В ходе системных преобразований жизни человек меняет свое стереотипное восприятие себя, окружающего мира и людей. Ведение жизни от РУС (см. термины) приводит к формированию конструктивного мировоззрения, которое обеспечивает смысловое и адекватное восприятие реальности и собственной жизни.
Конструктивное мировоззрение – основа разумных преобразований с целью продления жизни на основе развития индивидуальных способностей сознания и их полезной реализации. Но в условиях системного кризиса цивилизации, условиях роста влияния глобализма на государства и международные организации возникают устойчивые факторы-стрессоры, которые активизируют ИРБ (см. термины) и активизируют проявления личностных комплексов человека, проработанных ранее и им осознанных.
В связи с этим, задача поддержания конструктивного мировоззрения в ходе ведения жизни от РУС становится весьма актуальной. Следует выделять важнейшую связь между мировоззрением человека и его интересом к жизни. Следует помнить, что человек живет до тех пор, пока у него есть устойчивый интерес к жизни, который он осознанно формирует и возобновляет.
Это большая работа его ВК (см. термины), которая должна быть системно организована и иметь необходимую цикличность. Это необходимо для устойчивого управления от ВК жизненным процессом, состоянием организма и психики. Поэтому задача управления жизненным процессом от ВК должна опираться на целостное и конструктивное восприятие реальности, в основе которого конструктивное мировоззрение, позволяющее возобновлять интерес к жизни для ее продления и развития сознания. Для более глубокого изучения механизма управления от ВК необходимо понимать базовые составляющие мировоззрения, их суть и взаимосвязанность. В целом можно выделить следующие составляющие:
- Понятия
- Представления
- Знания
- Убеждения
- Субъективный личностный опыт, часто, на основе детских психотравм, закрепленный в убеждениях без критического анализа уже во взрослой жизни
- Психоэмоциональная сфера, свойственная личности и отражающая личностные особенности и комплексы человека
Следует помнить, что сам процесс восприятия реальности человеком – это форма целостного психического отражения всевозможных процессов и объектов материального мира. При этом воздействие явлений и объектов осуществляется непосредственно на органы чувств, а также на смысловом уровне, когда речь идет о причинно-следственных связях и логических цепочках между проявлениями названных объектов и явлений.
Сложность анализа механизмов восприятия на смысловом уровне заключается в том, что необходимо четко разделять, когда суждения человека опираются на представления и понятия, когда на знания и на понимание реального положения вещей. Анализ механизмов восприятия и формирование понятий, знаний и представлений позволяет сделать определенные выводы об адекватности информации, принятой сознанием, реальному положению вещей.
И здесь важно помнить, что понятия и представления основываются на прошлом опыте человека, а также на определенном психическом процессе формирования образа какого-то объекта или явления, который воспринимает человек. Представление всегда фрагментарно и всегда имеет элемент обобщения.
Не всегда это соответствует реальности и ее конкретике. Можно рассматривать представление как связующее звено между восприятием, памятью и механизмом логической обработки информации. Представление соединяет процессы восприятия с мышлением. Поэтому весьма удобно строить восприятие реальности на основе готовых представлений, которые в целом отражают ситуацию или какое-то явление. Человек очень часто способен принимать решения, когда прототипом его жизненной ситуации послужила другая, косвенная, ситуация, которая имеет мало общего с реальной. Но это представление - прототип является единственным в воспоминаниях, и человек опирается на него в суждениях и выводах.
Работа разума по сбору дополнительной информации, вникание в суть текущей ситуации и проблемы приводит к обретению знаний, а уже далее – к пониманию существа проблемы. Знания можно передать или обрести. Понимание нельзя передать и обрести. Понимание – прерогатива высокоорганизованных структур сознания (ВК) при их непрерывно-логической работе.
Это весьма энергоемкий процесс, который приводит к необходимости возобновления представлений, новой исходной информации и к коррекции старой информации. Это, по существу, процесс переосознания определенных представлений и связанных с ними понятий, которые позволяли человеку формировать суждения и взгляды.
Животная управляющая система (ИРБ) всегда является противником энергозатрат, опираясь на программы самосохранения особи и вида. Эта система строит ведение жизни по своим принципам, среди которых деятельность должна реализовываться лишь при крайней необходимости.
С точки зрения эволюции, у человека произошел переход от чувственной ступени познания к логическому мышлению. Этот переход был от восприятия представлений к отражению реальности в форме понятий. Понятие является результатом длительного процесса развития познания. Кратко понятия можно охарактеризовать как отражение действительности, выраженное в слове. Руководствоваться только понятиями нельзя, так как это означает передачу управления ведением жизни животной системе.
Она не обладает гибкостью мышления и духовной ответственностью за производимое и его последствия в будущем. В связи с этим, задача исследования механизмов задействования мировоззрения заключается в выделении привычной опоры на понятия и представления и коррекции суждений и выводов на их основе. Такая коррекция невозможна без знаний и понимания сути реального процесса. Именно обретение новых знаний и понимания лежат в основе осознанности человеком в отношении себя и своей жизни.
Наиболее сложным объектом переосознания в мировоззрении человека являются убеждения, которые он не подвергал критическому анализу и не сопоставлял с реальным положением вещей. В плане убеждений действует несколько факторов, включая личностный опыт человека на основе детских психотравм, жёсткого подавления личности ребенка со стороны взрослого окружения в ходе воспитательного процесса.
Понимание того, как человек сформировал свои убеждения, он обретает лишь после многократного анализа всего, что происходило, что ему внушали, и что он переживал, включая обиды, несправедливость, возмущение, закрепленные в памяти тела и в психике. Сюда же следует включить процесс восприятия мечты, когда глубоко закрепляется образ желаемого, подкрепленный литературой, кино, драматургией и т.п.
В этом случае личность человека многие свои мотивации и цели по жизни формирует на основе этого образа и жестоко страдает при отсутствии его реализации. Здесь работают психосоматические процессы, закрепление консервативных взглядов личности через неприятие и отрицание реальности, не совпадающей с убеждениями и представлениями личности человека.
Глубоко осознавая структуру мировоззрения, его основные составляющие, человек может успешно проводить процесс переосознания своего мировоззрения, обретая новые качества ума и мудрость при принятии решений без опоры на стереотипы, ранее приобретенные знания, понятия и представления.
Рассмотрение вопросов: «Что во мне и моем мировоззрении меня привело к таким результатам?» - позволяет более детально рассмотреть составляющие мировоззрения и найти опорную точку ошибочных суждений и выводов. Следует помнить, что только разум человека в существующем позволяет ему открывать новое и менять жизнь к лучшему.
При этом особую роль играет внутреннее состояние организма и психики. Поэтому так важно осознанно корректировать свое внутреннее состояние, формируя равновесное состояние, снимая напряжения и притормаживая кору мозга, освобождая сотни тысяч микрозон коры от дополнительных возбуждений, формируемых в мозге при участии личности в процессах восприятия и переживания вместо анализа и рассуждения. |