Установки
животной системы (ИРБ) на накопление и хранение запасов в ходе эволюции
распространялись на систему мышления человека. Способность к абстрактному
мышлению позволяла человеку выживать в условиях воздействия окружающей среды и
ведения жизни путем борьбы, но, вместе с тем, абстрактное мышление приводило
человека к возможности моделировать возможные будущие процессы жизни и
деятельности под управлением ИРБ, на основе ее принципов ведения жизни.
Как уже
отмечалось, возможности
инстинктивно-рефлекторных установок влиять на ход и направленность мыслей
привели к тому, что человек в ходе эволюции закреплял в своем мировоззрении
правила и установки животного принципа ведения жизни.
Одним из
основных требований выживания было накопление запасов, поскольку программам и
реакциям ИРБ необходимо обеспечивать прерывание активной деятельности для
пополнения запасов и восстановления энергоресурсов организма. С точки зрения ИРБ, важнейшим условием
выживания и гарантией продолжения жизни является максимально возможный запас,
позволяющий прерывать активность и находиться в пассивном состоянии отдыха и
восстановления.
Основной
мотивацией к деятельности был голод, а также наличие прямой физической
опасности. Структура и функциональные возможности инстинктивно-рефлекторной
базы (ИРБ) обеспечивали проведение мобилизации физиологических ресурсов
организма, а на уровне системы мышления срабатывали рефлекторные навыки
готовности к силовому противостоянию, включая охоту, ведение войны и пр.
Разнообразие
форм и методов выживания, организационные особенности охоты, ведения войны,
хранения запасов, пережидания в отведенных местах опасностей привели к
необходимости неукоснительной передачи накопленного опыта, хранения навыков и
правил из поколения в поколение. Адаптация к новым условиям, которые предлагала
природа, обстоятельства ареала обитания, проводилась наиболее опытными
представителями сообщества (род, община, племя и т.д.). Вносимые коррективы
становились ценными знаниями, а выживаемость сообщества начинала зависеть от
способностей людей изобретать новые орудия труда и охоты, новые методы организации ведения своих активных действий, новые знания об окружающей среде.
Владение запасами знаний, навыков и
правил, особенными орудиями труда, охоты и войны становилось особой целью и
задачей. Накопление подобных знаний позволяло человеку решать не только задачи
выживания и обеспечивать решение задач совместных действий. Это меняло также и
его статус в сообществе. Он обретал авторитет и влияние, определенные права на
долю добычи, распределение других ресурсов и благ.
Когда запасы
существуют в достаточном объеме для выживания в следующем сезоне, нет прямых
опасностей физической смерти и разрушения, ИРБ, влияя на систему мышления,
перехватывает инициативу.
Стремление к покою и отдыху как условию
полноценного восстановления ресурсов для выживания животной системой
распространяется в человеке на его мышление, обогащая варианты отдыха,
развлечений, отключения от насущных и энергоемких задач силового противостояния
и выживания.
Высвобождающееся
внимание сознания человека не используется для инициативного поиска разумных
решений и более экономичных подходов к привычному образу жизни и реализации
деятельности. Правило животной системы приступать к деятельности при наличии
крайней необходимости распространяется на систему мышления человека, пока он не
начинает осознанных преобразований образа жизни и образа мыслей с целью ведения жизни от сознания.
И здесь он
сталкивается с проблемой определенной инертности,
которую начинает осознавать, ощущать в себе всем существом в сочетании с
нарастающими сомнениями, неуверенностью, чувством ущербности. Дело в том, что
по мере формирования устремленности к максимальным запасам, их количеству,
увеличению их качества, из поля зрения сознания человека уходят определяюще
важные и значимые вопросы отношений с окружающими, условий предстоящей
деятельности, исследования и
понимания лучшего для себя и окружающих. Проблема переосмысления
стремления к запасам актуальная для любого человека, приступившего к
преобразованиям образа жизни и образа мыслей. Поскольку запасы нужно хранить и
оберегать от пагубных изменений, внимание сознания будет отвлекаться всякий раз
на эти задачи, как только человек столкнется с информацией извне о каких-то изменениях.
Особое место в
изучении и понимании процессов управления внутренними состояниями и ходом
мыслей должна занимать информация, готовые знания, идеи и т.п., которые в
современном мире человек может обретать в огромных объемах.
Выделим главное – философию жизни в
устремленности к максимальным запасам реализует животная программа ведения
жизни и блокирует процессы развития индивидуальных способностей сознания,
процессы восстановления организма и гармонизации системы отношений.
Но если запасы продуктов,
сырья, материалов и других материальных ценностей при надлежащих условиях
хранения или консервации могут достаточно долго храниться без окончательной
«порчи», то информация обладает по многим сферам человеческой деятельности
свойством быстро устаревать. И здесь проявляется особенность текущего периода в
жизни цивилизации, периода формирования информационного общества. Это означает,
что информация обретает особую ценность и значение во всех сферах человеческой
деятельности, определяя, во многом, результаты процессов деятельности и сам
процесс жизни человека. В связи с этим, проблема стремления к накоплению
запасов в максимальном объеме становится особенно актуальной в отношении
информации и знаний, предоставляемых цивилизацией. Выделим некоторые особенности,
связанные с возможностью получения информации и мышлением человека. К ним
целесообразно относить следующие:
1.
Потоки
информации неуклонно возрастают, возрастают возможности доступа к базам знаний
и поисковым ресурсам. Эта особенность провоцирует стремление ИРБ как можно
полнее использовать готовую информацию, в обход сознания человека формируется
устремленность набирать, пополнять, хранить информацию без привязки к
конкретике значимых и определяющих задач в трех главных сферах собственной жизни.
2.
Самостоятельность
мышления сводится к поиску источников готовых знаний и информации,
характеризующей процессы окружающей жизни с чьей-либо точки зрения. Накопление трансформируется в процесс
обретения знаний для всех случаев возможной реализации в действиях или при
контактах с людьми.
3.
Применение
готовых знаний не предполагает, как правило, анализа конкретных ситуаций и
проблем, а также результатов от использования этих знаний в текущих проблемах.
Здесь ИРБ поддерживает стремление к максимальному насыщению информацией,
которая, возможно, может быть использована.
4.
Знания
и их доступность ведут к избыточному информационному запасу без анализа и
понимания человеком смыслов собственной деятельности, перспективы, обоснования
необходимости потребления тех или иных ресурсов. Это позволяет обеспечивать
манипуляцию процессами потребления, начиная от товаров и услуг и заканчивая
знаниями, идеями (информационным продуктом).
Для животной системы лучшее всегда связано с бОльшим. Без разумной меры обретения информации
и знаний (или при поглощающем все стремлении к одной сфере знаний) сознание человека не может обеспечивать
восприятие целостной картины собственной жизни, системы отношений.
В
связи с этим, страхи непредвиденных обстоятельств, упущенных возможностей,
непредсказуемости собственного организма постоянно поддерживаются, переводя
психофизический баланс организма в неустойчивое состояние.
Инертность мысли в
отношении значимых и важных задач жизни преобладает тем больше, чем больше
человек перегружен запасами, в частности, запасами информации и знаний.
Эффект
старения информации в настоящее время является системной проблемой для многих
структур общества и государства, но, в большей степени, это становится
проблемой для психики отдельного человека. В море информации человек теряется,
а доступность информации, зачастую, его приводит к потере ориентиров,
неспособности сформировать собственную точку зрения по многим значимым вопросам
собственной жизни.
Скорость
изменений реальности возрастает, а эффект старения информации стимулирует ИРБ
для поддержания состояний тревожности, неясности перспектив, для поддержания
устремленности охватить как можно больше нового для случая использования в
своих целях.
Это
относится к разряду «на всякий случай», а также к разряду «общая информация о
внешних процессах». При этом конкретный человек повлиять на протекание внешних
процессов не может, а степень осознанности его собственной жизни неуклонно
снижается.
Это
влияет не только на самооценку человека, но и способности его мышления поддерживать
достаточно непрерывный процесс смыслового восприятия в круге необходимой для
жизни информации.
Учитывая
кризисность переживаемого периода, как на уровне мировых процессов, так и
социально-экономических процессов в стране, потребность в новой информации,
характеризующей эти процессы, объективно растет. Достаточность необходимой
информации и ее обновление должны определяться сознанием человека, исходя из
задач понимания общих закономерностей и условий жизни и деятельности на
перспективу. Достаточность объема этого рода информации определяется самим
человеком и не может быть статической, зафиксированной единицей. Но она не
должна быть чем-то безразмерным и подавляющим само мышление человека. Человек
не должен быть рабом информации, которая стремительно изменяется, и охватить
которую человек не имеет смысловых возможностей.
Достаточность в отношении
любого типа информации становится понятной лишь в ходе переосмысления человеком
своего образа мыслей, особенностей жизни, профессиональной деятельности и сферы
интересов.
Понимая
в главном и значимом тенденции внешних процессов, обретая необходимый объем
новизны в профессии, человек должен систематически переосмысливать круг определяюще важной и значимой информации
для каждой сферы жизни.
Но
разум человека может прийти к обоснованной достаточности ресурсов, в том числе,
информации, когда жизненный процесс человеком переосмысливается, и в его
сознании формируется и обновляется целостная картина жизни. Это означает, что
человек упорядочивает и организовывает жизненный процесс так, что не испытывает
тяжелых перегрузок, перенапряжений, дефицита времени для осмысления задач
ведения жизни на принципах разума.
Для
более эффективного использования сознания в задачах ведения жизни и управления
информацией, необходимой для этого ведения, важно, на наш взгляд, понимать значение производимых действий и
значение организации жизненных условий по принципу разумной достаточности.
Одна
из проблем «отключения сознания» в повседневности связана с рефлекторными
навыками исполнения действий. Если при этом у человека сформирована
устремленность к формированию всевозможных запасов, то последствия реализации
этой устремленности обязательно проявляются в виде инертности системы мышления
человека.
Инициатива мысли,
преобразование своего образа мыслей, формирование конструктивного,
созидательного образа мыслей становятся недоступными.
Субъективной
стороной проблемы инертности мышления является индивидуальная особенность
конкретного человека, связанная с его воспитанием, образованием и правилами, стереотипами,
принятыми в семье. Когда с детства у человека не формируется навык самостоятельного логического мышления,
а образ жизни и деловая сфера предполагают стабильное выполнение лишь конкретных
функций, самим человеком не формируется самостоятельно интерес к новому и более
оптимальному, то смысловые мотивации его сознания в отношении познания,
изучения новой информации могут быть весьма низкими. Когда он сталкивается с
большими объемами информации, разнородной и разноплановой, то страхи и
неуверенность в себе существенно возрастают. Это становится тормозом в
осмыслении круга необходимой информации, подлежащей изучению и пониманию. Этот
момент очень важен для процессов изучения и преобразования образа мыслей,
поскольку человеку приходится осознавать, что предстоит учиться мыслить,
обобщать, делать выводы в условиях повседневной жизни и в условиях
необходимости решения текущих жизненных задач.
Для более полноценного осмысления первоочередных задач по
развитию своего мышления целесообразно определить для себя круг минимально
необходимого из информации в каждой сфере жизни. Необходимо сформулировать задачу в
отношении того, с чего целесообразно начинать процесс преобразований образа
мыслей. На наш взгляд, к первоочередной задаче относится упорядочивание и
организация своей повседневной жизни. Цель – освободить себя от лишних
нагрузок, нецелесообразных затрат и потерь времени на сторонние интересы, покой
и безмыслие. Это сложная задача, требующая предварительного осмысления и
согласования с окружающими людьми, прежде всего из ближнего круга
(семейно-родственные связи и близкие друзья).
Избыточность
организма и психики не могут уйти просто так, необходима организация режима
дня, питания, физической активности и планомерного изучения собственных
мотиваций к деятельности. Пока человек не переосмысливает своего отношения к
тому или иному делу, пока не поймет физическую суть этого дела и его значения
для выполнения задач продления жизни и полезного применения своих
индивидуальных способностей, дело будет вызывать определенные реакции неприятия
и отрицания со стороны ИРБ, а интерес к нему будет угасать.
Вспомним
жизнь, как часто человек «загорается и проникается» какой-то полезной идеей или
задачей и как часто потом это угасает в повседневной суете, усталости,
накладках, несогласованностях и дефиците времени. Организация времени для занятий собой, прежде всего, переосмысления
причин отсутствия интереса к своему внутреннему миру и мышлению, организации
своей жизни, является определяющим условием работы.
Инертность
организма известна всем, поэтому даже благие начинания в сфере физической
культуры, организации режима дня и разумного рациона, дают эффект через
несколько месяцев при непрерывности реализации намеченного. На уровне мышления
процесс во многом повторяет механизмы физиологической перестройки при замене
привычного и неоптимального образа жизни. Здесь необходим мотив, осознание необходимости активизации сознания,
пересмотр своих взглядов на накопление и цели, связанные с ним.
На
смысловом уровне подойти к разумной достаточности и обоснованности всего, что
касается необходимых ресурсов для жизни возможно лишь при условии понимания
человеком смысла системных преобразований и смысла собственной жизни на основе
созидательного образа мыслей.
Страх
выделиться в своей среде, страх «выпасть из обоймы», потерять необходимое (по
прежним меркам) количество связей и отношений будет преобладать и усиливаться
по мере снятия напряжений и по мере дальнейшего переосмысления своих мотиваций.
Сознание человека проявляет активность и возобновляет интерес к жизни и ее
многообразию тогда, когда человек путем организации свей деятельности
предоставляет сознанию время для этого.
Время
в условиях гонки за количеством и качеством накопленных ресурсов является
предельным дефицитом. Это означает, что внутренние состояния организма будут
поддерживаться избыточными всякий раз, когда в мышлении будет сформирован страх
не успеть отследить изменения и приумножить накопления (или их сохранить при
неблагоприятных изменениях во внешней среде). Нехватка времени при доминировании в мировоззрении особой ценности
накоплений и материальных ресурсов будет постоянно провоцировать стремление
человека к покою в безмыслии или к отвлечениям на грани экстрима.
Другой
аспект проявления инертности мышления связан с пресыщенностью «правильной»
информацией из авторитетных источников. Часто это учения и практики, связанные
с раскрытием каких-то способностей, восстановлением организма, обретением
способности тоньше чувствовать, воспринимать, ощущать. Зачастую этот набор
информации и знаний выводит человека на определенный уровень философского
переосмысления своей жизни, былых заблуждений и былой неинформированности.
Пройдя этап набора информации и ее осмысления, иногда удачного применения части
этой информации в своей жизни, человек прекращает свое развитие, а
пересыщенность информацией становится привычным состоянием, близким к
довольствованию. На уровне системы мышления срабатывает установка ИРБ,
связанная с самооценкой. Это аналог того, как оценивает ИРБ большой объем
физических сил, обеспечивающий превосходство над окружающими. Только здесь не
физическая мощь, а объем информации и знаний, подавляющий в количественном
аспекте большинство окружающих людей. И начинается процесс самовосприятия сквозь
призму преобладания, продиктованную программами ИРБ обеспечения активной
деятельности. Согласно этим программам при наличии подавляющего превосходства в
плане энергоресурсов и физических возможностей организму выгодно снизить
уровень готовности к противлению и перейти в режим пассивного ожидания без
воспроизведения страха. (Это аналогично единоборствам, когда достигнув уровня
мастеров, человек «расслабляется», пренебрегая вниманием к окружающим и его
партнерам – соперникам. В таких ситуациях роковой провал выражается в потере
первого места, утрате лидерства и т.п.)
На
уровне системы мышления человека инертность закладывается переизбытками знаний
и не пониманием человеком физической сути индивидуальной работы над собой по
переосмыслению особенностей своего мировоззрения и природы интереса к
ведению жизни от разума. Здесь важно помнить, на наш взгляд, что развитие
индивидуальных способностей разума, полезное применение его возможностей, является условием для все более глубокого
процесса восстановления организма человека при разумной организации его
жизнедеятельности в трех главных сферах жизни. |