Основными условиями устойчивого управления разумом жизненным
процессом, ведением жизни являются:
1.
Внутреннее равновесное состояние.
2.
Организованность процесса жизни.
3.
Система отношений, построенных на принципах
системной пользы и взаиморазвития.
4.
Удовлетворение потребностей разума,
систематическое обновление понятий, знаний и представлений, лежащих в основе
мировоззрения. Формирование созидательного образа мыслей на основе
конструктивного мировоззрения и системного взгляда на жизнь.
5.
Осознанная коррекция текущих внутренних
состояний на основе все более непрерывной работы сознания, процессов
организованной и согласованной деятельности.
6.
Поддержание интереса к жизни со стороны
сознания, формирование новых идей и взглядов, их системная полезная реализация
на основе индивидуальных способностей сознания.
7.
Перспективное планирование жизненного процесса,
изучение и понимание сути определяюще-важных факторов и явлений окружающего
мира, его закономерностей.
Учитывая особенности реализации программ и реакций ИРБ,
человек способен во все более непрерывном режиме использовать индивидуальные
способности сознания для ведения жизни в ее трех основных сферах. Для повышения
осознанности жизненного процесса необходимо понимание главного условия
задействования сознания и его индивидуальных способностей. Этим условием
является допустимо равновесное внутреннее состояние психофизической системы
организма человека и интерес разума к жизненному процессу, к планируемым и
реализуемым действиям, относящимся к кругу значимых и главных.
Предварительная работа сознания по изучению и пониманию
необходимого и достаточного, личностных особенностей и ошибочных установок
личности является необходимым условием реализации работы сознания. Вот почему
необходима практика постоянного осмысления производимых и планируемых действий
и обязательный анализ условий для их реализации в наиболее доступном
экономичном режиме без задействования рефлекторных мотиваций от ИРБ.
Для более глубокого понимания сути производимого и
намечаемого, а также значимых задач и второстепенных действий, необходима
работа сознания по изучению информации об условиях деятельности, значении
стоящих задач и вариантов согласованной реализации. Здесь необходимо, на наш
взгляд, рассмотреть идеи о первичности реакций ИРБ при получении информации
извне.
Вся природа отклика на информацию из внешнего мира
заключается в программе сравнения животной системой всего того, что известно и
соответствует представлениям и знаниям человека, с внешней информацией,
обрабатываемой ИРБ за счет органов чувств, таламуса и других структур мозга,
использующих биохимическую память организма. Суть этого в том, что все, что
познает человек из внешнего мира, имеет биохимический отклик в его организме,
который провоцирует ИРБ и запускает реакции в коре мозга, обеспечивающие
смысловую обработку информации. Для
освобождения процессов мышления от влияния программ ИРБ на уровне биохимии
организма и последующих реакций, приводящих к напряжениям по мышцам тела,
необходим предварительный диалог сознания с ИРБ. Отметив отсутствие
прямой физической опасности и опасности голода, человек может выделить типовые
напряжения готовности к предстоящей деятельности и состояния собранности.
Вместе с тем, целесообразно помнить, что на уровне реального
мышления любая мысль о предстоящих делах и контактах с людьми запускает процесс
личностной неосознанной оценки отношения к предстоящему. Это животная основа
готовит организм к действию. Причем ей все равно, будет ли действие
физическим, или это процесс обмена и рассмотрения информации для согласования и
планирования. «Свое» животная система не упустит и повлияет на состояние коры и
лобных долей каждый раз, запуская программу готовности использовать «свою»
информацию для окончательного вывода, договоренностей и организации действий.
Это даже не настаивание на своем и не «прогибание мира под себя», а, скорее, неосознанное
предпочтение своему мнению и своим выводам, отражающим собственное видение
ситуации личностью человека.
С этого момента, если
сознание упустило из внимания этот процесс, формирование отклика на
внешнюю информацию будет идти под управлением ИРБ. Ссылка в таких случаях
звучит убедительно не только для личности человека, но и для части окружающих
людей. Она звучит примерно так. Знаю, что говорю, это выстрадано, подтверждено
практикой и жизнью массы людей, так устроен мир и, я это проверял(ла), вы
(обращение к собеседникам) находитесь под действием (впечатлением)
субъективного опыта и т.п. (возможны варианты аргументов, важна суть –
неготовность на смысловом уровне всесторонне рассмотреть информацию, отличную
от «своей»).
Это сторона процесса
обмена и обработки информации, когда человек уже сформировал представления о
правильном в ведении жизни и имеет выверенные аргументы, основанные на опыте
личности и применении своих собственных, индивидуальных способностей сознания.
В таких случаях целесообразно выделять приверженность к своему, до момента
всестороннего анализа и изучения совместно с заинтересованным человеком. Дело в
том, что процесс поиска «золотой середины», наиболее оптимального и близкого к
объективной реальности решения, зависит от понимания человеком простой идеи.
Идеальных и единственных решений не бывает. Мир многообразен, индивидуальные
особенности мышления человека, его способности разума могут быть различны.
Важна общая идея, а не точное соответствие
однажды опробованному действию и подходу. Не следует дорожить тем,
что в настоящий момент изучено и понято, сформулировано и предложено. Через
некоторое время разум может найти более оптимальное и экономичное решение,
доставляющее удовольствие человеку от процесса осознанной полезной деятельности
без предельных перегрузок, негативных эмоций и обвальной усталости.
Итак, еще одним условием устойчивой работы разума по
управлению жизненным процессом является условие не требования следовать
«единственно верному решению», подходу, выработанному однажды. Приняв
приемлемость варианта решения и дополнив его до нужной оптимальности, человек
должен соблюсти одно – не допускать формирование избытков и психоэмоциональных
импульсов несогласия, возмущения, обид, то есть первичных откликов под
управлением ИРБ. Выделив принципиально важное и главное, не следует формировать
противоречия на мелочах, различных для каждого человека и отличающихся для
каждого из-за его индивидуальных особенностей и возможностей. Это возможно при
формировании единого видения ситуации, закономерностей и единого представления
о лучшем, наиболее экономичном. Это принципиально, все остальное – особенности
исполнения. В исполнении главное – не формировать под управлением ИРБ
избыточных внутренних состояний, которые переводят процесс деятельности в русло
тяжелой и долгой рутины, полезной для людей, но «раздражающей» ИРБ
при выполнении действий и контактов с людьми.
Механизмы незаметного задействования ИРБ достаточно
разнообразны. Важно, на наш взгляд, обратить внимание на повседневность, на
текущую деятельность, особенно на первых этапах реализации системных
преобразований жизни с целью ее продления и полезной реализации индивидуальных
способностей сознания. Рассмотрим особенности реализации повседневной
деятельности, исходя из понимания необходимости формирования конструктивного
мировоззрения, созидательного образа мыслей. Это возможно, когда человек
понимает значение целостной картины жизненного процесса, которую он формирует
сам, осознавая определяющие и значимые задачи в каждой сфере жизни и системные
взаимосвязи между ними.
Приступая к формированию целостной картины жизненного
процесса, человек решает группу задач, связанных с системными преобразованиями
образа мыслей и коррекцией сложившихся жизненных ориентиров и представлений в
сторону улучшения каждой из значимых составляющих жизненного процесса в трех
главных сферах жизни.
Понимание необходимости формирования созидательного
образа мыслей и обязательное соблюдение режима и ритма дня, систематическая
переоценка и переосмысление своих мировоззренческих позиций в отношении смысла
отдельных действий в круге привычного и направленности процессов деятельности
на перспективу позволяют человеку подойти к задаче более точного выделения
круга того, что необходимо воспроизводить для ведения жизни на основе
индивидуальных способностей.
И здесь, на наш взгляд, в первую очередь важно выделить то
необходимое для ведения жизни, что существует уже в круге созданного,
приобретенного и производимого в текущих действиях. Речь идет о тех действиях,
составляющих повседневную жизнь человека, которые, привычно повторяясь, не
всегда переосмысливаются и оптимизируются в ходе планирования дня. Между тем,
именно из мелких операций и действий в сложившейся и привычной
последовательности соткан основной процесс ежедневной деятельности, который не
подлежит оптимизации и упускается из виду из-за представлений человека о
главном и значимом в его жизни. Здесь необходимо рассмотреть следующую идею. Серьезное, значительное в жизни человека,
что может качественно менять к лучшему его жизненный процесс, не может прийти
просто так, и наступает, как проявление естественного хода организованной
повседневной деятельности, которая оптимизируется человеком с целью повышения
качества каждого действия.
Основная идея этой работы заключается в том, чтобы не
отрывать текущее действие от общей смысловой картины жизненного процесса, и
всякий раз, осознавая и планируя это действие, его оптимизировать в направлении
к улучшению с учетом общей направленности смысла своих действий.
Задает общую направленность сознание, опираясь на смысловые
логически обоснованные ориентиры для
решения задачи продления жизни. А это означает, что в каждом малом и
незначительном, на первый взгляд, действии обязательно должен быть смысл с
точки зрения упрощения и обновления привычного порядка действий. Привычный
порядок действий складывается не за один день и отражает те сложившиеся правила
и порядок образа жизни, над которыми специально человек не задумывается, и
которые, как правило, не оптимизирует. Между тем, сама логика системных
преобразований жизни приводит к необходимости систематического пересмотра
привычного порядка действий с целью его коррекции и отказа от тех позиций и
привычных шагов, которые не позволяют улучшить психологическое и
физиологическое состояние, оптимизировать нагрузки с целью экономии энергии и
времени.
В связи с этим, при анализе ежедневной деятельности и задач
на следующий день важно выделять такие интервалы этого процесса как утро и
поездка на работу с точки зрения оптимизации маршрута и нагрузок, выполнение
намеченного в своей деловой сфере и осознание необходимого круга задач и
действий по ведению домашнего хозяйства и взаимодействию с ближним кругом
(члены семьи, родственники, близкие друзья). Своевременное предварительное
изучение совместно решаемых с ближним кругом задач, изучение маршрутов
движения, последовательности действий, включая совместные, позволяет человеку
осознанно приступить к задаче оптимизации повседневных действий без отрыва
их от общей смысловой направленности в сторону упрощения и улучшения каждой
сферы жизни. Здесь следует отметить, что неорганизованность и накладки при
совместной деятельности в малом круге жизни чаще происходят именно из-за
конфликтности интересов и представлений участников, когда не согласовываются
так называемые мелочи, и человек полагается на собственные
представления о том, как должно быть.
В связи с этим выявляется первая задача процесса
оптимизации повседневности – это формулирование задач деятельности на день и
внятное согласование каждой из них со всеми заинтересованными участниками.
При этом, на первый взгляд, эта задача столь незначительна на фоне серьезных
жизненных проблем и потрясений, что человек, как правило, ее игнорирует,
заменяя процессы анализа и согласования стремлением сделать привычно и по-своему, полагаясь на свои
представления.
Между тем, вынужденные простои или не согласованные действия
являются всегда причиной сбоя осмысленного процесса действий и лежат в основе
практически любой конфликтной ситуации и стрессовых переживаний. В
результате формируются напряжения,
связанные с возмущением, обидой, неприятием и страхами в ожидании порицания и
осуждения. При регулярном повторении этих процессов не обустроенная и не
организованная повседневность в результате распыления энергии и времени
человека является источником бесконечных стрессовых переживаний и напряжений.
|