Итак, в предыдущих текстах мы отметили высокую значимость задачи самоосознания для управления ведением жизни, включая коррекцию процессов саморегуляции и процессов восприятия.
Животная управляющая система эволюционно выполняет задачу выживания на основе программ самосохранения особи и вида. Не обладая абстрактным мышлением, животная система не может формировать планы на будущее, а опирается на инстинктивно-рефлекторные программы поведения в соответствии с возрастными стереотипными программами и сезонными циклами жизни организма. Так определяется трехмерная модель жизни на основе принципа «здесь и сейчас».
Сознание позволяет «двигаться» в четвертом измерении – во времени, оценивая прошлое, реализуя действия в настоящем и формируя планы на будущее. Именно на этом аспекте такого понимания измерения в виде времени, остановимся для конструктивной коррекции восприятия будущего и его осознания.
Человек опирается на все, что обрел в прошлом, включая понятия, знания и представления, обретенные в ходе обучения и жизни. К этому арсеналу нужно добавить значительное количество шаблонов и стереотипных программ восприятия и мышления, полученных, благодаря программе подражания взрослым и закрепленных в детстве.
Человек в ходе системных преобразований жизни с целью развития индивидуальных способностей сознания, их полезной реализации, в том числе, для продления жизни, сталкивается с необходимостью всестороннего переосознания механизмов восприятия будущего, заложенных ИРБ (см. Термины) и рефлекторно-личностной системой (эго).
Прежде всего, следует помнить, что человек не имеет полной информации о будущем. В связи с этим, его представления о будущем могут формироваться двумя путями. Первый путь – на основе животных программ выживания в обрамлении личностных установок, связанных с мировоззрением. В этом случае на основе эволюционного опыта ИРБ ( См. Термины ) человек неосознанно опирается на инстинктивную программу готовности к худшему и опасному. Для выживания выстраивается определенная система задач, связанная с накоплением, готовностью к преодолению непредвиденных обстоятельств. Прошлое рассматривается как источник опыта, показывающего опасность непредвиденных обстоятельств, собственной слабости и не готовности к борьбе.
Именно на этих моделях с многочисленными деталями и особенностями личности выстраивается представление о будущем и перечень задач для реализации в ходе жизни. При этом представления личности об условиях жизни и деятельности в будущем очень часто поверхностны, а аргументы личности, например, «мало ли что», «не известно, что будет» часто имеют характер основной опоры для формирования будущих планов.
В основе личностных представлений о будущем, если этим не занимается системно сознание, лежат представления личности из прошлого на основе личностного опыта, опасений и не реализованных мечтаний. Все это, в совокупности, приводит к формированию силовых состояний, поскольку любая неопределенность расценивается ИРБ как потенциальная опасность.
Нежелание личности видеть в перспективе серьезные изменения, преобразование сложившегося порядка вещей и отношений связано со страхами ИРБ, что будет хуже, чем есть. Здесь необходимо помнить рассмотренные ранее в текстах взаимосвязи центра страха и эмоциональной памяти, ассоциативного мышления, которое может привести к возобновлению былых стрессов и страхов, и последствий по организму, включая блокировку развития сознания.
Поэтому важно принять способность разума переносить в будущее не страх и негативные сценарии, которых нужно опасаться, а учитывать способность разума выявлять причины ошибок в прошлом, учитывать условия жизни и деятельности в настоящем и будущем. Движение мысли во времени, способность извлекать опыт из прошлого и строить реальные конструктивные планы на будущее позволяет говорить о жизни человека в будущем четырехмерном мире. В будущее необходимо брать целостную картину своих планов по основным сферам жизни, а не разрозненные паззлы на основе предпочтений и взглядов личности, ее вкусов, негативного личностного опыта и иллюзорных мечтаний.
Второй путь формирования представлений о будущем заключается в наиболее полном задействовании РУС в задачах перспективного планирования жизни и ее преобразования. Благодаря сознанию, человек «передвигается» по шкале времени, формирует созидательный облик будущего, конкретизируя его очертания. Здесь следует опираться на всесторонний анализ причин негативных процессов и ошибок в прошлом. Находить в собственном мировоззрении, знаниях и личностных представлениях эти ошибки и замещать разумными программами действий без опоры на эмоциональную память, необоснованные суждения и незнания личности.
Необходимо выделять и понимать отличие мечты от конструктивного плана на будущее. Мечты личности, по принципу «как бы было хорошо…» остаются мечтами, если человек не проводит перспективного планирования на ближайшую и дальнюю перспективу и не осуществляет действий по реализации сформированных планов.
Мало понять причины своих заблуждений и ошибок в прошлом, а также черты характера и особенности мировоззрения, лежащие в основе этих причин. Необходимо последовательно избавляться от них на основе переосознания своих черт и взглядов, своих механизмов восприятия жизни и себя.
И здесь целесообразно использовать комплексное состояние «бесстрастность ясного ума» для всестороннего осмысления подражания и связанных с ним шаблонов, личностного мировоззрения и связанных с ним ошибочных суждений. Внимание сознания не должно быть под управлением личности.
Личностный ум эго не является элементом ВК, а является проявлением рефлекторного мышления, закрепленного в детстве. Выделение стереотипов собственного мышления и связанных с ним эмоций позволяет более четко выделить личностный комплекс, позицию мировоззрения, которые используют страх, недоверие способностям собственного сознания, недоверие к самой жизни. Представления о лучшем, которые формировала личность, отражаются в планах на будущее. Необходимо выделять эти представления личности, находить в них программы ИРБ, связанные со страхом смерти, голода и холода, порицания и наказания, страхом собственной несостоятельности и одиночества.
Реальные способности и условия жизнедеятельности личностью не осознаются в полной мере, когда она подвержена этим страхам. В связи с этим, цели на будущее должны формироваться из задач на ближайшую и среднесрочную перспективу по переосмыслению этих страхов и замещением их конструктивными планами взаимодействия с ближним кругом в семейно-родственной сфере, затем и ограниченным кругом в деловой, профессиональной сфере. Общее видение перспективы не может опираться на личностные комплексы каждого из участников процесса совместной деятельности. В связи с этим необходимо понимать, что формирование перспективных планов, совместных с другими людьми – это протяженный процесс, который необходимо включать в свои планы на будущее. Все меняется, меняются и взгляды людей, если происходит переосознание ими своих личностных установок и личностных мировоззренческих позиций. Такие контакты с людьми, проводящими собственные преобразования жизни и являющимися единомышленниками, необходимо тоже включать в перспективные планы и совместно с ними корректировать свои представления о будущем.
Идеи влияния разума на перспективный план, постепенное изменение внутренних состояний и мировоззрения в ходе преобразований приводят к понимание необходимости систематического воспроизведения в своем сознании перспективных планов по каждой сфере жизни, наполняя смыслом предстоящие действия и отношения.
Задавая конструктивную программу однонаправленного жизненного процесса на будущее человек способствует тому, что организм постепенно начинает себя программировать на активную жизнедеятельность в этом будущем. Каждое изменение условий жизни и деятельности необходимо учиться воспринимать как смысловую задачу, а не как крушение ожиданий и планов.
Гибкое планирование опирается на готовность сознания изменять планы и возможные этапы будущей деятельности. Такой подход в корне отличается от первого случая, рассмотренного выше. Постепенная наработка навыка планирования и контроля исполнения приводят к развитию у человека определенной самодисциплины и более глубокого понимания своих слабых мест и реальных способностей. Все это позволяет лучше понять себя и ведет к повышению осознанности собственной жизни, индивидуальных способностей сознания и задач, выбранных Индивидуальностью для «учебы» в ходе жизни человека. |