится понятным при составлении графика, блок-схемы или иной картины
интерпретации предстоящих действий. Как уже отмечалось в текстах, зрительный
тракт восприятия информации обеспечивает поступление, как минимум, 75%
информации сразу на уровень сознания человека (при отсутствии отвлечений или
перевозбуждения). Поэтому графическое представление предстоящих процессов
деятельности облегчает изучение взаимосвязей и последовательности отдельных
этапов деятельности. Облегчается формирование оценки трудоемкости и протяженности
отдельных этапов и процесса деятельности в целом. Страх ИРБ перед чем-то
большим, тяжелым и протяженным, несущим энергозатраты и состояния усталости и
слабости, снижается и постепенно угасает по мере конкретизации человеком всего
процесса действий.
Взаимосвязи с
участниками совместных действий, смысл их работ и значение результата
становятся более конкретными и понятными. Это позволяет обеспечить полноценное
совместное рассмотрение и обоснованно прийти к выводам, общему пониманию
целесообразного и необходимого объема действий.
Описание,
интерпретацию любых начинаний и инициатив, крупных работ и мелких домашних
задач целесообразно начинать с изучения значения получаемых результатов для
процессов работы и жизнедеятельности в целом. Здесь понадобится и осмысленная предварительно картина всего
того, что входит в круг необходимого и достаточного для ведения собственной
жизни и реализации работ в деловой, профессиональной сфере.
Важным аспектом
организации мышления является и задача
выделения главного и значимого в любом процессе или ситуации. Среди
причин всегда существует несколько главных, которые определяют протекание
процесса деятельности и ее результат. Своевременное, предварительное изучение
определяюще-важных причин и условий, влияющих на процесс деятельности,
позволяет человеку точнее воспроизводить в своем сознании варианты развития ситуации, сценарии развития событий. Здесь
логические выводы и прогнозные оценки нельзя путать с процессом домысливания.
Домысливание очень субъективный процесс, построенный на уверенности личности в
своем допущении, не имеющем опоры на факты и логическую цепочку реальных, выделенных
и осознанных причинно-следственных связей.
Рассмотрим
простой пример проблемы «ремонт»,
когда человек, планируя предстоящие действия, сначала попадает под влияние
программ и реакций ИРБ, а затем осознанно выстраивает конструктивную картину
предстоящего процесса полезных действий, изменяя свои внутренние состояния и
психологический настрой. (Случай полной предоплаты ответственному менеджеру-дизайнеру
с передачей эскизов и отъездом на весь период на Канары не рассматривается).
Человек видит
насущную необходимость в проведении ремонта квартиры. Это большой объем работ,
который ему мало известен, но известно,
что это всегда «большая головная боль» и большие затраты сил, времени и денег.
Под управлением ИРБ формируется стрессовое состояние предвкушения трудностей на
длительный период, неуверенность в правильности выбора всего, что пойдет взамен
устаревшей и непригодной мебели, сантехники, а также страх, что получится в
итоге не так, неудобно и неправильно. Любая неуверенность имеет свою причину. Это,
прежде всего, отсутствие определенности
в понимании того, что необходимо изменить и к какому виду должна прийти
квартира.
Целесообразно
вначале, по-крупному, разделить этапы работ, собрав информацию (в т. ч, в сети)
о вариантах исполнения, объемах, сроках и стоимости. Представляя в своем
сознании не «беспредельный ком проблем», нагрузок и уборок, а определенную
последовательность этапов, человек способен конкретизировать последовательность
и оценить протяженность каждой из работ (примерно). Эта конкретизация
должна касаться, например, того, что вначале необходимо сменить «электрику»,
рассмотреть объем работ в нужной последовательности – например, полы, потолки,
обстановка, которая, в итоге, желательна.
Осознавая, что
работы будет проводить фирма со своими специалистами, человек способен
предварительно проконсультироваться и уточнить реальный объем и стоимость по
этапам, учитывая свои финансовые возможности. Если есть несколько комнат, то
целесообразно рассмотреть сначала одну, первоочередную, которая позволит в нее
переселиться, если не предусматривается съезд с жилплощади на время ремонта.
Когда ИРБ
получает от сознания человека конкретную последовательность этапов работ,
примерную протяженность работ и смету, возникает понимание того, что неопределенность
в виде «безразмерного кома проблем» обретает вид последовательных этапов,
которые могут занять несколько недель (месяцев, в зависимости от объема работ,
площади и др. условий). Осознание этого и объяснение сути и последовательности
действий своей ИРБ позволяет человеку приступить к конкретным шагам по
планированию будущих «потрясений», которые иногда в народе сравниваются с
пожаром или переездом на новое место. Сбор необходимой информации
целесообразно объединить с изучением и конкретизацией того, например, какие
цвета, какой интерьер возможны, оптимальны и желательны с учетом конкретики
жизни человека и его особенностей.
Предварительная конкретизация
неопределенностей, видение этапов, сроков и примерных затрат является лучшей
психотерапией для случая, когда человек не представляет характера и объема
предстоящих работ, стоимости и сроков.
Стрессовое ожидание, тревожность и
жалость к себе постепенно замещаются конкретными действиями и получением
предварительной информации, необходимой для планирования и организации начала
«процесса». Возникает интерес, как
лучше все организовать, что предстоит на это время в других сферах жизни, как
избежать накладок и неудачных решений.
Осмысленная и
обоснованная достаточность в обустройстве своего жилья, обоснованность затрат
становятся познавательной задачей, скорее интересной, чем вызывающей оторопь и
предвкушение тяжких испытаний. При этом следует помнить, что как только человек
конкретизировал работы и их последовательность, то ИРБ начинает «прикидывать»
предстоящие работы на себя. Это идет в обход сознания, если человек не работает
над собой и не представляет механизмов рефлекторного восприятия и рефлекторных
мотиваций. Когда человек не знает сути предстоящих работ и не представляет
технологии их выполнения, то ИРБ, примеряя на него эти работы, инициирует
страхи и неуверенность в себе до состояния стресса и усталости.
Примитивные
реакции ИРБ на мысленный образ предстоящих работ подобны тому, как она
провоцирует процесс слюноотделения, если человек представил мысленно, что он
начинает жевать дольку свежего и ароматного лимона, моделируя ощущения кислого
у себя во рту. ИРБ принимает за чистую монету мысленный образ и запускает
конкретный физиологический процесс.
Подобно этому, ИРБ «запускает» генерации страхов не сделать, ошибиться,
смертельно устать и т.п., когда человек мысленно представляет предстоящие
процессы крупных работ, связанных, в том числе, с бытовыми неудобствами.
Домысливание,
рассмотренное нами ранее в текстах, начинает проявляться в форме худшего
сценария возможных событий, что инициирует жалость к себе и мысли отложить «всю
головную боль» на потом.
Конструктивных,
назревших изменений жизненного порядка и условий при решении «отложить» уже не
наступит, а человек надолго «запечатает» в свой организм стрессовое переживание
проблемы под названием «ремонт».
Когда же он последовательно корректирует
картину предстоящего и подготовлен информационно, то формирование интереса к
оптимизации проблемы со стороны сознания дается быстрее, а внутренние состояния
человека осознанно сохраняются в равновесии.
Найти и
обосновать экономичность в решениях, оптимально затратить средства, силы и
время человек может, сохраняя конструктивное восприятие необходимых процессов
деятельности, понимая себя и соизмеряя целесообразное со вкусами личности,
которая, в этом случае, не ведет
человека к исполнению необоснованных и нелогичных запросов. Круг потребностей,
оптимизация жизненного пространства и его обустройство становятся интересными
задачами, а осознанность значения предстоящего вносит конкретику в значимость и
срочность остальных дел и задач в других сферах жизни. |