Тексты по теме "Сфера разума" №10
Понимание
смысла информации начинается с процессов восприятия. Для
смыслового восприятия необходимо наиболее глубокое, из достижимых на данный
момент, равновесное состояние. Чтобы поддерживать интерес сознания необходимо
иметь общее представление о том, что рассматривается. Поэтому важна
предварительная проработка темы, вопроса, изучение информации о конкретном
событии или процессе.
Чтобы перейти к восприятию общего смысла
происходящего в сферах жизни или смысла поступающей извне информации,
необходима этапность смыслового восприятия. Вначале желательно ознакомиться с
общим смыслом проблемы, просмотреть всю информацию и постараться выделить
главное. Когда есть общая картина ситуации или проблемы, то легче
разобраться в ее составных частях и уточнить необходимую информацию.
Все
это помогает процессу понимания не только смысла происходящего, но и
формированию логических выводов, решений, которые необходимы в круге задач
ведения жизни. Поэтому, поняв смысл проблемы или события, поняв смысл
поступившей информации, человек легче с уровня ВК может найти ей применение для
ведения жизни и развития своих индивидуальных способностей. Хотелось бы
отметить, что если возникает безмыслие или стремление запомнить понравившуюся
информацию, то человек утрачивает способность понимать, формировать не
избыточное внутреннее состояние и способность к познавательному поиску, то есть
к изучению и анализу жизненной проблемы или ситуации. Нередко понимание смысла
какой-то сложной проблемы позволяет человеку не только сэкономить время, но и
своевременно скорректировать планы. Особенное значение, понимание смысла информации о событиях жизни
или проблемах имеет для понимания условий жизни и деятельности и коррекции
своего восприятия. В круге значимых, образующих условий для жизни и
деятельности всегда стоит на первом месте понимание смысла происходящего.
Наиболее сильная блокировка восприятия смысла осуществляется на уровне
рефлекторно-личностного восприятия и мышления. Именно там преобладают предпочтения,
вкусы личности, приоритет личностного знания и опыта в ущерб делу.
При непонимании
человеком смысла процессов, происходящих в его сферах жизни и непонимании
информации, которую он получает извне, восприятие его становится
рефлекторным, а далее выстраивается вся цепочка управляющих воздействий от ИРБ
и личностных особенностей, связанных с привычными рефлекторными реакциями.
Информация без
понимания ее смысла воспринимается как инородная и чуждая среда, которую
животная система не может пропустить внутрь. Это провоцирует реакции обратной
перистальтики, что приводит к формированию неприятия и отрицания, а далее -
отторжению этой информации. Человек не в состоянии провести познавательный
поиск причин и следствий и не может ничего сказать о перспективе развития
ситуаций в его сферах жизни или тех событий, о которых поступила информация.
Комплекс напряжений по мягким тканям носоглотки, легкое нахлобучивание черепной
коробки и формирование небольших напряжений по шее, плечевому поясу, мышцам
спины и ног создают минимально необходимый
уровень напряжений для действий в непредсказуемой ситуации.
Таким образом, если
человек не понимает смысла происходящего, то формируется усиленное состояние
"готовности ко всему" и состояние «неприятия и отрицания». Здесь не до
ясности ума и новых идей, рефлекторная программа восприятия не допускает
вникания в ситуацию и ее полноценного анализа. В таких случаях востребованы
установки личности, ее представления, личный опыт, консервативное отношение к
любой непонятной информации и непонятным процессам в окружающем мире. Это
условия для постоянного воспроизведения генераций страхов и тревожной
готовности ожидания худшего. Главным результатом является полное и устойчивое
управление со стороны ИРБ на основе ее правил ведения жизни.
Возвращаясь к задаче
рассмотрения процессов развития и продления жизни, можно сказать, что
непонимание смысла происходящего в значимых вопросах ведения жизни приводит к
закреплению состояния повышенной «готовности ко всему», что создает условия для
реализации рефлекторных программ восприятия и мышления. Диапазон практической
реализации здесь велик, но главной особенностью, как нам кажется, является
определенный период безмыслия, после которого закрепляется управляющее
действие ИРБ.
Здесь важно рассмотреть
идею о том, что безмыслие порождает на некоторый момент пустоту. Природа, как
известно, не терпит пустоты. Она заполняется тревожными мыслями, страхами,
эмоциями, которые приводят к избыточным состояниям или переходу в апатичное
состояние заторможенности, при котором смысловая деятельность сознания
невозможна. Важной особенностью такого события как непонимание смысла
происходящего, является то, что человек на определенное время теряет
способность принимать решения, адекватные ситуациям в реальности. Это ведет
к серьезным ошибкам и перекосам в системе отношений с окружающими.
Конфликтность усиливает избыточные состояния, каждый раз провоцируя ИРБ
человека на силовые действия.
Если этому предшествовала тяжелая усталость,
перегрузки, эмоциональные переживания, то апатичность и безмыслие быстро
закрепляют управляющее действие ИРБ, что приводит к формированию состояния настороженности,
тревожной готовности ожидания худшего, спонтанной фокусировке внимания на не
значимых деталях жизненных ситуаций. Нередко это провоцирует и спонтанные
устремления и желания личности, которые имеют мало общего с задачами ведения
жизни. Мы специально выделили этот вопрос о безмыслии, поскольку это
обязательная фаза перехода под управляющее действие ИРБ, когда нет
понимания смысла происходящего в конкретной ситуации, в сферах жизни, когда нет
понимания смысла полученной информации извне.
Понимая механизмы и
тонкости реализации рефлекторных программ ИРБ, можно оградить сознание от
периодических "ступоров" и мощного влияния программ ИРБ на организм и
психику. Одной из особенностей состояния безмыслия, как промежуточной фазы
при переходе под управление ИРБ, является существенное сужение спектра
воспринимаемой информации, то есть вИдения круга значимых задач и новых
обстоятельств. Это ведет к непониманию условий жизни и деятельности, от
которых зависит перспектива. Это, пожалуй, самое значимое в этом вопросе,
поскольку изменения условий жизни и деятельности являются образующим процессом.
Не понимая их, человек стремится к общему противостоянию с любыми изменениями
этих условий без понимания причин изменений.
Процесс мышления и формирования выводов
зависит от общей организации жизни и уровня работы сознания.
Желательно понимать общую цель или ориентир (если сложная задача, и нет
конкретного решения), в направлении которого необходимо вести свои рассуждения.
Понимание цели, значения задачи наполняют смыслом и сам процесс размышлений над
ними. Здесь целесообразно иметь общую картину того, как задача связана с
другими проблемами и сферами жизни. Из этого можно вывести примерное значение и
срочность. Когда процесс представляется сложным, то ИРБ может выдать «на-гора»
личностное решение, построенное на личном опыте и эмоциях (неприятие, симпатии,
непонимание и т.п.). Поэтому необходимо «обращение к сознанию», то есть переход
на уровень ВК, когда нет устремленностей личности, которая «гонит» свои
решения.
Для успешного решения
проблемы, находясь в наиболее бесстрастном равновесном состоянии, важно понять
условия, от которых зависит решение. Желательно это разрисовывать,
поскольку зрительное восприятие дает, как минимум, 75% поступления
информации сразу на уровень сознания.
Промежуточные решения и выводы необходимы, поскольку они позволяют сокращать
неопределенность. Сокращение неопределенностей – главное условие сохранения
управляющего действия от ВК для более детального и конструктивного поиска
решений. Как лучше осмысливать вопрос, когда нет готовых решений? Вспомним
значение корректной постановки задачи. Необходимо продумать и правильно поставить задачу или сформулировать
проблему. Это уже половина успеха.
Последующие шаги
желательно рассматривать как доступные на текущий момент решения, и не
стремиться к окончательному и бесповоротному выводу, наилучшему или
максимальному результату, допуская возможность уточнений и коррекции
собственных решений. Многое определяется конкретикой проблемы, но желательно
помнить одно из условий сферы разума: сознание с интересом приступает к
поиску решения, когда есть необходимая общая информация о вопросе и общее
представление о его структуре, значении и срочности. Следующим шагом может
быть оценка зависимости решаемой задачи от конкретных людей. Тогда важно
понимать их вИдение и интересы для правильной подготовки контакта с ними в
интересах решения стоящей задачи. Здесь уже вопрос о понимании общего вИдения и
общих интересов.
В отношении
промежуточных выводов можно привести сравнение: они подобны ступенькам
лестницы, без которых невозможно подняться на итоговую ступень – окончательное
решение ( окончательное решение в смысле текущего периода времени). Важно
понимать, что при других условиях деятельности и способностях сознания можно
будет это решение улучшать и оптимизировать. То есть не стремиться к абсолюту и
к максимуму, понимая относительность того, что изучается, исполняется, решается
и т.п. Позже можно сделать лучше, а на текущий период целесообразно опираться
на понимание реальных возможностей и условий для действий.
Субъективность
и стереотипность мышления
Субъективность и
стереотипность мышления по своей физической сути представляют собой набор
наиболее активных синаптических (между нейронами) связей в коре, которые
закрепились в детстве, в процессе обучения, а также на основе личных
переживаний, предпочтений и доминирующих черт характера личности. Эти связи
срабатывают в первую очередь, подобно тем, которые отвечают за рефлекторные
программы и реакции. Необходима работа по снижению общего уровня возбуждения и
избыточности, что означает длительную работу по формированию системы отношений
на основе взаимопонимания, дополнения и зависимости в круге значимых вопросов
ведения жизни, включая деятельность. Центральной задачей является осознанное
ослабление названных связей, реализующих стереотипные реакции и суждения
личности. Навык организма по освобождению от избыточных напряжений
недостаточен для более конструктивной работы ВК, что означает невозможность в
реальной ситуации освободиться от стереотипных реакций и суждений. Нужна более
глубокая работа на основе переосмысления множества позиций мировоззрения,
собственных представлений и собственного опыта, который зачастую ведет к
огульным обобщениям, необоснованным окончательным выводам, искажению реального
положения вещей, реальных причинно-следственных связей.
Работа от ВК означает
рассмотрение жизненных ситуаций, как логических задач, решение которых
способствует оптимизации жизненных ситуаций и системы взаимоотношений в трех
сферах жизни. Для решения используется целостная системная картина взаимосвязей
основных сфер жизни, главных и значимых задач в них и значимых условий общих
внешних процессов. Поскольку решение логических задач в неравновесном
внутреннем состоянии затруднено, то работа от ВК предусматривает непрерывный
контроль над внутренним состоянием. Внутреннее состояние напрямую зависит от
рефлекторно-личностных реакций, от реакций ИРБ. Следовательно, работа от ВК
предусматривает постоянное изучение собственного организма, процессов в нем
с целью коррекции внутренних состояний.
Процессы мышления могут послужить провокаторами для запуска эмоционально-личностных
реакций, поэтому необходим контроль над процессами мышления со стороны
сознания.
Быть «участником»
процесса или ситуации означает переживание при неполном осмыслении. Быть
«наблюдателем-координатором» означает рассмотрение схемы ситуации и причинно-следственных
связей в ней. Для режима "наблюдателя-координатора" необходима подготовка работы сознания на этом уровне,
связанная с задачами самокоррекции и саморазвития. Для "наблюдателя-координатора"
необходимо проработать:
1. Типовые личностные реакции с детства или с периода их обретения в результате
стрессовых переживаний. Здесь конкретно выделять тип эмоциональной реакции,
на что и на кого чаще всего происходит, какие напряжения в результате
формируются и как их распознавать вовремя. Это означает, что необходимо
тщательно анализировать личность и все конкретные ее эмоции, за которые
"цепляет" собеседник, обстоятельства. Конкретно и точно для себя их
называть, распознавать по конкретным признакам.
Учиться сначала в медитативном состоянии их переосмысливать, а затем и в
реальной жизни, в социуме быстро выделять, распознавать, устранять основные и
типичные для своей личности напряжения и отклики, часто формируемые в обход
работы сознания. Важно понять идею о том, что их замена на конструктивный процесс
осмысления реальных обстоятельств, причин и следствий, позволяет избегать
стрессов, регресса и вести собственную жизнь более экономичным путем в
интересах развития и полезной реализации индивидуальных способностей сознания.
2. Навык осмысленной коррекции хода мыслей. Это означает, что если
убеждения личности стали формировать устремленность к выводу, нет всестороннего
анализа ситуации и ее причин, если человек забыл о необходимости не
принимать чью-либо сторону в конфликте противоположных суждений, а сначала
формировать системную картину по всем значимым причинам, следствиям, явным и
скрытым мотивам действий, то необходимо остановиться по команде от ВК,
затем приступить к формированию такой картины.
Задача - не принять одну сторону, а найти их взаимодополнение, баланс интересов и лучших идей от каждой
"враждующей" стороны.
3. Поддерживать интерес сознания к поиску решения без устремлений в мыслях к
"своей" правоте и "своему" личному опыту. Для
поддержания интереса необходимо сформировать общее представление о проблеме,
обновить общую информацию о ней и понять ее значение для процессов,
определяющих условия жизни и деятельности.
4.Осознанно уйти от стереотипных формулировок самого общего характера, которые
для ИРБ и рефлекторного мышления равносильны заклинаниям и мантрам. Чем
конкретнее идет разбор эмоционально-личностных особенностей отклика, тем легче
эти особенности выделять в ходе формирования состояния сознания, близкого к
"прояснению".
Принятие решений в
основных сферах жизни и для задач перспективного развития должно сопровождаться
процессом обновления информации по наиболее важным, определяющим вопросам
ведения жизни. К ним относятся, прежде всего, вопросы условий жизни и деятельности в будущем, тенденции, которые
образуют эти условия в настоящем. Поэтому так важен подход к жизни как к
процессу познания. Понимание смысла происходящего и обоснованность текущих
решений и определяются тем, как воспринимает свою жизнь человек и как он понимает
суть задач ведения жизни. |