Процессы системных преобразований жизни
являются весьма протяженными процессами, которые устремлены в будущее. Здесь
нет и не может быть конечных сроков и конечных, окончательных результатов,
которые соответствуют представлениям личности человека об идеальном.
Начальный этап
осознанных преобразований занимает от 1,5 до 3 лет и связан с упорядочиванием и
организацией жизни, когда человек нарабатывает навык освобождения от избыточных
состояний организма и психики и навык не формирования условий для конфликтного
восприятия окружающих во всех сферах жизни. Инстинктивно-рефлекторные программы
и реакции не могут быть ориентированы на будущее более, чем на 3 – 4 месяца.
Это связано с принципами формирования программ выживания и воспроизведения вида
в условиях сезонных изменений среды обитания.
Как правило,
адаптация в животном мире была связана с обретением новых рефлекторных навыков
при отсутствии факторов воздействия на животное, имеющих катастрофические
последствия. С появлением абстрактного мышления у человека его возможности
прогнозировать варианты развития событий и изменения условий его жизни и
деятельности существенно возросли.
ИРБ, как
животная система, ориентирует человека всегда на деятельность в тех интервалах
времени, которые она может охватить и в которых может реализовать возможности
организма. Процессы циклического воспроизведения всего необходимого для жизни в
течение ряда лет недоступны для ИРБ. И в отношении сроков более 4 месяцев она
не реализует своих основных программ по организму. Недоверие со стороны ИРБ к
любым жизненным процессам, которые по длительности уходят существенно за
границу в 4 месяца, воспроизводится на уровне системы мышления человека и его
мотиваций. Следует отметить, что мотивации здесь рефлекторного характера, когда на длительный период
времени человек не определяет для себя конечных сроков и конечных результатов
своей деятельности.
Следует также
учитывать, что за период эволюции ИРБ живого организма выработала ряд критериев
оценок результатов деятельности организма. Главным для животной системы
является критерий «позитивного конечного результата». Это означает, что, если
организм затратил энергоресурсы, то должен быть результат, позволяющий эти
ресурсы восстановить. Для этого критерия ИРБ находит применение во всех
сферах жизни, не обладая абстрактным мышлением, а реализуя рефлекторные
установки. Например, на охоте животное не может много раз затрачивать
энергоресурсы и не получать в результате компенсации энергопотерь в виде
добычи. Выживание здесь напрямую связано с позитивным результатом: затратил
энергию – необходимо получить пищу, иначе организм становится нежизнеспособным,
и вероятность выживания снижается. В
связи с этим на уровне реального повседневного мышления человека ИРБ всегда
воспроизводит определенные мотивации, связанные с ожиданием скорейшего
результата преобразований, оценкой текущих состояний организма.
Когда текущие
состояния организма не отличаются высокой избыточностью, то для животной
системы это означает одно – организм не готов к силовой деятельности с
позитивным результатом и гарантией восстановления затраченных энергоресурсов. Для животной системы (ИРБ) гарантией выживаемости
организма является наличие устойчивых силовых состояний и возможности их
поддерживать определенное время, связанное с выносливостью организма и его
жизнеспособностью. В этом суть выживания на принципах
животной системы.
Поэтому
внутренние текущие состояния ИРБ воспринимает как показатель жизнеспособности. Разум, как управляющая система, не может
опираться на избыточные силовые состояния организма и психики и форсировать их
поддержание на пределе возможностей организма. Разуму необходимы
равновесные внутренние состояния. Разум опирается на несиловые принципы ведения
жизни. Это означает, что по мере организации структур жизни во всех сферах
человек обретает за счет снятия напряжений такие состояния, которые животной
системой расцениваются как слабость, неспособность к борьбе и выживанию. На
самом деле, жизнеспособность
организма по его восстановлению и продлению его жизни существенно возрастает
при управлении со стороны разума. Нет избыточных напряжений, нет запредельных
и частых перегрузок на пределе возможного, а, значит, изнашиваемость тканей,
органов и жизненных систем ниже.
В ходе
преобразований, по мере переосмысление установок и представлений личности
систематически снимается часть наработанных ранее напряжений избыточного
характера. Формируются состояния сброса (откатные состояния). ИРБ воспринимает
эти процессы как слабость, болезненность, ущербность и неспособность к
деятельности. Из этого вырастает на уровне уже системы мышления человека
цепочка умозаключений, связанных с сомнениями и недоверием процессам системных
преобразований жизни. Животная система, опираясь на «критерий позитивного
результата», всегда ориентирует организм и психику на генерации страхов перед
окончанием жизни из-за слабости, физической неготовности к активной
деятельности. Ей всегда нужно иметь
результаты «здесь и сейчас».
Из-за отсутствия
абстрактного мышления в самой ИРБ активизируются программы выживания на основе
физиологических состояний мобилизации ресурсов. Если эти состояния мобилизации
не соответствуют требованиям ИРБ к состоянию готовности выживать и
противостоять окружающему миру, то без вмешательства разума процесс
воспроизведения состояния неприятия преобразований жизни будет формироваться всегда.
Располагая конечными ресурсами организма, ИРБ не принимает протяженные процессы
в жизни, связанные с воспроизведением всего необходимого для продолжения жизни.
Ядром программ и реакций ИРБ является инстинктивная программа самосохранения
особи. На ее основе реализуется состояние готовности не быть застигнутым
врасплох, что обеспечивает животной системе возможность реализовать принятую
(эволюционно) программу ведения жизни.
Следующим
аспектом, требующим переосмысления в ходе системных преобразований, является
аспект недоверия ИРБ, связанный со стереотипами, принятыми в социуме. К ним
относятся стереотипные представления о том, что изучают организм человека и
лечат только специалисты-медики, а наиболее распространенным способом
стабилизации и лечения является прием лекарств. Следующим стереотипом,
закрепленным глубоко в ИРБ, является представление человека о конечности жизни
и, в общем-то, бессмысленности изменений в собственной жизни взрослого и
зрелого человека. Ему не известны конкретные результаты продления жизни и не
известны сроки с гарантиями получения
этих результатов. Здесь наблюдается на инстинктивно-рефлекторном уровне
неосознанная «привязка» человека к гарантиям, которые давали Учителя,
авторитетные источники, наставники, целители и т.п. Следует отметить, что сам человек не привык и не приучен на
уровне реального мышления в полной мере отвечать за себя с точки зрения ведения
жизни и понимания индивидуальных особенностей организма и психики.
Корпоративность
интересов тех, кто был носителем этих знаний, исключала большинство самостоятельных
мыслей и действий человека, связанных с самоощущением, самовосприятием,
самоанализом и саморегуляцией. Отдельные ветви этой практики всегда носили
закрытый характер кланов, верований, специальных практик, решающих не все
задачи ведения жизни от разума.
Таким образом,
программы и установки ИРБ, с одной стороны, реализовывали направленность
животной системы не доверять и сомневаться. С другой стороны, стереотипы,
сформированные в обществе в ходе развития цивилизации, направляли человека, как
правило, во внешний мир с целью использования готовых рецептов и практик,
получаемых из рук специалиста. Целостной картины жизненного процесса, изучения
собственного организма и индивидуальных сторон своей психики, основные массы
людей не формировали и не практиковали, а самостоятельности мышления в этом
плане система воспитания и начального образования не развивали.
Таким образом, процессы переосмысления понятий и
представлений человека, лежащих в основе мировоззрения, должны учитывать аспект
недоверия ИРБ, механизмы реализации реакций, связанных со страхами,
мнительностью, стремлением к скорейшему исцелению без изменения себя,
стереотипов в образе мыслей и образе жизни.
Период эволюционного развития человека,
когда он опирался лишь на информацию, которую принимал на веру, в настоящее
время завершается, и начинается период эволюции сознания. Это означает, что
познание и развитие индивидуальных способностей разума становятся условиями
сохранения и продления жизни, как отдельного человека, так и человеческого сообщества
в целом. |