Значимое для ИРБ
человека закреплено на уровне аксонных связей в структурах коры и
взаимодействующих с ней других структурах мозга, когда речь идет о программах
самосохранения особи и вида. Причем сочетание
устойчивых постоянных связей с временными, обретенными за период раннего
детства и познания окружающего мира, образует ядро взаимосвязанных «фрагментов»
соединений, образованных на основе дендритно-аксонных связей.
На уровне
повседневных процессов жизнедеятельности срабатывают как постоянные связи, так
и временные, установленные путем копирования, подражания, многократного
повторения реакций и действий, идущих еще от взрослого окружения.
Постоянные,
безусловные связи обеспечивают реализацию программ и реакций самосохранения,
когда места в отклике организма для логических рассуждений и выводов нет. Так
человек, прикоснувшийся к горячей поверхности, отдергивает руку, не задумываясь
о логическом обосновании действия. Множество физиологических реакций – откликов
реализуются также без участия сознания. При сильном и ярком свете срабатывает
цепочка взаимосвязей структур зрительной коры, рецепторов и мышечных волокон,
обеспечивающих сужение зрачка, то есть снижение освещенности сетчатки.
Сложнее
реализуются установки, закрепленные на уровне условно-рефлекторных реакций,
наработанных в период раннего детства, в среде общения и учебы и в ходе
обретения личного опыта общения с окружающим миром. Известны хрестоматийные
примеры, когда ребенка взрослые пугали злой собакой, которая обязательно
набросится, если ребенок не слушает взрослых, ведет себя не так, как они от
него ожидают. В результате во взрослой жизни человек сталкивается с установкой
на страх при виде собак, что приводит к биохимическому дисбалансу. Этот
дисбаланс очень хорошо чувствуют все животные, имеющие высокий уровень
обоняния. Страх провоцирует активизацию надпочечников, потоотделение. Выработка
адреналина повышается, «запах страха» фиксируется животным, провоцируется
животная программа преследования (особенно у волкообразных) или агрессивного
отклика у других животных. В результате «установка» имеет подтверждение
почти в каждом случае контакта с животными.
Аналогичным
образом реагирует животное и на избыточное, агрессивное состояние человека,
которое не оценивается в повседневности, как реакция страха. В итоге, чем
сильнее нарушено внутреннее равновесное состояние, тем активнее на этот
дисбаланс реагирует животная система, например, собак. Все эти примеры на
примитивном уровне показывают определенные взаимосвязи между избыточностью
организма и психики и откликом на это животных программ восприятия во внешнем
мире. Это следует понимать и при анализе причин конфликтного
восприятия человеком окружающих людей и их собственных реакций на человека,
который «им ничего не сделал, а они такие… нехорошие».
Взаимосвязи
программ самосохранения особи и вида построены на высшем приоритете
самосохранения особи лишь в угрожающей для жизни ситуации. Во всех остальных
случаях самосохранение вида обеспечивает исполнение действий особи в
соответствии с жестко закрепленными соединениями нервных клеток в структурах
мозга и системными связями по
управлению гормональным балансом, нервной системой и обменом веществ.
Самосохранение вида обеспечивает реализацию рефлекторных программ сдерживания
силового воздействия, даже когда идет борьба в поисках пищи. Эти программы
обеспечивают консолидацию усилий сообщества, где важны каждый участник и
«каждый клык», если говорить о хищниках. Травоядные тоже имеют сложную
программу самосохранения вида, где консолидация на отпор и бег сочетается с
коллективным охранением детенышей. И лишь в условиях смертельной опасности для
особи, самосохранение вида выходит на второй план. Исключения для животного
мира представляют программы борьбы самки (иногда самца) за жизнь детеныша. В
итоге, можно сказать, что реализуемые в животном мире программы самосохранения
достаточно жестко регламентируют не только восприятие и приоритеты в нем, но и
процессы деятельности, когда выход во внешний мир всегда сопряжен с опасностью,
испытаниями и угрозами.
У человека,
безусловные и обретенные условные соединения аксонов и дендритов имеют роль
ядра, которое многое из функций
абстрактного мышления подчиняет своим отработанным программам, которые еще и
усложняются за счет личностных приоритетов и ценностей, воспитанных в ходе
формирования мировоззрения. И здесь важно не упускать идеи о доступности
для каждого человека не только анализа этих программ, но и осознанной
коррекции, позволяющей удерживать управление за разумной системой ведения жизни.
Когда человек
нацелен выполнить какой-то набор полезных действий, то временные соединения в аксонно-дендритных «сетях» позволяют
использовать заготовленное и опробованное, что можно соотнести к знаниям,
навыкам и опыту. Но сложившееся «ядро» названных соединений удерживает
еще массу дендритов, «отвечающих» не только за запоминание новой информации
(т.н. тонкие шипики-дендриты на поверхности аксонов), но и за хранение
устоявшихся правил взаимоотношений, включая общепринятое, заведенный порядок
вещей и т.п. К этому еще нужно добавить личностные установки, которые не
отражают напрямую программы ИРБ, но имеют в своей основе требование сохранения
правил отношений и взаимодействия, усвоенных на этапе познания мира и
самостоятельной деятельности человека.
Это опыт,
отражающий не только особенности отношений в среде деятельности, общения или
интересов. Это опыт «переживания» отклика из внешнего мира на личную
деятельность человека. В качестве такого отклика может быть чрезмерное
порицание или требовательность, безразличие с точки зрения эмоций или
ритуальные обязанности в общении, когда конкретные слова и поступки считаются
обязательными. Их неисполнение влечет за собой обиду, порицание или
недовольство, которое проявляется уже при решении каких-то других и значимых
вопросов ведения жизни, совместных действий.
В результате
человек сталкивается с необходимостью в ходе системных преобразований
исследовать не только заведенный порядок вещей, действий и отношений, но и
личностные установки на проявления этого со стороны других людей. Это означает
всегда конфликтное восприятие, если человек не переосмыслил в своих «правилах и
принципах» детали условно-рефлекторных навыков, которые не соответствуют
деталям других людей и вызывают (провоцируют) конфликтное восприятие.
Если, например,
уходя из дома, человек не слышит в свой адрес «В добрый час», то он может, не
задумываясь, посчитать, что это проявление невоспитанности, черствости,
невнимания к ближнему. Первичный отклик рефлекторного характера основан на
сложившихся временных соединениях в дендритно-аксонных связях и требует
переосмысления с изучением всех возможных проявлений под ситуацию. Это
означает, что в ходе переосмысления того, чем
неосознанно дорожит человек, начинают ослабляться, а затем, при
невостребованности, угасать условно-рефлекторные навыки.
Ведь человек,
переосмыслив значение этого, начинает освобождаться от груза условностей.
Слово «условности» означает набор
условных, временных соединений между аксонами и группами дендритов в коре,
приобретенными иногда еще с детства и закрепленными при многократном повторении. Условно-рефлекторные навыки
распространяются на биохимию, физиологические цепочки реакций. Это важно
осознавать, поскольку в одночасье человек не может сразу изменить соотношение
во всех временных связях своей коры. Часть обретенных навыков может быть
полезна и экономить время, например обновление круга значимой информации в
отношении профессиональной сферы, сферы здоровья и т.п. Когда в отношении
осознанного круга значимого и важного, чем дорожит личность, происходит
переосознание, то процесс играет большое значение.
Здесь человек,
оформляя свои умозаключения в виде обоснованных логических выводов, способен
всесторонне анализировать основы своего мировоззрения. Мелкие и незначительные условно-рефлекторные правила и связи,
отвечающие за их реализацию – являются тем ресурсом, который может пойти на
развитие и понимание чего-то значимого для вектора главного в каждой сфере
жизни. Наличие высвобождаемых дендритных соединений для процессов
развития и понимания более сложных и
протяженных процессов в окружающем мире и жизни обеспечивается в ходе
системно организованных действий по их изучению (условно-рефлекторных связей) и
переосмыслению. То, что
приводит к потерям времени, конфликтам, энергопотерям и потерям в сфере
здоровья должно переосмысливаться с заменой части отведенных соединений на
простые состояния готовности к пониманию, принятию нового.
Вопрос
информационной деятельности сознания и необходимости обновления информации по
значимым и важным протяженным процессам в окружающем мире и жизни самого
человека является важным еще и потому, что множество мелких и не значимых
событий могут привычно занимать внимание человека в попытке «успеть за ходом
жизни».
В мире и самой жизни слишком много
происходит того, что привлекает внимание при рефлекторном восприятии. За этим стоит подсознательная установка
еще из животного мира – не упустить каких-либо важных изменений в окружающем
мире, перемещений и направленностей, поскольку это чревато опасностью. В связи
с отсутствием понимания круга определяющего и важного для условий предстоящей
деятельности и самой жизни, человек стремится, с опорой на условно-рефлекторные
связи (поиск изменений в окружающем мире), ничего не упустить. В этой гонке побеждает постоянно
меняющаяся реальность.
Эти изменения
имеют зачастую весьма скрытые закономерности, исследование и понимание которых
требует времени, внимания, интереса сознания к этому процессу. В ядре
дендритно-аксонных связей, обеспечивающих программы и реакции ИРБ, а также
личностные представления о порядке вещей, таких «подсетей» нет, если профессия
человека не требовала постоянного обновления какого-то спектра внешней
информации. Поэтому целесообразно подвести под процесс развития и понимания
закономерностей вопрос необходимости освобождения от ложно срабатывающих
страхов и других избыточных реакций, которые провоцируются программами
самосохранения. Это означает, что при переосмыслении множества ненужных и
не значимых «условностей» человек высвобождает ресурсы коры мозга для более
важного процесса понимания и развития своих индивидуальных способностей
сознания.
Понимая
закономерности, освобождаясь в своем сознании от установок ИРБ на значимое для
животной системы, человек обоснованно внедряет принцип разумной достаточности
во всем, не формируя разрушительных устремленностей к накоплению материальных
ресурсов, к максимуму всего, что может быть накоплено и сохранено. Внимание сознания начинает смещаться от
поиска худшего к восприятию картины жизни в целом, в виде панорамы событий и
обуславливающих их процессов.
Приоритеты
животной системы и условности по мелким житейским установкам оказываются в
одном ряду значимого для переосмысления и коррекции понимания того, что значимо
для жизни под управлением сознания. Это позволяет «пропустить в понимание»
смысл отношения к жизни как процессу познания. Это освобождает организм и
психику от потерь времени и энергоресурсов на поддержание избыточных
напряжений, необходимых для реализации устремленностей под управлением ИРБ. Повседневность и следование заведенному
порядку вещей обретает значение смысловой задачи. Наиболее экономичные и конструктивные действия могут быть обоснованы в
ходе предварительной подготовки к деятельности со стороны сознания.
И здесь важно,
на наш взгляд, человеку рассматривать привычный круг задач и отношений, которым
он ранее придавал значение на основе усвоенного правила (правил) или навыка,
если речь идет о ведении хозяйства. Переосознание смысла действий в заведенном
порядке ведения хозяйства не означает, что человек должен отказаться, например,
от поездок на дачу. Но объем энергозатрат в привычном перечне дел должен быть
проанализирован и обоснован с точки зрения целесообразности и значения
результатов. Многое, что позволяет высвободить время и переориентировать свои
представления о значимом, находится в круге привычного, закрепленного с
детства или юности. Многое, что в есть привычном круге взглядов и суждений, было
сформировано в условиях противостояния с иной точкой зрения, поведением,
принимаемыми решениями. Нередко привычка сделать иначе, чем требуют окружающие,
зиждется на установке (условно-рефлекторных связях), приобретенной с детства.
Протест или противостояние могли быть неосознанны, а позже обрести характер
определенного стиля поведения (независимого поведения с точки зрения личности).
Таким образом,
процессы познания и развития определяются возможностями человека
переосмысливать привычные программы и навыки, расширять круг интересов и
корректировать объем информации из внешнего мира до уровня значимого и важного
для разумной системы ведения жизни, а не ИРБ. |