Концентрация внимания на внешнем мире у человека привычна и обусловлена задачами выживания. В ходе биологической эволюции внешний мир всегда был главным источником опасности и непредсказуемых воздействий для животной управляющей системы (ИРБ) (см. Термины).
Общая тенденция закрепления внимания сознания во внешнем мире, продиктованная задачами выживания, в настоящее время сохранилась и поддерживается инструментами общества, включая СМИ, социальную жизнь и образование по многим типам направленности. В результате человек не располагает пониманием значения формирования внутренней сферы внимания.
Идея оценки и анализа сферы внимания сознания связана с насущной необходимостью для человека понимать себя, понимать суть своей личности и ее составляющих. Личность всегда опирается на сравнение себя с другими, на перебор так называемых сильных и слабых сторон у себя и окружающих, что приводит к существенным энергозатратам и распылению внимания сознания.
Внутренняя сфера внимания сознания охватывает не только ощущения и связанные с ними внутренние состояния человека, но также эмоции, мысли и их направленность. Когда человек начинает осознавать, что его восприятие строилось под управлением личности, он может под другим углом исследовать свое детство, учебу и сферу отношений.
Не осознаваемое ранее восприятие процессов учебы, взаимоотношений становится объектом исследования и понимания заблуждений и ошибок личности. Одним из главных процессов отрицания, которые генерировала личность, является процесс протестного отрицания тех или иных обстоятельств, процессов учебы, условий, выдвигаемых взрослыми.
Это, в свою очередь, порождало набор причинно-следственных связей, которые закрепляли состояние неприятия и отрицания, протестного отторжения всего того, что могло быть потенциально полезным, включая информацию и определенный круг знаний. Закономерным ходом проявлений протестного восприятия являются ошибки личности в оценках жизненных задач, собственной жизни и в оценках окружающих людей, их правоты или неправоты. За попытками протестного отторжения следует более серьезная проблема, связанная с восприятием жизни в целом.
Когда восприятие жизни строится только на сравнении реальности с тем, что считает нужным и правильным личность, внимание сознания фокусируется только для обоснования сравнений и собственных доводов. Внимание сознания концентрируется на не удовлетворительном, плохом, не годном и т. п. В результате ресурсы сознания в значительной части поглощаются в ходе такого восприятия жизни, что приводит к ослаблению интереса человека к жизненному процессу в целом.
В результате не развиваются сферы интересов человека, ему не интересно множество фактов, событий, процессов и творческих явлений жизни, которые он просто не понимает.
Поэтому при попытках восприятия и понимания Индивидуальности, задач собственного развития, человек теряется и замыкается на свои представления и привычный процесс восприятия себя. При отсутствии выраженных сфер интересов личности затрудняется анализ своих реальных способностей, склонностей и возможностей, что создает неопределенности при выборе работы, направленности своих действий и учебы.
Для перехода к конструктивной программе жизни важно понимать и учитывать изложенное выше, именно такой комплекс причин и следствий в той или иной форме проявляется у человека в детстве и юности, закрепляется в виде личностных стереотипов в отношении своих интересов, истинных способностей и возможностей. Без интереса к жизни и самопознания человек не способен принимать обоснованные решения при выборе деятельности, типа учебы, при выборе системы отношений с окружающими людьми. |