Для придания осмысленности
собственному процессу жизни человеку необходимо пройти определенный путь и
решить ряд системных задач преобразования образа жизни и образа мыслей.
Осмысление жизни является направлением работы, а обретение человеком новых
качеств собственного разума и полезная реализация индивидуальных способностей
сознания являются результатами преобразований.
Для придания
смысла производимому, придания смысла своим рассуждениям и планам важно
понимать, на наш взгляд, что животные программы и реакции выстраивают
приоритеты жизненного процесса «от живота», руководствуясь основами ведения
жизни, взятыми из животного мира. Для ИРБ главным приоритетом является сама
физическая жизнь организма, а программы самосохранения особи и вида управляют
всеми процессами в организме, включая и процессы формирования мотиваций на
рефлекторной основе. ИРБ ориентирует
жизненный процесс в сторону самого доступного потребления, сохраняя за
потреблением и насыщением главное качество жизни и приоритетность.
На уровне
рефлекторного мышления человека эти программы выстраиваются в виде определенных
ценностных ориентиров, когда установка на наилучшее потребление и насыщение
становится преобладающей с точки зрения всех остальных интересов и мотиваций
человека. По мере осознания необходимости ведения жизни, наполнения каким-то
смыслом ее главных сфер, по мере стремления к самореализации на основе
способностей разума человек сталкивается с необходимостью глубокого изучения и
систематического переосмысления не только своих представлений о жизни, но и
мотиваций, сфер своих интересов и устремленностей.
Распространение
на сферу интересов животных программ сочетается с работой сознания в плане
выбора занятий, выбора сферы информационной деятельности, которая отражает те
или иные сферы человеческой деятельности в целом. На начальном этапе своей жизни, обретая определенную самостоятельность
и самодостаточность, человек еще не придает должного значения сферам своих
интересов и не подвергает критическому анализу свои мотивации. Неосознанно
он стремится при появлении свободного времени выбирать те занятия и
реализовывать те интересы своей личности, которые легче даются, вызывают
интерес сознания и достаточно экономично реализуются.
Диссонанс между тем, что необходимо
делать, чтобы удовлетворить запросы личности в плане потребления, и тем, что
диктуется сознанием как реализация индивидуальных способностей, начинает
осмысливаться человеком, когда он освобождается от части избыточности организма
и психики и начинает осознавать взаимосвязанность его характерного образа
мыслей, личностных черт и его мировоззрения с процессами в его организме и
событиями по судьбе.
Восприятие под
управлением ИРБ того, что называется «объективная необходимость», реализуется
рефлекторно. Это означает, что бОльшая часть задач, необходимых действий и
связанных с ними затрат энергии и времени в рефлекторном мышлении человека
воспринимается как принудительный мотив, как рутина, которую нужно отработать.
При этом могут формироваться усвоенные
с раннего детства устремленности как можно дальше уйти от реальности в
отвлечения, развлечения, отдых, не связанный со смысловой деятельностью
сознания, но в малой мере привлекающий возможности интеллекта и
отражающий интерес личности.
Целесообразно
подчеркнуть, что независимо от объема усвоенных
знаний (а не от понимания) о процессах и закономерностях во внешнем мире, о
необходимом и достаточном для ведения собственной жизни от сознания, человек в
реальных жизненных обстоятельствах чаще отдает приоритет реализации, прежде
всего, личностных задач, связанных с потреблением и насыщением, а также
созданием условий для этого. Лишь затем, по мере завершения необходимых
действий по обеспечению условий доступного и бОльшего потребления, накопления,
человек переносит в своем сознании внимание на другие задачи и приоритеты. В
отличие от устремленностей животной системы, эта деятельность может быть
полезной и созидательной. Но затраты
времени на приоритетные задачи личности, связанные с потреблением и
накоплением, могут быть критическими, что, подчас, низводит до половины
значимости или даже делает бессмысленными последующие действия, теоретически
связанные с пользой и созиданием.
И здесь
целесообразно помнить, что существует неразрывность программ ИРБ и деятельности
сознания до определенного предела, который разум называет необходимостью.
Животная система эту необходимость, как правило, воспринимает как процесс
воздействия извне, который требует затрат энергии и времени и ставит под
сомнение доступность максимального потребления и накопления. Здесь следует
отметить, что необходимость может
быть не выживаемостью, связанной с угрозой жизни или угрозой голода. Здесь необходимость может быть процессом
конструктивной деятельности с пользой для окружающих людей и носить
созидательный характер в целом. Но интересы личности, которая в основе
своего мышления руководствуется ориентирами животной системы, надежно защищены
программами и реакциями ИРБ.
Вкусы и
предпочтения личности надежно защищены до тех пор, пока не наступает
необходимость. В этом случае личность стремится любыми путями отложить
необходимые задачи и действия, дожидаясь крайней необходимости. На основе
внутренних состояний неприятия и отрицания, которые опираются на определенные
биохимические избытки и созданные на их основе избыточные напряжения, личность
человека переходит к программе принудительной
деятельности, что блокирует интерес разума к самому процессу деятельности и ее
результату.
Руководствуясь
страхами порицания, осуждения и наказания, страхами совершить ошибку, а в
случае тяжелого поражения здоровья, страхом смерти, личность, управляемая
животной системой, начинает ориентировать все свое внимание на необходимые
задачи. Это сопровождается жалостью к себе, отрицанием конструктивной
информации в отношении организации процесса собственной жизни. Личность,
опираясь на психоэмоциональную сферу, начинает искать сочувствия, ожидая
«участника», который «по-человечески» проявит внимание и участие, сочувствие,
а, может быть, и окажет физическое содействие.
Следует
отметить, что вариантов «страданий» личности, когда она сталкивается с крайней
необходимостью реализовывать какие-то действия, очень много. В основе всего
этого лежат программы и реакции ИРБ, реализующие страх одиночества и установку
животной системы приступать к деятельности лишь при наличии крайней
необходимости. Именно в этом (изложенном выше) и заключается, на наш взгляд, физическая
суть личностных вкусов и предпочтений, которые влияют на организацию жизни и
полезную деятельность в целом.
Организация
мышления, таким образом, становится основной задачей этапа системных
преобразований, когда приоритеты, сферы интересов человека требуют не только
изучения и анализа, но и глубокого переосмысления на систематической основе. А
начинать переосмысление целесообразно с представлений личности об осознанной
необходимости. Осознанная необходимость не должна отрываться в мышлении
человека от процессов системных преобразований жизни. Четко определить круг
необходимого и достаточного для ведения жизни – означает понять смысл разумной
достаточности, прежде всего, в сфере доступного потребления и накопления.
Возобновление всего необходимого,
благодаря индивидуальным способностям разума, является фундаментом процессов
ведения жизни от сознания.
Стремление к максимально доступному
потреблению, максимальному насыщению и максимальному накоплению является
фундаментом процесса ведения жизни от животной системы.
В этом случае
сфера интересов и развлечений требует от личности человека, управляемого ИРБ,
большого участия внимания и вкуса. При этом перенос приоритетности
потребления на сферу интересов приводит к тому, что человек формирует
устремленность как можно полнее копить ценную информацию, формировать сферу
собственных знаний на основе авторитетных источников и максимально накапливать
информацию, связанную с философским осмыслением жизни. В этом случае на уровне мышления преобладание животных
программ доступного потребления и накопления реализуется в виде накопления
знаний.
Самостоятельность мышления, способность
сознания формировать новые идеи, взгляды и решения становятся не
востребованными и не поддерживаются интересом сознания. В результате этого процессы
переосмысления конкретных жизненных ситуаций ограничиваются применением готовых
знаний из авторитетных источников без понимания человеком физической сути самой
жизненной проблемы и связанных с ней внутренних психофизиологических состояний
организма. Этот процесс в ходе переосмысления понятий и представлений, лежащих
в основе мировоззрения, имеет особое значение, поскольку наличие программ ИРБ в
виде устремленности к потреблению и накоплению блокирует процессы
индивидуального развития сознания и освобождения организма от биохимических избытков
– носителей приоритетов животной системы в мировоззрении.
Таким образом, в
ходе изучения и анализа образа мыслей и самой структуры сложившейся системы
мышления человека ему необходимо рассматривать приоритеты, которыми на практике
он руководствуется, планируя последовательность предстоящих действий. Человек
способен сформировать конструктивный, созидательный образ мыслей, когда он
солидарен с животной системой в отношении программ сохранения жизни и ее
продления, но реализует эти программы под управлением разума, передавая ИРБ
круг функций и задач обеспечения жизнедеятельности организма.
Переход на
уровень реального повседневного мышления программ животной системы, связанных с
приоритетом максимального потребления и накопления, происходит под управлением
ИРБ, а механизм реализации использует страхи перед физической смертью, голодом
и неопределенностями в каждой сфере жизни. Как уже неоднократно отмечалось в
текстах, как человек мыслит, какова организация и качество его мышления, так он
и живет, таковы и процессы в его организме. |