Исходя из общего определения поверхностности, можно сказать, что это отсутствие глубины, значимости и основательности. Поверхностность восприятия и мышления приводит к тому, что человек не осознает стоящие перед ним проблемы, не развивает глубокого мышления на основе рассуждений, анализа информации и исследования собственного восприятия себя и жизни в виде самопознания.
Личность, как ограниченное количество аксонных связей в коре, опирается на стереотипы, шаблоны восприятия и мышления, авторитетные источники. Личность человека в условиях современного мира формирует устремленности побольше успеть, узнать, зачастую, не вникая в глубину причинно-следственных связей, порождающих те или иные события, процессы, как в окружающем мире, так и во внутреннем мире и организме самого человека.
Ведение жизни от РУС (см. Термины) предполагает постоянную работу по повышению осознанности человека и освобождению его от поверхностности восприятия жизни и собственного мышления. Человек, опираясь на поверхностный ум личности, стремится получить готовую информацию, описание, суждения и выводы из авторитетных источников до такой степени, что неосознанно уходит от необходимости САМОСТОЯТЕЛЬНО мыслить, исследовать стоящие проблемы, вскрывая причинно-следственные связи событий и процессов в жизни.
Между тем, как только у человека возникает проблема во внешнем мире или в собственном организме, он стремится использовать для ее решения готовую информацию. С позиции духовного сознания, свободного от личностного «Я», и взаимодействующего с Творящей Системой, проблема в жизни человека является задачей осознания необходимости нового познания.
Поверхностное мышление человека не позволяет ему выйти за пределы очевидного. В результате он не в состоянии рассмотреть всю цепочку причин, образующих проблему. Ведение жизни от РУС рассматривает поверхностность как наиболее значимую проблему в восприятии и мышлении человека, над которой необходимо работать непрерывно.
Дело в том, что поверхностное мышление закреплено за образом мышления личности и воплощает программу самоблокировки человека в плане познания и развития. Важно отметить, что поверхностность в восприятии и мышлении связана с глубинными психофизическими и биохимическими процессами, которые закреплены в организме, благодаря определенной привычке в восприятии и мышлении.
Сложная и противоречивая информация, требующая глубокой и системной работы ума, пугает животную управляющую систему через стремление личности избежать глубокой интеллектуальной нагрузки и энергопотерь.
На животном уровне сложная и противоречивая информация формирует в организме человека дисбаланс, провоцируя животные реакции, связанные со страхами, тревожным ожиданием худшего, непредсказуемостью окружающего мира в целом. В то же время, простая и понятная информация, которая созвучна существующим знаниям и убеждениям человека, провоцирует благоприятное состояние психофизического баланса, провоцирует синтез некоторого количества дофамина, являющегося гормоном удовлетворения.
На этом построена примитивная программа восприятия, когда личность стремится удовлетворить только свои интересы, не вдаваясь в глубокий анализ и исследование стоящих проблем, их причинности и путей разрешения. Одной из причин формирования поверхностности восприятия и мышления является склонность личности часто формировать плохое настроение, фокусировать внимание на негативной информации, негативных явлениях и процессах.
Это важно для понимания задач глубинной психокоррекции, когда человек осознает, что негативная информация в мыслях и эмоциях, в его настроении, разрушительна для организма и блокирует высшие функциональные способности коры лобных долей.
Как уже отмечалось в текстах, именно кора лобных долей «отвечает» за процессы принятия решений на основе сложных цепочек умозаключений и генераций логического вывода. Именно кора лобных долей позволяет человеку реализовывать процессы познания, понимания нового и более совершенного в круге уже известного и изученного.
Благодаря процессам концентрации внимания на одном вопросе или процессе, человек может более глубоко понять суть стоящей проблемы, исследовать ее причины и понять пути решения. Все это, как проявление высших функций смысловой деятельности сознания, блокируется из-за программы негативного восприятия и мышления, сконцентрированного на опасениях, домыслах личности и ее нежелании самостоятельно познавать и понимать суть существующих проблем и явлений жизни.
Поэтому поверхностность в восприятии и мышлении как результат негативного мышления, настроения и привычного поиска плохого ведет к постепенной блокировке способностей сознания к развитию и переходу на более высокий уровень организации, более высокий уровень понимания цели и сути своей жизни, задач своей Индивидуальности (души).
Для практической работы по освобождению от поверхностности в восприятии и мышлении необходимо учиться выделять признаки поверхностного мышления в своих суждениях. К ним можно отнести следующие:
- Поверхностное мышление часто ведет к убежденности в собственной правоте.
- В восприятии и мышлении присутствует распыленность. Признак ее в том, что человек не может оставаться сосредоточенным на одной задаче, на одном конкретном направлении мысли.
- При поверхностном мышлении отсутствует самоосознание. Проявляется это в невозможности произвести анализ собственного внутреннего состояния, анализ взаимосвязей между психоэмоциональными реакциями и физическими последствиями.
- Поверхностное восприятие и мышление часто «затягивают» человека в весьма узкий круг материальных интересов и запросов личности. На этом слишком долго закрепляется внимание сознания, интересы и суждения человека.
- Поверхностность в восприятии всегда порождает иллюзию, подобную «розовым очкам», а информация из реальности не подвергается критическому анализу. Человек принимает за чистую монету информацию извне. У него нет четких убеждений и целостной картины собственной жизни во взаимосвязи с внешним миром.
- В плане самооценки при поверхностном восприятии и мышлении человек склонен к ее завышению. Он стремится ставить собственные проблемы и трудности на первый план, полагая, что окружающие ему должны содействовать, выполнять долг и т.п.
Одним из общих признаков поверхностности является процесс вырывания информации из контекста под личностные суждения и взгляды. Это связано, зачастую, с тем, что животная управляющая система стремится избегать дополнительных энергозатрат. К таким энергозатратам относится интеллектуальная деятельность, анализ, сопоставление и сравнение информации с прежними знаниями, понятиями и представлениями.
Не критичное восприятие информации порождает легковерие либо экзальтированные формы ортодоксальности вплоть до фанатизма при отсутствии глубоких знаний и представлений о сути процессов в реальном мире. В результате проявлений поверхностности человек, приступая к ведению жизни от РУС, имитирует процесс работы над собой, сохраняя убежденность в том, что он эту работу ведет и развивается.
Действенным способом освобождения от поверхностности в восприятии и мышлении является практика концентрации внимания на картинах внешнего мира, тренировка наблюдательности и точности процессов восприятия информации, как зрительной, так и смысловой.
Далее необходима практика построения рассуждений на основе существующих фактов и известных взаимосвязей для понимания причинно-следственных связей. И здесь важным является прием вычерчивания всевозможных схем, включая блок-схемы, отражающих взаимосвязи, проверенные и известные.
На основе этого необходимо практиковать формирование гипотез, логически обоснованных выводов и проверку. Практика формирования рассуждений, а затем и практика анализа собственных умозаключений позволяет человеку, как бы со стороны, рассматривать свои рассуждения, оценивать их обоснованность и логичность выводов.
Это, со временем, приведет к более глубокому пониманию процессов собственного восприятия и мышления, их коррекции, а также развитию интуитивного мышления и развитию системного восприятия и мышления в отношении стоящих в жизни проблем. Поверхностность в мышлении человека делает его жизнь поверхностной, непредсказуемой. Его внутренний мир и состояние психики наполняет тревожность из-за постоянного сомнения в правильности действий или просто страхов перед «непредсказуемыми» последствиями своих решений. |