("Разум и развитие" Текст № 3)
Введение.
Многие ученые, в том числе некоторые психологи и философы говорят, что разум вообще не следует определять, так как словесное выражение "ограничивает понимание". Можно пойти по пути осмысления значимых составляющих этого понятия, известных и определенных наукой.
Оставляя открытой формулировку для понятия разума, мы можем постепенно учиться понимать себя, свои психические, физические процессы, формируемые нашей мыслью, ее организацией и направленностью.
Важно задумываться, что такое разум, разумность. Из чего строится наша разумность, на какой основе человек может подойти к исследованию себя, своей личности и своей Индивидуальности (см. Термины), то есть души.
Полагая, что разум человека является важным полюсом его души, можно, исследуя разумность, ее основу, подойти к более глубокому пониманию своей души.
Эмоции, ментальные процессы мыслительного характера, Психоинформационная деятельность в целом сопровождаются определенными трансформациями в организме, в психофизиологической систем в целом.
Разум и тело человека являются единой системой. Самовосстановление, развитие сознания и задача продления жизни связаны между собой. При глубоком осмыслении понятия разума, его составляющих, включая социальную, человек постепенно может познавать и свою душу, стоящие перед ним задачи по ее развитию.
Часть I. Восприятие
Восприятие является результатом эволюционного развития сознания. Человеческое восприятие, основываясь на ощущениях, является актом познания мира.
Образование и совершенствование пяти органов чувств (обоняние, зрение, вкус, слух и осязание) — это результат действия всей предшествующей истории человека.
Все наши восприятия относятся к организованной системы понятий, знаний и представлений, которые формировались в ходе эволюции и имеют исторический характер.
Вся система понятий и представлений человека является результатом процессов развития человеческого общества. Формы познания развивались по мере развития общества, а базис стереотипов восприятия и мышления существенно изменялся в ходе истории. Это важно осознавать, поскольку анализ механизмов восприятия должен охватывать весь комплекс процессов для более глубокого их понимания.
Процесс восприятия
Осознать восприятие — это значит выделить и осознать информацию от органов чувств, выделить и осознать ход и направленность своих мыслей, эмоций и чувств. Когда "здесь и сейчас" человек воспринимает реальность и информацию от своего организма, понимая свои внутренние состояния, понимая информацию извне, то возникает целостность картины, отраженной в сознании.
В этой картине отражение реальности и ее идентификация, понимание ее сути позволяет говорить о смысловом, логическом восприятии, а окраска эмоционально-чувственного оттенка позволяет внести определенность в понимание логического.
В сумме человек получает смысловую, эмоционально-чувственную и общую картину "здесь и сейчас", осознавая себя и миг фиксации окружающего мира. Адекватность такого восприятия зависит от степени возбуждения нервной системы, структур мозга и ряда факторов гормонального характера, связанных с готовностью личности к непринятию реальности или себя, а затем и к неприятию и отрицанию.
Это связано с процессом сравнения информации извне с тем, что лежит в основе понятий, знаний и представлений личности, включая ее опыт. Если сравнение в пользу личностного понимания, то есть информация, в основном, совпадает, то происходит принятие. Общего отклонения организма и психики от равновесного состояния не происходит.
Если информация не совпадает с понятиями и опытом личности, то формируется непринятие на уровне сознания, а затем этот процесс "веером" распространяется по всем системам организма. Срабатывает ИРБ (см. Термины) и ее программы самосохранения. Это уже животная управляющая система, перехватив управление у РУС (см. Термины), начинает реализацию своих программ выживания.
Животная управляющая система трактует неопределенности как потенциальную опасность. Так же она трактует ситуацию, когда личностью формируется непринятие, а затем неприятие и отрицание.
Такая трактовка животной системы формирует запуск мобилизационной программы физиологических ресурсов организма с целью решения задачи "бей-беги". Степень активности такой реакции и ее силы зависят от целого ряда факторов, характерных для конкретной личности, ее возбудимости, темперамента, подвижности психики и уровня возбуждения нервной системы в целом.
Равновесное внутреннее состояние является основой для конструктивной работы сознания человека и всех систем его организма и психики. Понимая свою природную генетику, особенности характера и процесс восприятия, человек способен ограничить всплески психоэмоционального характера и выделить момент формирования непринятия реальности. Именно с этого момента запускается очень затратная программа "пережигания" массы энергоносителей на эмоциональные отражения реальности и переживания, ведущие к закреплению стрессовых программ.
Энергоносители в организме идут на, условно говоря, три основные программы. Это программа жизнедеятельности, программа самовосстановления и программа развития, связанная с большими затратами энергоносителей на работу мозга, решающего сложные задачи переосознания чего-либо, познания, исследования протекающих процессов в изучаемой сфере.
В целом процессы самовосстановления и развития являются заложниками эмоциональных переживаний личности и стрессовых психических процессов.
Задача ВК (см. Термины) в работе по исследованию и коррекции восприятия состоит в том, чтобы своевременно выделить момент непринятия личностью информации извне и перенаправить процесс с эмоционального отражения в русло рассуждения с целью понимания причинно-следственных связей, которые привели к тому, что не приемлет личность.
Суть работы в замене эмоционального отражения реальности на рассуждение, анализ и понимание причинно-следственных связей, образующих происходящее.
Мудрость человека заключается в способности его разума предотвращать сильные всплески эмоционально-чувственного плана, разрушающие работу сознания по пониманию процессов в окружающем мире и в своем организме.
Привычные всплески такого рода закрепляются и всегда срабатывают на воспроизведение стрессовых переживаний и связанных с ними дисбалансов организма и психики. При часто повторяющихся стрессах всегда падает иммунитет организма человека.
Часть II. Гормональный дисбаланс
При формировании реакций и состояний непринятия, а затем неприятия и отрицания возбуждается нервная и лимбическая системы организма. Активизируется возбуждающее воздействие одного из главных центров лимбической системы на гипоталамо-гипофизарную область, которая осуществляет управление эндокринной системой.
Начинается активизация выработки гормонов, обеспечивающих мобилизационную программу физиологических ресурсов под задачи самосохранения. Активно вбрасываются в кровь адреналин, кортизол и ряд других составляющих биохимического управления состояниями организма.
Кортизол - "гормон стресса", попадая в кровь, начинает блокировать функции инсулина, который обеспечивает усвоение клетками глюкозы. Недаром кортизол называют контринсулярным гормоном.
В результате организм не получает необходимого количества энергоносителей, начинается формирование устремленности личности к сладкому, калорийному в попытке притупить голод и стресс.
Избытки глюкозы остаются в крови, пагубно действуя на стенки сосудов и капилляров. Часто организм, под управлением животной системы, идет на извлечение энергоносителей из печени в виде гликогена. Это трансформированная глюкоза, отложенная на хранение на случай "аврала".
Так, примерно, происходит формирование внутренних состояний организма и дисбалансов его жизненных систем при непринятии, неприятии, отрицании и последующих реакциях в виде возмущения, страха, ненависти, обиды, самоуничижения и т.п.
Все это ведет к перекрытию способностей сознания к познанию и развитию. Замедляются и угасают способности коры лобных долей к выполнению важнейших высших когнитивных функций. К ним относятся система принятия решения на основе всестороннего анализа, управление обновлением памяти, планирование и функция прогнозирования с задействованием ресурсов левого и правого полушарий.
По организму формируется состояние "тревожной готовности в ожидании худшего" с возрастанием избыточных рефлекторных напряжений. На поддержание таких внутренних состояний и рефлекторных напряжений требуется большое число энергоносителей.
На восстановление и развитие энергии будет не хватать, что, со временем, приведет к падению жизнеспособности организма. Закрепленные страхи и воспроизводимые стрессы порождают постоянные дисбалансы в организме, нанося сильные удары по иммунной системе. Что приводит к падению иммунитета и росту уязвимости организма в целом.
В стрессовых состояниях не вырабатывается ряд гормонов в минимально необходимом объеме для поддержания психической устойчивости и конструктивной работы сознания. Это дофамин, серотонин, окситоцин и эндорфины. Именно по этим причинам у человека весьма часто закрепляется проявление дисфории (постоянного плохого настроения). Это, в свою очередь, формирует неспособность сознания человека возобновлять интерес к жизни и стоящим задачам по ее ведению от разума с целью продления жизни и полезной реализации индивидуальных способностей сознания. |