(Тексты по теме "Сфера разума" №7)
Человек воспринимает
окружающий мир на основе принципа «известно-неизвестно». Опора на существующие
знания и представления связана с рефлекторным характером восприятия, поскольку
ИРБ существенно старше разумной управляющей системы.
Способности
сознания человека развивались и совершенствовались на основе знаний, которые
обретал человек в ходе жизни и обучения. Внутренние состояния организма и
психики определялись в процессе восприятия информации извне тем, какие представления использовал человек
в ходе осмысления полученной информации.
Человек
мыслит на основе представлений, а характер восприятия определяется его
личностными особенностями, связанными с накопленными рефлекторными программами
поведения и отклика. Когда человек осознает взаимосвязь между своим внутренним
состоянием возмущения, страха или обиды и процессами своего мышления, то он
способен осознать, насколько прерывистым и фрагментарным является его повседневное
мышление без контроля со стороны сознания.
Разумная управляющая
система, как уже отмечалось в текстах, опирается на целостную информационную
картину в отношении процесса или проблемы. ИРБ нуждается лишь в текущей
информации на момент отклика на внешний мир или сигнал с уровня «внутреннего
состояния» организма.
Когда
человек окрашивает все происходящее внутри себя и вовне в эмоциональные отклики
с избытком, реальность предстает в виде ярких фрагментов. Одни из них
говорят животной управляющей системе о потенциальной угрозе, другие о
благоприятном стечении обстоятельств, третьи навевают грусть и тоску в
предвкушении чего-то неприятного и т.д. Все
в окружающем мире может быть отражено психоэмоциональной сферой человека и
ограничиться только этим. В соответствии с откликом ИРБ на основе принципа
таламуса «приятно-неприятно, а значит, плохо» восприятие реальности сортируется
в первичном отклике как отражение
реальности без участия разумной управляющей системы, без смыслового восприятия,
направленного на понимание, изучение и формирование выводов.
Отражение реальности
дает лишь переживание и формирование внутреннего дисбаланса между психикой и
физиологией организма.
Осмысленность
жизненных ситуаций и проблем остается на уровне сравнения с уже известным. К
этому известному давно сложилось отношение, а личный опыт позволяет сразу же
сделать вывод в отношении известного или знакомого. Здесь следует учитывать
рефлекторные программы восприятия себя и собственного мышления, заложенные с
детства и работающие всегда, когда человек просто воспринимает информацию извне
без осознанного включения возможностей разумной системы. Некоторые их этих
программ следует рассматривать в первую очередь из-за скрытого характера их
«запуска» и реализации до момента конечного отклика и формирования конечного
состояния организма и психики.
Программа № 1.
Если в детстве взрослое окружение проявляло всегда высокую требовательность к
ребенку и очень низко оценивало результаты его действий, учебы, событий, в
которых он проявлял себя не так, как от него ожидали взрослые, то у ребенка могла
формироваться убежденность, что все равно будет плохо. Плохо с точки зрения
своей реализации, отношения со стороны окружающих, как бы ни старался ребенок
сделать что-то хорошо, быть полезным или познать что-то новое. К его
высказываниям могли придираться, а его выводы могли подвергать очень
«взрослому» анализу, приводя его к ощущению своей никчемности. Нельзя допускать
осуждения взрослых при анализе природы личностных комплексов и подобных рефлекторных
программ, но необходимо понимать, что подобное отношение закладывает конкретный
тип мировосприятия и самооценки, которые могут «перекочевать» во взрослую жизнь
и представлять серьезные проблемы при коррекции и преобразованиях образа мыслей
и образа жизни.
Итак,
программа №1 примерно очерчена как некоторый комплекс ущербности, который
незрелое сознание реализует всякий раз, когда человек сталкивается в общении с
информацией в свой адрес. Познавательной
инициативы сознание в таких случаях не проявляет, поэтому переосмысление
подобной обнаруженной у себя программы целесообразно начинать с информации, которая необходима для обоснования действий и
выводов. Здесь важно подчеркнуть, что обращение к информации в своем
мысленном вопросе об учете необходимых условий и возможностей для деятельности,
позволяет перейти на уровень смыслового восприятия ситуации и формирования
процесса изучения и анализа своих действий, слов, выводов, планов. Без реакций психоэмоционального
переживания и отражения человек переходит на смысловой уровень, обеспечивая
необходимый режим работы коры мозга. В противном случае, происходит
перевозбуждение коры и ее лобных долей, «отвечающих» за интеллект. В результате
воспроизводится усвоенная в детстве рефлекторная программа собственной ущербности,
а представление о своих низких
способностях и возможностях блокирует инициативный смысловой поиск сознания для
обоснования предстоящих действий, оценки возможностей и необходимой информации,
которую целесообразно получить дополнительно. В этом суть неосознанного
перехода человека при восприятии реальности к ее отражению через переживания,
страхи и обиды, а не осмыслению.
Значение
этого перехода необходимо понимать в начале процесса переосмысления сложившихся
привычных состояний и чувства собственной ущербности. Объективная оценка и
адекватные реальности действия могут быть образованы лишь разумной управляющей
системой при адекватном восприятии информации и всесторонней подготовкой
целесообразного действия.
И
здесь необходимо вернуться в своих размышлениях и оценках к идее о доступности всего необходимого для
адекватного восприятия и понимания информации извне. Смысл идеи в том, что
современный уровень информационных технологий позволяет человеку получить
доступ к большому объему знаний из всех сфер человеческой деятельности. Взять
необходимое, скорректировать свои
представления в соответствии с реальностью текущего момента и привлечь
необходимый ресурс для познания – все это
теперь зависит от самого человека, степени значимости проблемы для задачи
ведения жизни.
Никакие
прежние оценки в отношении его способностей и возможностей не могут остановить
разумную инициативу его сознания в подборе, изучении и оценке информации для
реализации необходимого. Оценка в памяти, имеющиеся знакомые ощущения и состояния,
позволяют точнее переосмыслить накопленный арсенал «негатива», который не
имеет к текущему времени никакого отношения.
Это
возможно при позиции смыслового анализа
(«внешний координатор» - ВК) природы личностного комплекса, когда человек наблюдает мысленно «со стороны и чуть
сверху» зарождение своих «любимых» откликов и сомнений. Не виня никого
из окружавших в детстве взрослых, человек способен осознанно заменить
первичный отклик своей личности смысловым
восприятием информации из реальности, а не «негативом» из своей памяти, который
личность сформировала в детстве.
Программа №2.
Если в детстве взрослое окружение любые замечания и оценки, полученные ребенком
во внешнем мире от взрослых и сверстников, рассматривало как обиду,
необъективное и пристрастное отношение, то со временем, могло сформироваться
убеждение ребенка в собственном совершенстве, безгрешности, высокой
защищенности. Стремление ИРБ искать
причины проблем во внешнем мире в этом случае культивируется значительно
сильнее и закрепляется позже уже на уровне повседневного мышления и восприятия
уже взрослого человека.
Это
ведет к конфликтному восприятию реальности, окружающих людей, способных быть
полезными и необходимых для процессов взаиморазвития, взаимодополняющих и
взаимозависимых отношений. Отторжение окружающих «с порога», как рефлекторная
программа с детства, может не осознаваться человеком из-за наслоения
определенных программ условно-рефлекторного характера, связанных с этическими
нормами, общепринятым, заведенным порядком вещей в среде общения и деловых
отношений.
Тогда
затаивая свое отторжение всего, скрывая свое внутреннее неприятие и отрицание
за маской корректности и воспитанности, человек начинает длинный путь деструктивных
мыслей и действий, разрушения своего организма и психики, пока не наступит
момент отказа организма или психики продолжать это «действо». Выделение
подобной программы или ее аналога в своем образе мыслей и системе представлений
становится доступным лишь тогда, когда человек понимает физическую суть своей
избыточности и учится снимать свои избыточные состояния для обеспечения последующей работы сознания по переосмыслению своей программы «осуждения и отрицания внешнего и
виновности окружения». И здесь целесообразно принять идею о возможности контроля со стороны разума над внутренними состояниями и
откликами, ходом мыслей и возможности его коррекции. Это сложно и дается
через множество раз повторений и понимания того, что рефлекторные программы
восприятия и рефлекторного мышления нарабатываются годами и необходимо
множество повторений корректирующей работы разумной управляющей системы. Ее
основа в том, чтобы выделить первичный отклик в виде привычного осуждения или
готовности «дать отпор на происки» там, где этого нет вовсе. После выделения
готового отклика сделать паузу, необходимую для осознанной замены отклика рассмотрением смысла информации,
пришедшей извне. Частота отклика в
сознании существенно ниже частоты неосознанного первичного отклика ИРБ. Это
необходимо помнить и всячески поддерживать уровень безызбыточности,
корректируя свой рацион и поддерживая необходимый уровень физических нагрузок
для освобождения от крупных избытков. Основа
же анализа и коррекции – это всегда направленность хода мыслей и качество самих
мыслей. Они порождают, инициируют
формирование избытков на биохимическом уровне.
Если
человек ставит перед собой задачу коррекции хода мыслей, выхода мышления из-под
управления ИРБ, то ему необходимо принять следующую идею: нет ничего, кроме
прямой физической опасности смерти, что должно заставлять «включать» животные
программы сохранения жизни и отношения к чему-то (к кому-то) как к смертельной
угрозе.
В
сфере повседневного мышления человека подобных рефлекторных программ множество,
а следствием реализации каждой из них является не только неадекватность
восприятия реальности и отношений в ней, но и качественное изменение
внутреннего состояния организма человека, его нервной системы, биохимического
баланса и состояния структур мозга. Этот аспект процесса восприятия реальности
заставляет учитывать не только настроение и психоэмоциональные особенности
личности человека, но и нечто большее, связанное с развитием структур разума,
жизнью самого человека. Необходимо учитывать, что сознание принимает информацию
из реальности, формирует новое понимание и знания при определенных условиях.
Эти условия может сформировать сам человек, опираясь на изучение себя и своего
внутреннего мира, наряду с изучением основных закономерностей окружающего мира
и условий, образующих жизнь и конструктивную деятельность человека.
К
ним следует отнести особенность построения мышления, когда представления
человека о жизни не организованы как системный
процесс возобновления и развития знания. В мире все построено на
возобновляемости и цикличности процессов, а их взаимосвязи отражают основные
закономерности. Изучая и понимая взаимосвязи, человек способен понять, познать
закономерности, которые могут быть значимыми и определять условия его жизни и
деятельности. Одной из таких закономерностей является возобновление информации
и ее развитие (формирование новизны) в связи с протеканием общих процессов.
Смысл этого в том, что прошлое несет в себе информацию о текущих процессах в
реальности и предопределяет условия протекания процессов в реальности будущего.
Это своего рода универсальная взаимосвязь, которая у людей зафиксирована в виде
высказываний, подобных следующему: «Все повторяется, только в начале как
трагедия, а затем как фарс».
Степень
остроты противоречий и тяжесть груза неисполненных своевременно действий задают
и степень «трагичности» процесса или события. Изучая закономерности таких
«узлов» истории, как общества, так и своей жизни, человек способен в главном и
значимом существенно смягчить ряд изменений и последствий от этих изменений в
социуме и своей собственной жизни. Вероятно, необходимо учитывать, что
своевременно не распознанные противоречия могут перерастать в обстоятельства
непреодолимой силы, а могут постепенно уходить по нисходящей, задавая лишь
уровень напряженности. Каждый раз понижающийся. В связи с этим, можно утверждать,
что одной из созидательных задач разума является понимание природы противоречий
и степени их остроты, их коррекция и поиск «баланса», а информационная
деятельность сознания должна обеспечивать своевременность использования нового,
не допуская перенапряжения ситуации.
Итак,
степень «запущенности» процесса
определяется уровнем внимания сознания к нему и степенью готовности человека к
изменениям. Изменения в процессах собственного мышления от восприятия
собственных ощущений по организму до восприятия и понимания процессов работы
сознания на разных уровнях сродни процессам во внешнем мире, где отказ от
установок привычного и принятого вызывает целый ряд конфликтных ситуаций,
конфронтацию и поляризацию обществ, стран, отдельных групп. Аналогично этому в
сознании человека отражена картина мира со своими закономерностями и
противоречиями, только к этому добавлено личностное восприятие, вкусы,
предпочтения и комплексы личности. Круг конфликтных отношений замыкается всякий
раз, пока не становятся понятны истинные
интересы участников и не сформирована приемлемая позиция, учитывающая
«баланс интересов».
В сознании человека
подобная картина дополнена проекциями программ животной основы для ведения
жизни на основе сиюминутного значения информации об опасности и состоянии
собственного организма.
На уровне сознания первоочередность задач также задается сначала интересами
ИРБ, а затем, возможно, конструктивными задачами, сформированными разумом, если
он этим занят. «Если он этим занят» - становится определяющим условием
своевременного рассмотрения действительно значимых и определяющих саму жизнь и
деятельность проблем. Тогда не будет эксцессов, о которых предупреждает история
и собственная прожитая жизнь, жизнь старшего поколения, друзей и знакомых.
Итак, не выделение и не рассмотрение важных конфликтов интересов приводит к
кризису. Не рассмотрение причин и следствий в собственной жизни приводит к
повторению проблем, иногда совсем не в виде фарса. Что общего во внешних
процессах и в малых процессах отдельной
жизни человека? Вероятно, общими являются конкретные доминирующие установки
ИРБ, проявленные в мышлении, в
организации сознания человека.
Уровень восприятия
целостной картины жизни человека и ее закономерностей закрыт программами
рефлекторного мышления, которые обеспечивают опору на усвоенные ранее знания. Животные программы накопления и
овладения ресурсами могут доминировать даже в созидательных задачах
преобразования, являясь скрытыми мотивациями деятельности и изменений.
Опробованные
и понятые, принятые знания отличаются от новизны. Для ее восприятия необходимо внимание сознания и интерес, связанный
с поиском нового в известном, созданном и хранимом. Когда
человек сталкивается с проявлением нового, новой информации, в его картине
мира, заложенной в сознание не находится сразу точного места новому, поскольку
пока еще нет привычки логической, смысловой обработки своих известных, хранимых
знаний и их оптимизации без накопления и
хранения. Они занимают существенный объем, но главное, они не позволяют
человеку в полной мере реализовывать индивидуальные способности сознания.
Для этого необходима
логическая компрессия (логическое «сжатие») этих знаний, информации. Критерий
такого «комплексного логического сжатия» определяется задачами ведения жизни для ее продления с
целью полезной реализации индивидуальности.
Формирование
нового взгляда, решения или идеи должно опираться на организованные сознанием
взаимосвязанные структуры жизни, позволяющие воспроизводить все минимально
необходимое для ведения жизни и не отвлекать сознание лишний раз от более
значимых системных вопросов изучения взаимосвязей и собственной организации жизни
и повседневного мышления.
Эта работа сознания приводит к подъему на
очень значимую ступень – системно организованного непрерывно-логического
мышления со смысловой логической компрессией накопленных знаний. Высвобождаемое
место после «сжатия» накопленной информации и знаний предназначено для нового,
которое человек формирует сам и
дополняет за счет отношений взаиморазвития (обмена смысловой информацией по
значимым вопросам жизни человека, общества, внешнего мира в целом). ИРБ
подобные взаимодействия организовать не может ни внутри человека
(самоорганизация мышления) ни во внешнем мире, поскольку в ее установках нет
значения обновления информации и нет
способности понимать протяженные процессы, причинно-следственные связи. |