Человек, рассматривая задачи преобразования своего образа
мыслей и организации системы отношений, периодически сталкивается с
проявлениями ИРБ в своем мышлении. К таким проявлениям следует относить и неосознанную
устремленность использовать свои приобретенные знания на всем поле
взаимодействия самого человека с окружающим миром. Иначе говоря, человеку
свойственно стремление использовать накопленную информацию в своих интересах и
интересах окружающих, не всегда понимая сути и особенности возможности ее
применения.
То, что для него может быть очевидным, понятным и единственно
правильным, на самом деле может входить в противоречие с представлениями
окружающих, а их истинные интересы могут существенно отличаться от его
представлений о них. Конфликтность восприятия знаний и пониманий
окружающих связана еще и с тем, что человек эволюционно является социальной
единицей, развитие которой является взаимозависимым процессом с окружающими, но
проходит пока еще под управлением ИРБ.
Выходом из конфликтных контактов знаний и пониманий может
быть более протяженный процесс взаимодействия, когда человек формирует общее
видение совместных задач и проблем, но главное, способен понимать
принципиальное и определяющее, ведь детали и частности всегда различны. На этом
строится многообразие мира. В главном и значимом могут быть найдены основные
«общие точки», отражающие разумно сформированные интересы и потребности.
Обоснованность этого и является фундаментом общего видения движения к лучшему,
более экономичному процессу деятельности.
Пока в социуме большинство людей руководствуется личностными
представлениями и учитывают свою конкретику в видении стоящих задач,
согласованность разумных планов и действий может быть проблематичной. Это
называется отсутствием взаимопонимания. Между тем, следует учитывать, что один
и тот же вопрос человеком рассматривается по-разному даже в зависимости от его
внутреннего состояния. Что уж говорить о разных людях и разных менталитетах.
Общим может быть лишь принципиальное понимание и
принципиальные взгляды, по которым расхождения может и не быть, второстепенные
различия в званиях и представлениях приводят к конфликтному восприятию и
несогласию. ИРБ этот процесс переводит в направлении неприятия и отрицания, что
закрепляет нежелание рассматривать иную точку зрения. Когда человек выделяет
общую направленность своей жизни в определяюще – важном и значимом, то он
потенциально готов не отличать различий в частных вопросах и находить
взаимовыгодные решения.
Для этого необходима работа сознания при достаточно
стабильном равновесном внутреннем состоянии. Сам процесс взаимодействия с
окружающими в таком состоянии и терпимость к частным и непринципиальным
расхождениям во взглядах позволяют человеку полнее разобраться в информации от
окружающих, найти необходимую новизну в решении, отражающем единство видения
принципиально важных результатов. Это позволяет окружающим полнее понимать
предложения и использовать знания, которыми располагает человек.
Важнейшим условием построения взаимодополняющих, а по
определенному кругу вопросов - взаимозависимых отношений, является способность
человека переосмысливать многие свои позиции мировоззрения и обновлять свои
знания и понимание. Возможность
формировать новые знания всегда привлекательна для окружающих людей, им нужна
практика получения такой информации. Это, фактически, означает важность
практической работы самого человека, который предлагая свои индивидуальные
способности сознания, заинтересован во взаимодействии с другими.
Речь идет о том,
что взаиморазвитие становится не пустым звуком лишь тогда, когда человек сам
произвел многое в переосознании своих личностных устремленностей и знаний,
которые использует в совместной деятельности.
Привлекателен практический опыт, а не декларации с богатым
описанием чужих знаний и чьего-то понимания, которое должно быть
индивидуальным.
Итак, проводя
системные преобразования в основных сферах жизни, человек может принять идеи о
системном характере развития и взаимозависимости с окружающими, когда в круге
достаточного определил свои потребности и возможности, тем самым устранив
мощное действие ИРБ через страхи и сомнения в собственной слабости и
неспособности к ведению жизни. Свое время распределил так, что его достаточно
для предварительной подготовки предстоящих действий и согласования с
участниками, используя возможности применения новых знаний и понимания за счет
новизны взглядов и более глубокого понимания точки зрения окружающих.
Это возможно, если человек осознает особую роль разума, как
ступени развития. Это уровень, на котором целесообразно рассматривать стоящие
проблемы, который позволяет глубже понимать окружающих. Новые идеи, высказанные
окружающими, попадают на плодотворную почву, поскольку не формируется программ в
мышлении человека точно следовать только тому, что полностью соответствует его
знаниям и представлениям.
Здесь целесообразно рассмотреть идею социального,
общественного характера разума, как такового. Мы уже рассмотрели ранее особенности использования интеллекта
человеком, который стремится к эффективности решения задачи, но не имеет
мотиваций взвешенной оценки самого характера задачи, ее последствий и
ценностных характеристик для общества.
Разум служит
иначе, он дает возможность человеку развиваться духовно, принципиально
переосознавать свои представления о себе, статусе, успехе, значении своих целей
и действий для окружающих, смысле самой жизни и природе своих потаенных
страхов.. Разум может задать стратегию развития, общую направленность пути,
например системных преобразований жизни и образа мыслей. Разум способен определять законы морали,
основ жизни социального общества без служения законам беспредельного
материального обогащения. Но при этом, он не задает догматичность,
свойственную запретительной системе в силовом принципе ведения жизни.
Животная система должна все «попробовать на зуб», ей нужно все и
сейчас с полной конкретикой действий, результатов и деталями будущих процессов
жизни. Ей всегда
необходим максимум насыщенности, а поскольку она обеспечивает выживание
организма, то ее устремленность – максимум материального ресурса.
В человеческой практике это выражается в алчном устремлении
к пределу богатства и власти, обеспечивающей вседозволенность и
безнаказанность.
Если же полной конкретики действий, результатов и
предельного насыщения при полном соответствии своим представлениям нет, ИРБ
инициирует процесс «непроглатывания», который на физиологическом уровне
реализуется как слабая или средняя реакция обратной перистальтики. ИРБ, как
животная система, моделирует любые абстрактные умозаключения в виде конкретных
физиологических состояний. Например, достаточно четко представить в своем
сознании дольку лимона, которую человек начинает жевать, как у него начинается
слюноотделение. ИРБ принимает мысленный образ дольки лимона «за чистую монету».
Слишком примитивна, слишком конкретна ее реакция, слишком однозначно она
требует конкретной реализации на физиологическом уровне. Несовпадение деталей для нее означает несовпадение вообще, в том
числе и принципиальных вопросов. Это важнейшая особенность
рефлекторного элемента в мышлении, которое (мышление) может быть
скорректировано человеком осознанно, когда он понимает механизмы рефлекторного
восприятия информации и личностные особенности своего характера.
Обмен информацией между людьми играл особую роль в период
распространения научных знаний и правовых основ жизнедеятельности, но особую
роль информационный обмен начинает играть сейчас, когда скорость изменения
реальности возрастает, технологические возможности цивилизации постоянно
предлагают новую информацию, новые знания и новые формы взаимодействия людей.
Различий между людьми в возрастающем потоке взаимодействий достаточно много, но
лишь сейчас эти различия становятся очевидными благодаря потоку возможностей
взаимодействия. Многие новые формы взаимодействия предлагает интернет и другие
коммуникационные средства, объединяющие различных людей, различной нации,
конфессиональной принадлежности, различных менталитетов и предпочтений.
Разум цивилизации, как продукт эволюционного развития
человеческого общества, формируется на основе деятельности сознания
индивидуумов, но является ступенью развития общества, а не атрибутом отдельного
индивида. Здесь важно понимать, на наш взгляд, что разум следует рассматривать
как процесс развития. Это развитие в отдельном человеке, социальное развитие,
цивилизационное, глобальное развитие, наконец, космическое развитие. Это и развивающаяся система, своего
рода этап развития жизни человеческого вида. Целесообразно понимать, что разум
является социально приобретенным, накопленным в течение жизни навыком вида. Это инструмент выживания вида, когда вид
находится уже на более высокой ступени развития и социальной организации, чем
животный мир.
Человек, выйдя из животного мира, несет в себе мощную
управляющую систему – инстинктивно-рефлекторную базу (ИРБ). В животной среде
предки человека могли лишь копировать отточенные эволюцией навыки ведения жизни
животных, дополняя свой рефлекторный опыт. Животные потребляли то, что дает природа.
Человек, выходя из животного мира, обретя способность к абстрактному мышлению,
приобрел и новый, более мощный инструмент адаптации, выживания, а затем и преобразования
реальности. Этим инструментом и является разум, как явление социальное, как
процесс познания и развития, являясь надеждой человека на будущее, которым
человек способен управлять, развивая разум.
|