Как уже отмечалось в текстах, личностный ум эго формирует общую эмоциональную направленность процессов восприятия в зависимости от рассматриваемой темы, проблемы, сферы человеческой жизни. Следует учитывать, что личностный ум эго отражает и реализует, через концентрацию внимания, вкусы, предпочтения личности и сферы ее интересов.
Сферы интересов личности формируются вместе с представлениями ребенка о себе, своем «Я» и вначале ориентированы на тело. Это проявляется через ощущения «приятно-неприятно», «тепло-холодно» и т.д. Позже, по мере развития абстрактного мышления формируется личностное «Я» (примерно в интервале 5-7 лет), где проявляются интересы этого «Я» и осуществляется фокусировка внимания на том, что нравится, что хочется, что привлекательно, что позволяет удовлетворять любопытство. Зарождающаяся в детстве познавательная мотивация начинает реализовываться через любопытство. Позже, когда ребенок начинает организованный процесс познания, любопытство и непосредственность в нем могут перерастать в любознательность. Если присутствуют хаотичные процессы фокусировки внимания на малый промежуток времени, то любопытство сохраняется, часто трансформируясь в черту характера, в черту личностную.
Познавательный процесс, начавшийся с любопытства познающего мир ребенка, может перерасти в осознанный познавательный процесс самоосознания и самопознания человека. Это зависит от множества факторов.
Для задач ведения жизни от разумной управляющей системы (РУС) (См. Термины) являются актуальными задачи развития познавательной инициативы на основе разумного восприятия и разумной деятельности. В тексте №2 из цикла «Путь к Разуму» от 16.06.2019 мы рассматривали задачи глубокой психокоррекции личностных комплексов и сопутствующие задачи саморазвития. Теперь остановимся на процессах восприятия и их осознанности в полной мере от РУС.
Согласно классическому определению психологии, восприятие (перцепция) – отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Человек воспринимает не отдельные ощущения, а объекты и процессы, явления окружающего мира, имеющие определенное значение. Восприятие включает в себя понимание и осмысление объекта или явления, исследуемого процесса или информации о нем. В целом восприятие является сложным системным процессом, объединяющим чувственное, логически-смысловое восприятие и процессы мышления.
Следует отметить, что осмысление чувственной информации в процессах восприятия реализуется на основе анализа и синтеза, сравнения с известными ощущениями, известными процессами, которые хранятся в памяти человека. Так постепенно формируется процесс перехода от восприятия к представлению, а от представления к мышлению.
Поэтому суть восприятия, как сложного системного процесса, в объединении чувственного, логического и осознанного. Процесс восприятия доходит до формирования целостной картины, понятия или представления. При осмысливании восприятия формируется переход от единичного и частного к общему и целостному (в определенном объеме). Это уже процесс мышления с получением результат в виде, условно говоря, блока информации. Так, в целом, строится процесс восприятия человеком себя и окружающего мира в повседневности.
При ведении жизни от РУС и движении к V уровню организации и развития сознания важно понимать, что восприятие при взаимодействии с Системой отличается от привычного восприятия в повседневности. В повседневной жизни восприятие может быть рефлекторно-личностным, а может быть смысловым и целостным.
Приоритеты в процессах восприятия информации должен задавать ВК на основе перечня значимых вопросов для ведения жизни. Этот круг (перечень) изменяется в ходе проведения системных преобразований, но всегда образует совокупный вектор единой направленности жизненного процесса. Выделение и движение по этому вектору главного – основная задача ВК на всех этапах продвижения к Разуму. Именно это необходимо осознавать и помнить в ходе процессов восприятия любой информации в каждой сфере жизни.
Познавательная инициатива в процессах осознанного восприятия опирается на интерес к жизни и интерес к задачам ведения жизни от РУС. Возобновление интереса к жизни, а от этого уже к любой проблеме позволяет осознанно сформировать равновесное внутреннее состояние и наполнить этим интересом процесс смыслового восприятия.
Практика показывает, что очень часто человек неосознанно формирует неопределенности и устремленности в процессе своего восприятия. Элементы рефлекторного восприятия проявляются на начальном этапе восприятия на основе личностных программ и комплексов, которые были заложены в детстве. Упомянутые выше любознательность и непосредственность детства часто замещаются правилами-стереотипами, которые внушались ребенку в ходе реализации задач обучения, которые он должен был исполнять. Долженствование – это некоторая установка для личности ребенка, которая замещает его интерес к чему-либо, его непосредственность и любопытство.
Нередко долженствование порождается как силовое состояние и личностный комплекс, который во взрослой жизни реализуется через такие качества как высокая ответственность и самодисциплина. При этом весьма часто формируются внутренние состояния, связанные с внутренним протестом, неприятием и отрицанием, а затем и неосознанным нежеланием что-либо воспринимать с интересом и познавательной инициативой.
Это приводит к закреплению стереотипа – представления, что все, что связано с необходимым и нужным является не интересным, трудным, занудным и «бесполезным». Это одна из сторон комплекса личности в отношении процессов восприятия. Этот аспект проявления программ и комплексов личности не осознается, поскольку часть этого закреплена на уровне подсознания и связана с психотравмами раннего детства.
Первичными в них являются страхи холода и голода, производные от них многообразны и напрямую не связаны с холодом и голодом. Эти производные формирует личностное «Я» ребенка. К этому следует добавить еще и программу подражания взрослым, которая активно «загружает» в память и в «навыки-шаблоны» ребенка поведенческие стереотипы взрослых, которые сказываются на процессах восприятия.
Это проявляется в привычках не дослушивать до конца знакомую информацию, стремиться настоять или, наоборот, затаиться и не вмешиваться в процесс обсуждения информации.
Подобные шаблоны (их множество) работают в обход сознания на основе активных аксонных связей в коре, образующих личностные комплексы. Часто к ним добавляется обретенный в детстве навык быстро читать и выполнять действия в состоянии торопливости и поспешности. Если взрослые торопили ребенка и приучали все делать быстро, сами демонстрируя определенные действия и состояния, то ребенок «подчинял» этим установкам и процессы восприятия, закрепляя программы восприятия и отклика глубоко в сознании.
Часть таких процессов, со временем, корректировалась самим человеком, процессами обучения и самоосознания, а часть уходила «вглубь», формируя стереотипную программу личности по восприятию информации. Познавательная инициатива, самостоятельность мышления и интерес к процессам познания и понимания нового не развивались, а во взрослой жизни не могли проявляться легко и совершенствоваться.
Это и много другое из процессов восприятия человек может изучить, исследовать и скорректировать при желании работать над своими комплексами личности, которые не являются явными и не лежат на поверхности, не являются очевидными и не проявляются в сильно избыточных состояниях.
Глубинная психокоррекция призвана разрешать такие проблемы и требует осознанной организации процесса самоисследования собственных правил восприятия, которые сложились вместе с личностным «Я» в детстве и не осознавались ранее.
Таким образом, для полноценного процесса восприятия от организма и информации из внешнего мира необходима предварительная подготовка организма, психики, сознания для реализации полноценного, целостного приема информации, не искажения ее личностью и адекватной деятельности после осознания степени срочности и важности воспринятой информации. |