Человек часто
откладывает на потом процесс понимания сути сложившейся жизненной ситуации и
связанных с ней своих внутренних состояний. Он обращается к смысловой работе
сознания лишь при острой необходимости.
Ему, в таких
случаях, нужно конкретное решение, что ставит разумную управляющую систему в
сложное положение. Для работы разума необходим всесторонний анализ, изучение
причинности возникшей проблемы. На это нужно время и определенное внутреннее
состояние. Внимательность сознания и сфокусированность на изучении стоящей
проблемы невозможны при возбужденной психике и неравновесных, избыточных
внутренних состояниях. Это уже рассматривалось в текстах в связи с
процессами роста биоэлектрической активности мозга при возмущенных состояниях
психики. Ясность ума и корректность логических умозаключений и выводов в таких
состояниях утрачиваются. Более того, формируется устремленность к скорейшему
получению итога, решения, что ограничивает возможности сознания. Состояния
сознания не позволяют полноценно провести информационную обработку уже
известного, упорядочить нужное и значимое, сформулировать идеи и варианты
решения для обоснованных выводов.
В связи с этим,
необходимо помнить, что любая работа по исследованию причин возникшей проблемы
и путей ее решения должна быть предварительно организована, сформировано
осознанно достаточно равновесное внутреннее состояние, выделено необходимое
время. Это и есть задача упорядочивания работы мышления человека в
повседневности. Нужно учесть, что ИРБ –
более древняя система, поэтому рефлекторные мотивации в повседневном восприятии
и мышлении всегда преобладают в первичном отклике и в ходе работы по поиску
решения проблемы. Это так, если человек осознанно не корректирует и не
организовывает процесс мышления.
Для понимания
сути задачи поиска решения стоящей проблемы целесообразно рассмотреть идею
упорядочивания всего набора информации, необходимой для осмысления стоящей
проблемы. «Что имеется в наличии, что я знаю и понимаю в отношении проблемы?» –
такие вопросы позволяют в письменном виде разложить, хотя бы условно, весь круг
информации, включая память о прошлых событиях. Важно для смысловой работы здесь
выделить общее в прошлых и текущих проблемах человека. Это общее всегда имеет
причинность. Круг причин прошлых и
текущих проблем нужно искать в своих представлениях, оценках и решениях.
Личностные черты, проявленные в прошлых и текущих аналогичных проблемах
позволят понять, что суть общего в проблемах – взгляды и реакции личности
человека, его характер и мировоззрение.
Другая сторона
осмысления того, как человек старается разобраться в возникшей проблеме и найти
решение – понимание им того, что его мышление требует определенной предварительной
смысловой подготовки. Речь идет о понимании следующего. Личность под
управлением ИРБ стремится сразу получить конкретный ответ. Устремленность к
этому приводит к не осознаваемому сокращению умозаключений и промежуточных
звеньев в рассуждениях. Осознанная
замена стремления к быстрому и конечному выводу
на анализ причинности позволяет человеку повысить непрерывность своего
мыслительного процесса. Поиск причин
проблемы не должен носить характера хаотичного перебора всего подряд из
воспоминаний и текущих эмоций, фактов, обрывков собственных суждений.
Нужно отделить
прошлые аналогичные проблемы и рассмотреть в них свои решения, мотивы и
обоснования действий. Переходя к текущим проблемам целесообразно в письменном
виде расписать суть ситуации и основные причины. И здесь важно, на наш взгляд,
использовать идею формирования
сконцентрированного внимания сознания на проблеме. Это не означает
напряженного состояния, формирования избытка. Концентрация внимания
основана на полном абстрагировании от остальных текущих задач, факторов,
действий, ассоциаций и обрывков воспоминаний из прошлого, настоящего и
тревожных мыслей о будущем. Это глубокое состояние покоя и размышления без
спешки и тревожных ожиданий худшего, продиктованных ИРБ.
Важен момент
осознания сути проблемы, даже если были и есть связанные с ней эмоциональные
избыточные реакции. Когда человек
рассматривает круг причин и выделяет из них главные, он продвигается к
пониманию вариантов решения. По
каждой из главных причин необходимо воссоздание всей цепочки событий,
собственных решений и собственных внутренних состояний. Важно сформулировать то общее, что проявлял
человек в своем характере и мировоззрении в прошлых и аналогичных им проблемах
настоящего времени. Это позволит понять, что необходимо конкретно
переосмыслить в своих представлениях, взглядах и стереотипных реакциях.
Это позволит не удерживать свое мышление в границах события или текущей проблемы, а
подняться до уровня «наблюдателя-координатора», который способен управлять
ходом мыслей и расширять горизонт мысленного охвата жизненного процесса.
Понимание необходимости изменить что-то в себе, своих привычных воззрениях,
реакциях, откликах на внешний мир и людей, позволяет человеку подойти к нужному
решению.
Идея работы по коррекции
своих личностных реакций, мировоззрения заключается в том, что нельзя развить индивидуальные
способности сознания, не изменив себя.
Задачи продления
жизни и полезной реализации индивидуальных способностей разума могут быть
реализованы на основе процессов обновления мировоззрения человека, коррекции
его личностных представлений и стереотипов в мышлении. И здесь подход к
организации своего мышления, повышения качества умозаключений и выводов связан
с упорядочиванием человеком информации в своей памяти. Важно понять, что
не осмысленные ранее аспекты жизни и накопленные знания являются тяжелым грузом
для сознания. Задачи ведения жизни основаны на все более непрерывных процессах
логического мышления, необходимо наработанное поле, осмысленность в главных
сферах жизни основных задач. Устремление мыслей к изучаемой проблеме, жизненной
ситуации должно воплощать интерес сознания к изучению жизненных
закономерностей, а не быть экстремальной ситуацией, после которой наступает
покой, безмыслие или развлечения.
Общим подходом к
организации своего смыслового восприятия и мышления может быть идея о системной
картине собственной жизни. Три основные сферы жизни рассматриваются во
взаимосвязи их главных задач, которые осознал и сформулировал человек,
приступив к преобразованиям. Воспроизведение этой картины в сознании
способствует генерации логических выводов о месте и значении возникшей
жизненной проблемы в общей картине.
В каждой сфере
жизни человек выделяет направленность, положение дел, проблемы, значимые задачи
для ведения жизни. Взаимосвязи между значимыми задачами трех главных сфер
задают целостную картину жизни, которая обновляется человеком в ходе
преобразований, своей повседневной деятельности и общих значимых процессов в
окружающем мире. Варианты развития событий и наиболее экономичные решения могут
рассматриваться человеком не в момент кризиса или острой необходимости, а в ходе
ежедневного обновления этой картины, по мере получения необходимой информации.
Ассоциации и логика построения выводов не должны противоречить, если человек
находится в равновесном внутреннем состоянии.
На процесс
восприятия жизненной проблемы особое влияние оказывает ИРБ, когда ситуация
вызывает опасения чего-либо, тревогу. Здесь целесообразно каждый случай
опасений, страха, тревожности оценивать как сигнал для полноценного смыслового
процесса работы сознания. Нельзя отпускать на самотек сам процесс тревожных
генераций. Нужно расписать для себя круг причин каждого опасения и изучить
варианты решений, объяснений ситуации. (В сфере здоровья необходима диагностика
и полноценный анализ причин по результатам).Часть вопросов потребует информации
и времени, что должно быть объяснено сознанием в виде плана действий и плана
вариантов развития событий. Когда осмысленность возникшей проблемы, ее причин и
значимости достигнута полностью, возможны новые идеи и решения, которые «подойдут в сознание»
позже, по мере выполнения других задач, действий в повседневности.
Информационная
работа сознания может быть эффективна лишь в одном случае – в случае понимания
человеком необходимости инициативной активной деятельности разума и
последовательности в практической реализации намеченного. Когда разорвана
цепочка «понимание – деятельность», помимо других последствий (простой, переход
под полное управление ИРБ, физические последствия) возникает еще и старение
информации. Подготовленные ранее решения, понимание каких-то ситуаций и
процессов требуют обновления, коррекции в связи с изменениями условий
деятельности, отношений и т.п. Конфликтное восприятие прежней проблемы и груза
невыполненных задач приводит к обострению реакций ИРБ, связанных с неприятием и
отрицанием всего во вне. В отношении себя человек может усилить сомнения и
неуверенность во всем, что ему предстоит делать, решать, осмысливать. Здесь
проявление реакций ИРБ, направленных на стремление «в норку», отстраненность,
самоизоляцию, сочетаются со страхами собственной несостоятельности, порицания и
осуждения. |