Планетарно-цивилизационные процессы и развитие сознания (часть I) продолжение)
Исследовано множество причин системного кризиса цивилизации, мы отметим далее лишь некоторые, имеющие общесистемный характер.
- Исчерпанность на текущий исторический период мировой капиталистической системы и порожденных ею философии жизни, приоритетов и ценностей. Особое место занимает здесь англо-американская модель либерального спекулятивного финансового капитала, захватившего власть и диктующего свои правила игры, преумножая отрыв совокупных финансовых ресурсов от реальной экономики и реальных социальных проблем в мире. Незаинтересованность, в целом, финансового капитала в конструктивной программе развития человечества.
- Недостаточный уровень качества человеческих ресурсов в звеньях управления, неспособность элит изменять и развивать сознание для понимания сути и закономерностей макропроцессов в цивилизации, для управления развитием человеческого сообщества.
- Отсутствие философской базы осмысления реальности в условиях техногенного пути развития цивилизации, его конструктивного изменения с целью системного восстановления планеты как среды обитания и развития совокупного разума человеческого сообщества. В целом, проблема отсутствия новой парадигмы, адекватной текущему периоду планетарно-цивилизационной истории и конструктивной перспективе человечества.
- Существенный дисбаланс в цивилизационных ориентирах и принятых ценностях в пользу материальных ресурсов, «золотого тельца» в целом. Отсутствие духовных принципов и ориентиров жизни, развитых и принятых человеческим сообществом на приоритетных условиях в общей массе социальных, экономических, политических правил и установок ведения жизни.
К перечисленным выше причинам относятся и проблемы культуры, являющейся фундаментом любой цивилизации. Это самое главное, в конечном счете, что определяет общий уровень развития цивилизации и определяет возможности развития сознания человека. Но культурные процессы и условия культурного развития определяются общественно-политическим укладом, что переводит культуру в разряд сфер жизни людей, зависимых от экономической и политической власти. Это служит главной системной причиной общего дисбаланса приоритетов и ценностей, полученных накануне общего кризиса цивилизации.
В основе этих причин, в целом, лежит проблема развития сознания человека. Развитие сознания составляет главную задачу исторического периода, в который вошло человечество.
В информационную эпоху развитие сознания должно стать определяющей целью в жизни человека при условии полезной реализации его индивидуальных способностей в созидательном ключе восприятия жизни в целом. Без освобождения от животных принципов ведения жизни и ее организации, системы отношений, человек не может перейти на следующие высокоорганизованные уровни сознания, включая и духовное сознание. Этому есть масса причин, связанных с особенностями строения и функционирования организма человека и его мозга, психики, в том числе, высшей психической деятельности.
Для понимания основ строения сознания и путей его развития целесообразно рассмотреть идею о системном характере построения психики и сознания человека (высшей сферы психики). Нельзя выделить независимо от всей психической системы отдельную ее функцию и рассматривать в отдельности от всего остального. В этом суть того, что, принимая системный характер психической сферы человека и его сознания, можно выстраивать конкретные пути развития этой системы, сохраняя целостную картину мегасистемы – человек, включающей духовную сферу на основе сознания, материальную сферу - организм с его физиологией, биохимией, инстинктивно-рефлекторной базой (ИРБ), воплощающей животную систему управления текущей жизнедеятельностью и ведением жизни человека на своих принципах.
Разумная управляющая система (РУС) формируется на основе сферы сознания, способного к саморазвитию, к самоэволюции. Именно самоэволюция является основой всех процессов развития сознания человека, является воплощением самостоятельной и инициативной работы сознания человека во всех сферах своей жизни, его смысловой мотивацией жизни, связанной с систематическим воспроизведением интереса к жизни и ее продлению. Эта способность человека, как саморазвивающейся системы, связана с биологически-информационным и социальным характером человека как члена сообщества, его единицы.
Планетарно-цивилизационные процессы, являясь протяженными процессами, охватывающими целые исторические эпохи, имеют свойство ускоряться, уплотняться по мере перехода к новому циклу. В настоящее время человек вошел в переходный период не только системного кризиса цивилизации, но и в переходный период завершения планетарно-цивилизационного цикла разделения с переходом к циклу объединения, синтеза. Это можно понять по общим признакам кризиса (включая «пределы роста») , устаревшим механизмам управления (распределения финансовых потоков), противоречиям между новыми идеями мироустройства, распределения ресурсов, необходимостью духовного развития социума и устаревшей системой правил, корпоративных интересов и отношений под эгидой транснационального финансового капитала.
Обрушение элементов прежней системы, спровоцированные конфликты и военная опасность в различных регионах мира будут проявляться чаще, отражая закономерности переходного периода. Они связаны с высокой неустойчивостью политических процессов и неопределенностями, которые несет процесс изменения мировой кредитно-финансовой системы на основе доллара, процесс перераспределения сфер влияния и ресурсов, необходимых для устойчивого управления странами и союзами (например, переход КНР на уровень мировой державы, изменение мирового статуса Азиатско-Тихоокеанского региона, изменение статуса России с постепенным обретением суверенитета, тенденции сокращения влияния США на мир как первой мировой державы и т.п.).
Продолжение следует)
|