Информационные потребности человека являются выражением потребности его сознания в познании, в новой информации. Отражение реальности на начальных этапах восприятия основано на сигналах органов чувств, на ощущениях по собственному организму, которые отражают, в основном, программы и реакции ИРБ. Востребованность инстинктивных программ отклика продиктована внешними условиями среды, в которой находится человек, и условиями его деятельности.
Когда человек формирует ожидание собственного понимания чего-то в себе и во внешнем мире, то это так же связано с программами ИРБ, которые основаны на сравнении информации, хранящейся в памяти, с информацией извне, которая воспринимается в различных внутренних состояниях. Чем выше избыточность организма и психики человека, тем меньше объем адекватно воспринятой информации.
Здесь следует отметить роль избыточности, как основного барьера смыслового восприятия. Смысловое восприятие, как уже отмечалось, исключает принцип сортировки «от таламуса», когда все из окружающего мира сначала разделяется животной системой на «знакомо/не знакомо», «приятно/не приятно». На основании этого разделения формируются все последующие разделения реальности, которые проводит человек на основе рефлекторного восприятия. К ним относятся «свое/чужое», «хорошо/плохо» и т.п. Любое разделение имеет границу. Эту границу проводит и закрепляет животная система. Она переносится в рефлекторном мышлении как принцип познания реальности.
По мере развития своего мышления человек расширил принцип разграничения и обогатил разделения всего, что есть информация на «интересно/не интересно». Осмысливая лишь то, что вызывает интерес, человек реализует ожидание своей личности в понимании чего-либо. Это означает, что существенная часть реальности и протекающих в ней процессов не охватывается сознанием человека и недоступна для его понимания.
Изучая механизмы реализации программ и реакций ИРБ, человек приходит к необходимости понимания консервативного принципа ИРБ в отношении энергоресурсов, деятельности и информации. Когда осмысление этого приводит к выводу о нецелесообразности раздробления реальности при восприятии, то возможность смыслового восприятия будет зависеть от уровня избыточности организма и психики, общего уровня внимания и интереса сознания к информации извне.
Лишь после этого человек способен осознанно заменить ожидание понимания им чего-либо из реальности более активным, подвижным процессом в сознании, который стоит ближе к познанию и изучению. Познание и изучение нуждаются в обеспечении информацией. Это означает, что информация должна отвечать определенным требованиям и не должна быть раздробленной и сокращенной на основе «впечатлений таламуса». Как уже отмечалось, в целом, есть три основных требования к информации. Это полнота, достоверность и своевременность. На каждом уровне развития сознания из условно обозначенных нами, представление об информации, полноте, достоверности и своевременности могут быть различными. Эти требования являются первичными и определяющими. Для формирования своих представлений и знаний человек на заданном или сформированном объеме информации начинает изучать взаимосвязи между процессами и явлениями, собственными реакциями и отношениями. Что, в итоге, приводит к изучению причинно-следственных связей. На этом этапе изучение информации и выявление причин и следствий человек способен делать выводы, образуя знание, которое требует коррекции, уточнений, но, тем не менее, это выводы, которые человек может обобщать.
Итак, первичное знание по каждой причинно-следственной связи, которую человек выявил, можно обобщать и перейти к следующему этапу – пониманию. Это понимание вопроса, задачи, ситуации. Обобщая свои выводы и знания, полученные при изучении взаимосвязей, человек формирует понимание и осмысление проблемы. Он может на их основе делать выводы, обобщения и ставить перед собой задачи по коррекции и дополнению информации, но главное – определить для себя значение задачи или проблемы для ведения жизни с целью ее продления и полезной реализации индивидуальных способностей. Итак, для задействования разумной системы управления, которая обеспечивает смысловое восприятие, непрерывно-логическую работу, а затем понимание и осмысление, необходимо: 1. Полный объем информации без отсеивания и дробления по «вкусам таламуса». 2. Рассмотрение взаимосвязей, изучение причин и следствий, формирование выводов по причинно-следственным связям. По каждой связи выводы образуют знание конкретики в изучаемом вопросе или проблеме. 3. Обобщение полученных знаний конкретики позволяет сделать вывод о значении вопроса или проблемы для ведения жизни, срочности выполнения действий или не значимости проблемы и ненужности коррекции своих планов. На этом этапе формируется понимание и осмысление проблемы.
Развитие сознания возможно при пополнении его новыми знаниями о самом человеке, об окружающем мире и его закономерностях. Знание является фундаментом процесса развития, но представления о знании требуют переосмысления при проведении преобразования образа мыслей и коррекции личностных откликов и реакций человека.