ОСОЗНАННОСТЬ
(текст № 1 тема «Сфера разума. Осознанность»)
Под осознанностью жизни мы понимаем логически-смысловое восприятие самого процесса жизни во всем ее многообразии, когда человек ориентирует, организует себя, жизненный процесс в едином русле развития и полезного использования индивидуальных способностей сознания. Когда жизнь воспринимается как процесс познания мира и себя, то основанием всех начинаний с наиболее экономичным и полезным результатом может быть индивидуальность, ее полезное применение. Это, пожалуй, главная задача, реализация которой может составлять цель и суть жизни.
Поэтому осознанность жизни можно оценивать, как системообразующее начало процессов развития сферы разума человека в целом. Без осознанности невозможно переосознание чего-либо, невозможно развитие сознания и духовного аспекта человека. Осознанность необходимо понимать, как процесс включения сознания при концентрации внимания сознания по принципу «здесь и сейчас»:
- на ощущениях по организму, понимая их, их взаимосвязи с чувствами и эмоциями личности;
- на эмоциях и чувственном отклике, осознавая их, давая им определение, например, -«сейчас я переживаю страх, или сейчас я сгенерировал (а) обиду» и т.п.;
- на внутренних состояниях организма и психики, понимая их, идентифицируя их на основе самоощущений для саморегуляции;
- на собственных мыслях, их направленности и смысле, причинах, порождающих эти мысли;
- на объектах и процессах окружающей реальности, на своем физическом окружении, идентифицируя их, понимая их физическую суть и взаимосвязи;
- на поступающей информации извне при логически-смысловом восприятии этой информации, понимая ее смысл и значение.
Проявление осознанности заключается в способности человека видеть ситуацию со стороны, видеть целостную картину ситуации в качестве наблюдателя-координатора. Более сложным процессом реализации осознанности является осмысление и понимание закономерностей процессов и явлений окружающего мира, социума, системы отношений в малом круге жизни и во внешнем мире. Осознанность отражает степень задействования наиболее высокоорганизованных уровней сознания во всех процессах смыслового восприятия и работы разума от логически-смыслового восприятия до формирования новых идей, взглядов и генерации логических выводов.
Работа по повышению осознанности должна начинаться с практики самоощущения, самоосознания (понимания своих реакций, эмоциональных откликов во взаимосвязи с ощущениями и причин этих реакций). Затем идет самокоррекция, когда человек выделяет в своем первичном отклике конкретные реакции психоэмоционального плана личности, соответствующие им напряжения и постепенно снижает их, перенаправляя ход своих мыслей и внимание сознания с объекта-раздражителя на конструктивные идеи более общего порядка по сравнению с объектом-раздражителем. К этим идеям можно относить смысл и целесообразность взаимодействия, необходимость осуществлять деятельность в тех условиях, которые являются объектом-раздражителем, а также понимание причин этих условий и природы объекта-раздражителя.
Примечание. Осознание первичного отклика, выделение напряжений, практическая коррекция состояния будут рассмотрены отдельно и составляют направление работ по самокоррекции.
От саморегуляции человек переходит к процессам саморазвития, когда его смысловая мотивация развития построена на интересе к жизни и ее познании. Здесь стоит обратить внимание на то, что смысловая мотивация не формируется автоматически подобно тому как реализуется рефлекторная программа. Нужна инициативная и самостоятельная работа сознания и понимание цикличности воспроизведения своего интереса к процессам жизни и деятельности и самой смысловой мотивации. Она составляет от 3 до 4,5 часов в зависимости от психической и физической нагрузки человека. По истечении этого времени необходимо воспроизведение интереса и смысловой мотивации по инициативе сознания самого человека на основе целостной картины задач ведения жизни в трех главных ее сферах. В случае творческого процесса и состояний «прояснения» сознания такое воспроизведение более индивидуально и имеет другие временные интервалы.
Имея постоянную и доминирующую мотивацию саморазвития, познания реальности и ее закономерностей, человек приходит к необходимости взаиморазвития, взаимодействия с другими людьми. Это связано с биосоциальной природой самого человека и его разума. Тогда начинают формироваться новые условия для познания и полезной деятельности, человек переходит на уровень системного взаимодействия с окружающими по признакам сфер интересов и достигнутого понимания определенных идей. Построение отношений взаиморазвития существенно стимулирует осознанность человека в самом общем смысле, развивается самостоятельное, инициативное движение разума:
1. В прошлое (ретроспективный анализ проблем, ошибок и их причин).
2. В настоящее с задачами понимания сути и смысла закономерностей окружающей реальности, ее структуры, себя во взаимосвязи с реальностью.
3. В будущее с точки зрения перспективного планирования ведения жизни от ВК.
В совокупности эти процессы повышают степень осознанности человека в целом по всем составляющим его жизни и человеческого сообщества.
Важно осознавать и понимать пройденное, принимая прошлое как опыт для познания и понимания себя, своих ошибок и пути их коррекции, свое будущее, когда человек востребован людьми, реализует себя и полезен своему ближнему кругу и своей профессиональной среде, полезен внешнему миру и людям, не входящим в круг знакомых и единомышленников. Ведение жизни при ее все более полном осознании и понимании - путь к мудрости и долголетию, когда каждый день воспринимается разумом и приносит радость реализации индивидуальности, более глубокого понимания закономерностей развития окружающего мира и общества, в котором мы живем. Осознанность жизни - освобождение от управляющего воздействия животной системы, познание смысла своего жизненного пути и разумное управление им в направлении от прошлого в его будущее.
В сформированном равновесном состоянии человек способен организовать процесс восприятия собственного мышления и направленности хода мыслей. И здесь необходимо рассмотреть идею о господстве животной системы (ИРБ), которое распространяется на сферу мышления и образ мыслей в ходе первичного отклика на информацию извне. Это основной вопрос в задаче осознанной коррекции процессов восприятия с целью перехода под управляющее действие сознания, адекватного восприятия информации, ее дополнения (при необходимости) и генерации логических выводов.
Значение первичного отклика и его суть уже рассматривались неоднократно в текстах, и следует помнить, что необходимость контроля сознания над процессами восприятия является, на наш взгляд, основным условием осознанности в жизни и деятельности человека. Именно вслед за первичным откликом на информацию извне ИРБ активизирует свои программы и реакции, основанные на страхах смерти, голода, одиночества, страхе порицания, осуждения и наказания, страхе собственной несостоятельности (сброс с пьедестала исключительности) и т.д.
Практический аспект рассмотрения осознанности в ходе медитативной релаксации.
Когда проходит полное абстрагирование, снижается поток импульсов раздражения в коре, связанных с восприятием сигналов извне и воспроизведением из памяти информации о запланированных текущих действиях. Мы формируем состояние "информационной прозрачности", когда существенно снижены любые сигналы рефлекторно-личностного контроля ситуации вокруг нас. Неорганизованность и хаотичность мыслей существенно снижаются, мы осознанно отключаем воспоминания, тем самым мы не провоцируем ИРБ, что позволяет глубже проводить релаксацию по наиболее значимым участкам тела, где присутствуют группы напряжений "готовности ко всему". Существенным шагом для более глубокого формирования состояния «прояснения» является осознанное "отключение" внимания сознания от всего запланированного и исполняемого, а также сигналов извне при соответствующей организации занятия (отсутствие сигналов телефона, резких шумов, молока на плите и т.п.).
Область между надпочечниками, являясь очень значимой для организма и ИРБ, имеет взаимосвязь с многими жизненными системами организма, благодаря программам самосохранения. Существует взаимосвязь этой области и с состоянием структур мозга, точнее, уровнем биоэлектрической активности. Когда выполняется полное абстрагирование и проходит релаксация, желательно идею отношения к жизни как к процессу познания "направлять" в организм, осознавая выгоду, экономичность процессов смысловой деятельности на основе работы ВК по сравнению с переживаниями, которые всегда сопряжены с высоким возбуждением.
Именно "безмыслие" при высоком возбуждении создает нишу для страхов и запуска животных программ управления от ИРБ. Более глубокое состояние релаксации достигается при понимании смысла процесса познания. В ходе познания совершенствуется восприятие, становится более смысловым и широким. При переживании мобилизуются личностные комплексы, усиленные страхами и личным негативным опытом. Тогда из памяти активнее выводятся негативные воспоминания, на основе которых человек неосознанно начинает выстраивать отношение к действительности и конкретным ее проявлениям на основе управляющего действия ИРБ, на основе избыточности и взаимосвязанных с ней страхов.
|