PSYSTAN
Суббота, 21.12.2024, 19:42
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ДневникРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
2024 [16]
2023 [15]
2022 [16]
2021 [16]
2020 [35]
2019 [49]
2018 [18]
2017 [9]
2016 [9]
2015 [1]
2014 [6]
2013 [7]
2012 [18]
2011 [46]
2010 [56]
2009 [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

08:29
Организация мышления

Проблемы человека в сфере здоровья, индивидуальной реализации в профессиональной, деловой сфере и системе отношений с окружающими являются, во многом, отражением, проекцией его образа мыслей, его мышления.

 

Организация мышления определяет степень организованности жизненного процесса, его предсказуемость и понимание человеком круга значимых и важных задач в каждой сфере жизни.

 

По мере осмысления своих привычных реакций и причин своих внутренних состояний, человек способен скорректировать механизмы собственного восприятия всего, что ему предлагает жизнь, а также повлиять на процессы, протекающие в его организме. Организм и организация – однокоренные слова. Все реакции отклика человека на информацию извне он может осознавать и понимать значение того или иного внутреннего состояния для собственной смысловой работы сознания. Но в повседневной жизни человек воспринимает и осмысливает, понимает то, что ему интересно и понятно. Животная система (ИРБ – инстинктивно-рефлекторная база) влияет на механизмы системы мышления, способствует генерациям страхов, психо-эмоциональным импульсам, формирующим избыточные состояния организма и психики.

 

Стремление ИРБ к скорейшему завершению действия, к скорейшему переходу к покою и отдыху распространяется на процессы мышления, если личность человека не проявила интерес к информации о событиях и процессах в окружающем мире, жизни самого человека, включая его организм. Вкусы, предпочтения личности, интересы, которые формируют устремленности личности к действиям, целям и задачам на будущее, определяют направленность хода мыслей, характер эмоциональных откликов и впечатлений, которые человек формирует, соприкасаясь с внешним миром, в ходе общения и совместных действий с людьми.

 

ИРБ определяет характер устремленностей человека не только в сфере материальной, где для нее важны запасы, их объем, качество и гарантии сохранности. Животная система ограничивает возможности сознания человека при восприятии информации, ее понимании и использовании в реальной жизни. Это выражается в том, что человек, управляемый ИРБ, расценивает любую деятельность как необходимость, неосознанно воспринимая ее как энергозатрату. Это означает, что процесс, воспринимаемый как необходимый, не вызывает интереса в сознании. Включаются те механизмы восприятия и обработки информации, которые основаны на приеме информации, ее запоминании и использовании в дальнейшем по признакам пригодности к ситуации. Это запоминание знаний, полученных другими людьми, это их воспроизведение на основе работы памяти и логического признака применимости этих знаний.

 

Анализа конкретной задачи и ситуации не проводится, а интерес разума к исследованию значимого и полезного для жизненных задач заменяется логикой применения готовых и весьма общих знаний. В ходе повседневного мышления человек неосознанно отсеивает в сторону сложное и неизвестное ранее, а когда личность проявляет любопытство, выбирает только интересующее личность.

Целесообразно из всей массы получаемой информации учиться выделять неизвестное и непонятное, сложное для текущего восприятия с целью изучения такой информации. Это необходимо для понимания ее смысла и выработки оценки необходимости дальнейшего глубокого изучения и понимания информации для ее практического применения.

 

Приступив к системным преобразованиям своей жизни человек должен понимать значение организации своего мышления для всех составляющих своего жизненного процесса. Организация мышления, вынесенная человеком из предшествующего этапа жизни должна быть им изучена с выделением привычных сфер интересов и привычных процессов восприятия и обмена информацией. Целесообразно помнить, что необходимым условием полноценного мышления является смысловое восприятие, а не рефлекторное. Эмоциональность, впечатлительность, импульсивность личности человека не могут обеспечивать полноценного и адекватного восприятия человеком информации не только о событиях и процессах в окружающем мире, но и информации в отношении своего организма, своих психических состояний (уровень возбуждения, степень пассивности или агрессивности и т.п.).

 

Впечатления, вкусы личности, сильные эмоции и переживания не обеспечивают адекватного восприятия информации, а ведут, в итоге, к мышлению фрагментами. Фрагментация мышления связана с перерывами в работе сознания из-за возбуждения, переживания и эмоциональной избыточности в целом. Осознанные фрагменты ситуации, события или процесса в жизни человека, в окружающем мире вызывают сначала (короткий смысловой отклик психики сразу же после первичного отклика животной системы) симпатию или антипатию (иногда оценку-восприятие: хорошо/плохо, добро/зло). На ее основе выстраивается цепочка умозаключений, связанных с описанием ситуации, события или процесса. Здесь следует особо отметить, что впечатления и эмоции обеспечивают отражение события или процесса. Отражение характеризуется по признаку «Здесь и сейчас». Причины не рассматриваются, а ход мыслей человека направлен на описание и деталировку события, ситуации.

 

Яркие и впечатляющие частности занимают все внимание сознания человека, его мышление, характер умозаключений и их направленность начинают проявлять рефлекторный характер. При отражении реальности в получаемом фрагменте запечатлевается миг, сиюминутная ситуация, которая на уровне таламуса воспринимается на примитивном животном уровне по принципу: «приятно/неприятно, хорошо/плохо». По признакам «хорошо/плохо», «добро/зло» формируется дальнейшая направленность умозаключений, связанных с описанием и эмоциональным откликом через переживание. Это способствует переживанию ситуации или события на эмоционально-чувственном уровне человека. Любые переживания и тревоги, если они протекают без контроля со стороны сознания, нарушают психофизиологический баланс организма, запускают механизм усиления возбуждения лимбической системы.

Это приводит к «подпитке» эмоциональных реакций переживаний, тревожности за счет ресурсов коры мозга, прежде всего лобных долей. При этом уровень возбуждения структур мозга (особенно множества микрозон коры) повышается, также повышается и биоэлектрическая активность.  Формируется избыток бета-волн, связанных с деятельностью мозга в возбужденном состоянии, когда активно генерируются реакции тревожности и страхов. В этом состоянии человеку не до ясных мыслей. Способности коры и ее лобных долей всесторонне оценивать информацию, анализировать, обобщать и делать выводы существенно снижаются.

 

Мышление приобретает характер описательного процесса, ограниченного констатацией фактов и переживаниями. Формируемые иногда при этом суждения обретают характер оценки «хорошо/плохо», гораздо реже, оценки «интересно». Этот промежуточный этап работы мышления ограничивается еще и интерпретацией фрагмента, который получен при восприятии. Интерпретация основана на стереотипах и привычных представлениях о тех или иных процессах, событиях и их природе. В итоге степень осознанности ситуации в целом, события или процесса снижается и закрепляется на уровне отражения, описания и конкретного типа переживаний. При общем уровне повышенной тревожности характер умозаключений носит прерывистый характер, что ведет к необоснованным выводам и ошибочным суждениям, отражающим стереотипы. Многие СМИ, при формировании своих информационных блоков, широко используют механизмы фрагментации целостной информационной картины события, инициации рефлекторного восприятия и рефлекторного мышления человека.

 

Мышление необходимо ориентировать на выяснение и понимание взаимосвязей. Это важная особенность системного подхода к организации жизни. Переосмысление характера и организации собственного мышления целесообразно направлять к задаче понимания физической сути стоящей проблемы, задачи или процесса во внешнем мире. Для исследования сути проблемы необходимо изучить причины, которые уходят в прошлое.

 

Таким образом, необходимость работы сознания «во времени» является важнейшим требованием к мышлению. Рассматривая прошлые события, причинно-следственные связи, человек обретает возможность находить в прошлом причинность происходящего в настоящем. Это важный момент и в процессе формирования умозаключений и выводов относительно настоящего времени и направлений своей деятельности на будущее.

 

Из настоящего человеческая мысль определяет, что необходимо учесть при планировании будущих процессов деятельности и самой жизни. Изменения к лучшему являются результатом работы сознания человека, когда он учитывает и понимает условия предстоящей деятельности и допущенные ошибки, неточности, понимает ошибочность своих прошлых представлений, породивших определенные причинно-следственные связи. Переосмысление этих представлений, обновление и конкретизация всего того, что входит в круг необходимого и достаточного для ведения жизни в ее основных сферах, является основой процесса перспективного планирования.

Будущее обретает черты, которые формирует сам человек, опираясь на понимание возможных условий для своей жизнедеятельности и необходимых изменений в своем мировоззрении, позволяющих реализовать изменения к лучшему, более экономичному процессу жизни и обеспечить полезную реализацию своей индивидуальности.  

 

Системно организованное мышление должно обеспечивать формирование смысловой мотивации к любой деятельности. Это становится возможным, когда человек изучает и понимает смысл и значение предстоящих действий, изменений для процесса осознанного ведения жизни. Понимая смысл и значение предстоящего процесса деятельности человек легче переходит к задаче его организации. Важно отметить, что предстоящая деятельность воспринимается ИРБ как энергозатрата, потенциально опасный процесс, который может привести к худшему,  крупным затратам, длительной усталости и слабости.

 

Страх изменений к худшему на уровне подсознания блокирует инициативную деятельность сознания. С уровня организма, психофизиологического и биохимического баланса на уровень повседневного мышления выводится установка на торможение деятельности, возможность отложить на потом, если нет жесткой необходимости. Инертность мышления заложена в сам процесс формирования мотивации человека к деятельности, когда ИРБ контролирует не только процесс текущих энергозатрат, но и наличие ресурсов в организме для последующего действия.

 

Интерес сознания к производимому действию, а также понимание значение результата формирует сам человек на основе изучения результата и понимания его значения для жизненного процесса. В деловой сфере это зачастую еще и связывается с возможными ошибками и неготовностью окружающих принять необходимость реализации намеченного. Если человек не привык всесторонне обосновывать свои действия, то генерации страхов порицания, осуждения и наказания в его внешней сфере деятельности существенно сильнее, чем в других главных сферах жизни.

Это влияет на процесс оценки значения деятельности и уровень сомнений в своих способностях. Непонимание механизма самоторможения приводит человека к весьма частым прерываниям не только своей деятельности в текущий период времени, но и в плане осмысления текущих ситуаций и изменений условий для деятельности.

 

Целесообразно представлять предстоящий процесс деятельности в виде плана реализации последовательности работ и расчленять этот процесс на этапы, значение которых становится понятным при составлении графика, блок-схемы или иной картины интерпретации предстоящих действий. Как уже отмечалось в текстах, зрительный тракт восприятия информации обеспечивает поступление, как минимум, 75% информации сразу на уровень сознания человека (при отсутствии отвлечений или перевозбуждения). Поэтому графическое представление предстоящих процессов деятельности облегчает изучение взаимосвязей и последовательности отдельных этапов деятельности. Облегчается формирование оценки трудоемкости и протяженности отдельных этапов и процесса деятельности в целом. Страх ИРБ перед чем-то большим, тяжелым и протяженным, несущим энергозатраты и состояния усталости и слабости, снижается и постепенно угасает по мере конкретизации человеком всего процесса действий.

 

Взаимосвязи с участниками совместных действий, смысл их работ и значение результата становятся более конкретными и понятными. Это позволяет обеспечить полноценное совместное рассмотрение и обоснованно прийти к выводам, общему пониманию целесообразного и необходимого объема действий.

 

Описание, интерпретацию любых начинаний и инициатив, крупных работ и мелких домашних задач целесообразно начинать с изучения значения получаемых результатов для процессов работы и жизнедеятельности в целом. Здесь понадобится и осмысленная предварительно картина всего того, что входит в круг необходимого и достаточного для ведения собственной жизни и реализации работ в деловой, профессиональной сфере.

 

Важным аспектом организации мышления является и задача выделения главного и значимого в любом процессе или ситуации. Среди причин всегда существует несколько главных, которые определяют протекание процесса деятельности и ее результат. Своевременное, предварительное изучение определяюще-важных причин и условий, влияющих на процесс деятельности, позволяет человеку точнее воспроизводить в своем сознании варианты развития ситуации, сценарии развития событий. Здесь логические выводы и прогнозные оценки нельзя путать с процессом домысливания. Домысливание очень субъективный процесс, построенный на уверенности личности в своем допущении, не имеющем опоры на факты и логическую цепочку реальных, выделенных и осознанных причинно-следственных связей.

 

Рассмотрим простой пример проблемы «ремонт», когда человек, планируя предстоящие действия, сначала попадает под влияние программ и реакций ИРБ, а затем осознанно выстраивает конструктивную картину предстоящего процесса полезных действий, изменяя свои внутренние состояния и психологический настрой. (Случай полной предоплаты ответственному менеджеру-дизайнеру с передачей эскизов и отъездом на весь период на Канары не рассматривается).

Человек видит насущную необходимость в проведении ремонта квартиры. Это большой объем работ, который  ему мало известен, но известно, что это всегда «большая головная боль» и большие затраты сил, времени и денег. Под управлением ИРБ формируется стрессовое состояние предвкушения трудностей на длительный период, неуверенность в правильности выбора всего, что пойдет взамен устаревшей и непригодной мебели, сантехники, а также страх, что получится в итоге не так, неудобно и неправильно. Любая неуверенность имеет свою причину. Это, прежде всего, отсутствие определенности в понимании того, что необходимо изменить и к какому виду должна прийти квартира.

 

Целесообразно вначале, по-крупному, разделить этапы работ, собрав информацию (в т. ч, в сети) о вариантах исполнения, объемах, сроках и стоимости. Представляя в своем сознании не «беспредельный ком проблем», нагрузок и уборок, а определенную последовательность этапов, человек способен конкретизировать последовательность и оценить протяженность каждой из работ (примерно). Эта конкретизация должна касаться, например, того, что вначале необходимо сменить «электрику», рассмотреть объем работ в нужной последовательности – например, полы, потолки, обстановка, которая, в итоге, желательна.

Осознавая, что работы будет проводить фирма со своими специалистами, человек способен предварительно проконсультироваться и уточнить реальный объем и стоимость по этапам, учитывая свои финансовые возможности. Если есть несколько комнат, то целесообразно рассмотреть сначала одну, первоочередную, которая позволит в нее переселиться, если не предусматривается съезд с жилплощади на время ремонта.

Когда ИРБ получает от сознания человека конкретную последовательность этапов работ, примерную протяженность работ и смету, возникает понимание того, что неопределенность в виде «безразмерного кома проблем» обретает вид последовательных этапов, которые могут занять несколько недель (месяцев, в зависимости от объема работ, площади и др. условий). Осознание этого и объяснение сути и последовательности действий своей ИРБ позволяет человеку приступить к конкретным шагам по планированию будущих «потрясений», которые иногда в народе сравниваются с пожаром или переездом на новое место. Сбор необходимой информации целесообразно объединить с изучением и конкретизацией того, например, какие цвета, какой интерьер возможны, оптимальны и желательны с учетом конкретики жизни человека и его особенностей.

 

Предварительная конкретизация неопределенностей, видение этапов, сроков и примерных затрат является лучшей психотерапией для случая, когда человек не представляет характера и объема предстоящих работ, стоимости и сроков. Стрессовое ожидание, тревожность и жалость к себе постепенно замещаются конкретными действиями и получением предварительной информации, необходимой для планирования и организации начала «процесса». Возникает интерес, как лучше все организовать, что предстоит на это время в других сферах жизни, как избежать накладок и неудачных решений.

 

Осмысленная и обоснованная достаточность в обустройстве своего жилья, обоснованность затрат становятся познавательной задачей, скорее интересной, чем вызывающей оторопь и предвкушение тяжких испытаний. При этом следует помнить, что как только человек конкретизировал работы и их последовательность, то ИРБ начинает «прикидывать» предстоящие работы на себя. Это идет в обход сознания, если человек не работает над собой и не представляет механизмов рефлекторного восприятия и рефлекторных мотиваций. Когда человек не знает сути предстоящих работ и не представляет технологии их выполнения, то ИРБ, примеряя на него эти работы, инициирует страхи и неуверенность в себе до состояния стресса и усталости.

Примитивные реакции ИРБ на мысленный образ предстоящих работ подобны тому, как она провоцирует процесс слюноотделения, если человек представил мысленно, что он начинает жевать дольку свежего и ароматного лимона, моделируя ощущения кислого у себя во рту. ИРБ принимает за чистую монету мысленный образ и запускает конкретный физиологический процесс. Подобно этому, ИРБ «запускает» генерации страхов не сделать, ошибиться, смертельно устать и т.п., когда человек мысленно представляет предстоящие процессы крупных работ, связанных, в том числе, с бытовыми неудобствами.

Домысливание, рассмотренное нами ранее в текстах, начинает проявляться в форме худшего сценария возможных событий, что инициирует жалость к себе и мысли отложить «всю головную боль» на потом.

Конструктивных, назревших изменений жизненного порядка и условий при решении «отложить» уже не наступит, а человек надолго «запечатает» в свой организм стрессовое переживание проблемы под названием «ремонт».

Когда же он последовательно корректирует картину предстоящего и подготовлен информационно, то формирование интереса к оптимизации проблемы со стороны сознания дается быстрее, а внутренние состояния человека осознанно сохраняются в равновесии.

 

Найти и обосновать экономичность в решениях, оптимально затратить средства, силы и время человек может, сохраняя конструктивное восприятие необходимых процессов деятельности, понимая себя и соизмеряя целесообразное со вкусами личности, которая, в этом случае,  не ведет человека к исполнению необоснованных и нелогичных запросов. Круг потребностей, оптимизация жизненного пространства и его обустройство становятся интересными задачами, а осознанность значения предстоящего вносит конкретику в значимость и срочность остальных дел и задач в других сферах жизни.      

Категория: 2011 | Просмотров: 3936 | Добавил: Olsestar | Теги: стереотипы мышления, изучение взаимосвязей, созидательный образ мыслей, организация мышления, работа сознания во времени, системное мышление
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024