Планетарно-цивилизационные процессы и развитие сознания (часть II).
Итак, выделим основополагающую задачу формирования и развития цивилизации – формирование и развитие разума, создание условий для его существования и эволюционирования. Однако переходные периоды в циклах развития цивилизации зачастую связаны с глубокой кризисностью, они не несут и не создают условий для свободного и конструктивного развития сознания на основе социального прогресса общества.
В такие периоды (о протяженности этих периодов речь пойдет позже) особое значение приобретает индивидуальная, самостоятельная работа человека, принявшего идеи ведения жизни, развития разума и, на его основе, продления жизни. Здесь целесообразно рассмотреть следующую идею. Разум, как системно организованная форма интеллекта в живой материи, имеет индивидуальную и социальную составляющие. Что позволяет его рассматривать как систему в живой природе, многоуровневую, то есть проявляемую на разных уровнях бытия, доступных для понимания сознанию отдельного человека. Это означает, что в единой и целостной картине реальности разум должен занимать соответствующее место, имея качество неотъемлемой части бытия.
Социальная составляющая имеет тоже многоуровневый характер и определяет понимание обществом возможностей создания таких условий в социуме, которые стимулируют и обеспечивают наиболее полное развитие индивидуальных способностей сознания отдельного человека при безопасности и благополучии большинства. Эти условия задают те ориентиры и те ценности, которые направляют индивидуальный познавательный поиск отдельного человека в системное русло полезной деятельности и для общества в целом. Иными словами, индивидуальный прорыв разума одного человека обеспечивает постепенный подъем к следующему уровню развития социальной системы разума в целом. А сама социальная система разума ориентирована на создание условий для дальнейшего продвижения разума индивидуальностей с пользой для социума.
Так могло бы быть, если бы в социуме «элиты» были бы заинтересованы в познании законов гармонии и основ управления от разума с опорой на основную идею: главное предназначение людей – развитие сознания, его индивидуальных способностей, на его основе познание законов бытия и полезная деятельность в соответствии с этими законами, определяющими целостность картины мира, включая сознание отдельного человека и социума в целом. Только на основе развитого сознания, разума человека возможно все остальное - полезное, созидательное, гармоничное, творческое и т.д.
Однако этого не могло быть, поскольку в истекающий планетарно-цивилизационный период в каждой общественной формации механизмы формирования мышления, восприятия реальности и ценностных ориентиров большой массы людей, прежде всего правящих социальных групп - «элит», были заложены на основе принципа разделения, конкуренции, борьбы и противостояния с порождением всевозможных теорий исключительности, превосходства, расовой неполноценности, принципов корпоративности, клановости и т.п. Все это заложено животными основами ведения жизни и ведет к опасным конфликтам и испытаниям все человечество. В определенной мере попытка противоположного подхода была реализована в СССР, однако и здесь «элиты» были не в состоянии уйти от тех принципов построения жизни, ценностей и желаний прав собственности, которые утверждали власть, приоритет «элит» и право распределения жизненных ресурсов. Что и привело страну к временной потере суверенитета, построению капитализма феодально-кланового типа на основе сырьевых отраслей экономики, подобно странам третьего мира.
Социальная составляющая разума подчиняется закономерностям, связанным с процессами формирования и развития сообщества людей. Индивидуальная составляющая имеет характер слабой вероятности, непредсказуемости. На то оно и озарение, чтобы не быть закономерным следствием случая. Однако ведение жизни от РУС, развитие индивидуальных способностей сознания, понимание себя, основ строения человека и его психики, позволяет говорить о способности к системному, упорядоченному и организованному процессу самопознания и саморазвития. Это уже самоэволюция.
Поэтому возможности цивилизации, прежде всего информационные, которые предоставляются человеку на текущем этапе истории, должны быть в полной мере использованы в индивидуальном плане, в процессах развития индивидуальных способностей сознания. Продвижение идей гармонизации и ведения жизни от РУС – длительный процесс, связанный с накоплением количественных характеристик в виде новых идей в социуме, в структурах власти и управления, куда придут новые люди, мотивированные созиданием. Тогда переход общества к новому, более гармоничному качеству станет закономерным процессом развития социальной составляющей разума.
Информационное взаимодействие, возможность общения и обмена идеями и опытом составляют основу более важного процесса, который необходим человеку – процесса взаиморазвития. Целесообразно понимать, что процесс самоэволюции определяется, прежде всего, самим человеком и степенью его осознания смысла и значения системных преобразований собственной жизни.
Вместе с тем, необходимы условия более полного и многопланового обмена информацией с окружающими людьми, единомышленниками. Эти возможности предоставляются именно сейчас, в информационную эпоху эволюции сознания. Человеку необходим процесс взаиморазвития с постоянным полезным применением своих новых знаний и понимания. Чем полнее он обеспечивает открытость и взаиморазвивающий обмен информацией, тем полнее будет происходить его самоэволюция, полнее будет полезная реализация его индивидуальных способностей как социальной и психоинформационной единицы человеческого сообщества.
Существует несколько этапов преобразований жизни с постепенным выходом человека на этап самоэволюции. Всегда человек начинает с себя, с осмысления и понимания своих внутренних состояний. На основе общедоступных знаний об организме, строении и функционировании жизненных систем и органов человек начинает постигать некоторые закономерности изменений внутренних состояний на основе самоощущений. Понимание взаимосвязей между собственным характером, доминирующими чертами личности, мировоззрением и физическими состояниями, последствиями по организму в результате проявления этих черт, позволяет человеку точнее понимать себя, идти по пути самопознания.
На этой основе формируется способность отслеживать направленность хода мыслей и механизмы включения программ рефлекторно-личностной системы. Это позволяет человеку подойти к самоосознанию, пониманию причин своих ощущений и состояний. Изменения внутренних состояний организма, формирование избыточных рефлекторных напряжений на основе генераций животной системы, провоцируемой личностью и некоторыми аспектами ее мировоззрения, ведут человека к более глубокому пониманию механизмов изменения психофизиологического баланса организма и связанных с этими изменениями состояний сознания. Способность адекватно воспринимать реальность на уровне логически-смыслового восприятия становится этапом, на котором человек начинает осознанно исследовать пути коррекции внутренних состояний и состояний своей психики. Самоощущения и самоосознание на основе общедоступных знаний о строении организма, его мозга, человеческой психики позволяют перейти к пониманию целостной картине взаимосвязей между образом мыслей, реакциями рефлекторно-личностной системы и процессами развития способностей сознания. Этап самоосознания и понимания причин своих внутренних состояний является базисом для многообразного и многовариантного продвижения человека дальше к саморазвитию и формированию устойчивого управления от ВК (высокоорганизованные уровни сознания).
При этом физиологические состояния, связанные с животными генерациями, провоцируемыми личностью человека, становятся невыгодными с точки зрения энергозатрат и блокирования ими процессов развития сознания. В силовом состоянии человек подвержен воздействию мобилизационной программы физиологических ресурсов, реализующей механизмы самосохранения. Это состояние человек способен отслеживать и понимать его причины. На этом основана более глубокая программа формирования системного взгляда на организм, психику, механизмы и программы психической деятельности, включая высшую психическую деятельность – сознание человека.
Избыточность организма и психики, формируемая в результате реакций ИРБ (инстинктивно-рефлекторной базы), становится понятной в плане природы, ее причин и механизмов воздействия на организм, его жизненные системы, органы, ткани. Нарушение кровоснабжения и лимфооттока в тканях под воздействием систематически воспроизводимых избыточных рефлекторных напряжений приводят к формированию условий для патологических процессов, их развития. Понимание этого позволяет человеку полнее осознать физическую суть процессов продления жизни благодаря коррекции своего мировоззрения, благодаря развитию способностей сознания.
Этот этап и является отправной точкой самоэволюции, когда человек ставит перед собой системно связанные и долгосрочные задачи преобразований жизни во всех ее сферах для ее продления на основе развития сознания, полезного применения своих индивидуальных способностей с учетом понимания внешних процессов, их тенденций и основных закономерностей.
Примечание. Это очень сокращенный вариант описания механизмов самоосознания, саморазвития и ведения жизни (см. также обобщенные блок-схемы. http://www.psystan.ru/load/arkhivnye_materialy/blok_skhemy/8-1-0-87).
Большое значение в задачах ведения жизни на основе системного подхода для продвижения к самоэволюции имеет система отношений с людьми, как в малом круге семейно-родственных связей, так и в социуме, в сфере деятельности. Именно система отношений зачастую является источником конфликтных ситуаций, непонимания и связанных с этим стрессовых переживаний и состояний. Разумные преобразования в этой сфере во многом определяют и успех в решении задач ведения жизни на пути к самоэволюции.
В плане понимания общих, цивилизационных процессов и вариантов построения структур будущего общества, которое отражается в сознаниях текущих поколений, имеет смысл рассмотреть идею построения сообщества людей на основе принципа: многообразие в единстве с сохранением индивидуальных особенностей менталитетов и этнокультурных ядер, объединенных единым цивилизационным процессом развития. Это необходимо, на наш взгляд, для формирования условий развития индивидуальных сознаний людей в соответствии с их этнокультурной системой восприятия реальности, ценностями, местом в общей картине человеческой цивилизации. Разумное взаимопроникновение, взаимозависимость и взаиморазвитие без диктата может стать альтернативой известному принципу Запада – «из многообразия – одно» (т.н. «плавильный котел» в США).
|