На уровне реального повседневного мышления программы ИРБ проявляются в зависимости от текущего состояния психофизиологического комплекса человека. Решая задачи преобразования образа мыслей, человек выполняет, прежде всего, разделение своих внутренних состояний на текущие (случайные) и осознанно скорректированные, сформированные в сторону равновесия при нормализации состояния структур мозга (снятия излишнего возбуждения с зон коры), нормализации оттока венозной крови от мозга, снижения тонуса нервной и мышечной систем. В сформированном равновесном состоянии человек способен организовать процесс восприятия собственного мышления и направленности хода мыслей. И здесь необходимо рассмотреть идею о господстве животной системы (ИРБ), которое распространяется на сферу мышления и образ мыслей в ходе первичного отклика на информацию извне. Это основной вопрос в задаче осознанной коррекции процессов восприятия с целью перехода под управляющее действие сознания, адекватного восприятия информации, ее дополнения (при необходимости) и генерации логических выводов. Значение первичного отклика и его суть уже рассматривались неоднократно в текстах, и следует помнить, что необходимость контроля сознания над процессами восприятия является, на наш взгляд, основным условием осознанности информационной деятельности человека. Именно вслед за первичным откликом на информацию извне ИРБ активизирует свои программы и реакции, основанные на страхах смерти, голода, одиночества, страхе порицания, осуждения и наказания, страхе собственной несостоятельности (сброс с пьедестала исключительности) и т.д. Необходимо помнить, что зависимость мыслительного процесса от состояния и активности ИРБ должна быть принята человеком как естественное проявление управляющего влияния самой древней системы – инстинктивно-рефлекторной базы. В связи с этим, осознанное восприятие процесса собственного мышления и направленности хода мыслей становится смысловой задачей, учитывающей принципы реализации программ и реакций ИРБ. Человек, осознанно формируя равновесное состояние, способен фиксировать, воспринимать и понимать устремленности в своих мыслях с целью их коррекции, фокусировки внимания сознания на физической сути рассматриваемой проблемы без устремленностей от ИРБ. И здесь целесообразно помнить о двух наиболее выраженных программах ИРБ, связанных с работой системы мышления человека. Восприятие и устремленности. К первой программе относится устремленность реализовать накопленную информацию, знания и навыки по известной проблеме или задаче в ходе первичного отклика на информацию о них. Чем выше человек информирован о проблеме, тем сильнее ИРБ включается в ходе первичного отклика с целью реализации личностного комплекса готовности к действию. В этот комплекс входят программы самореализации личности под девизом: «Мне лучше знать, что, кому и как делать». Первичный отклик не выделяется осознанно человеком, и в этом случае не контролируется со стороны сознания, если человек не занимается вопросами коррекции своего образа мыслей. Такая устремленность, сформированная вслед за первичным откликом на информацию, реализуется в виде напряжений, преимущественно по правой стороне. Это установка на преодоление в готовности к личной реализации. Особенностью этого комплекса напряжений является то, что он не проявляется сразу, а начинает усиливаться по мере роста стремления человека реализовать накопленное (знания, информация об общих процессах, конкретный опыт и т.д.) в ситуациях, когда идет рассмотрение или обсуждение проблемы или темы (работа, идеи взаимодействия, причины проблем и т.п.). Не менее активно в таких случаях проявляется готовность человека сократить обсуждение, общение, изложение кем-либо какого-то вопроса, если он уже известен, понятен. Тогда человека «распирает» его знание и понимание, что приводит к усилению стремления побыстрее изложить свое, свою готовую точку зрения или оценку. В каждом из этих случаев формируется состояние готовности к преодолению, с опорой на правую ногу и небольшим выдвижением правого плеча вперед. Человек как бы двигается, «раздвигая мир плечом». На ходе информационного обмена, обсуждения какого-либо вопроса это сказывается в виде прерывистых диалогов, где каждая сторона не успевает точно и лаконично завершить начатое изложение. Работа сознания в таких случаях заменяется системой мышления, которая опирается на привычные личностные программы общения, изложения, восприятия. По организму формируется готовность к опережающему действию. Человек, не дослушав собеседника, начинает говорить сам. При этом повышается вероятность того, что он не услышит ключевую информацию от того, кого он перебил. В этих случаях более приемлем не устный диалог, а переписка, причем человек склонный к опережающему действию в диалоге, обнаружит, что ему трудно дается «эпистолярный жанр». По организму распределяются: напряжения готовности ступить вперед правой ногой, а левой рукой отстранить в позицию «позади себя» того, кого человек стремится опередить; напряжения по правой половине лица (в первую очередь, лба); напряжения готовности к оскалу; напряжения правой грудной мышцы и мышц, выдвигающих вперед правый плечевой сустав. По ногам (особенно по правой) формируются и удерживаются напряжения, поворачивающие стопы против часовой стрелки (как если бы человек собирался съехать с ледяной горки, стоя на выпрямленных ногах). При этом следует отметить, что напряжения по правой половине туловища, особенно на уровне груди и правого подреберья, человеком могут не фиксироваться. Но именно эти напряжения обжимают сеть капилляров кровеносной и лимфатической систем, а на уровне правого подреберья – 12-перстной кишки. В результате затрудняется отток желчи из желчного пузыря и панкреатического сока из протока поджелудочной железы. Если эти напряжения и их природу человек не пытается понять и не поддерживать, будут страдать вены на уровне нижней части икроножных мышц и голеностопного сустава, а также будет страдать желчный пузырь и поджелудочная железа. Выявление начального этапа такой устремленности – задача сознания по результатам самоанализа и выявления напряжений готовности к опережающему действию. Осознавая то, что начинает «распирать» информация, и появилась готовность устремиться ее излагать, человек в состоянии переключить себя на режим спокойного восприятия, отметив для себя аспекты вопроса, которые он готов изложить. На практике это реализуется при предварительной подготовке к рассмотрению задачи совместно с другими людьми при подготовке и выработке совместных решений и определяется кругом задач самокоррекции, которые человек решает в ходе своей работы по изучении реакций при первичном восприятии. Ко второй программе относится следующее. Большой объем новой, не знакомой информации, которую не с чем сравнить (в памяти ничего подобного не записано) вызывает у человека состояние растерянности, которое очень быстро может перейти в состояние «полного отупения». Особенно сильно это проявляется при попытке воспринять новую информацию на слух, поскольку, когда возникает уточняющий вопрос, человек не успевает его задать, а поток новой информации продолжает поступать. Чем больше объем новой информации, тем сильнее поддерживается состояние растерянности и сомнений в способности понимать что бы то ни было. Формируются напряжения, обеспечивающие позу приниженности – готовность втянуть левое бедро в вертлужную выемку левой тазовой кости, прижать левый локоть к области левого подреберья, опустить пониже левый плечевой сустав, наклонить голову влево. Работая над этими напряжениями, человек все больше убеждается, что восприятие новой информации проходит легче, если она поступает в виде текста или схемы, но не в виде устной речи. Понятно, почему: читая текст с новой информацией, человек имеет возможность вернуться к прочитанному ранее, чтобы, когда появится уточняющий вопрос, найти упущенный вниманием фрагмент информации и понять, каков может быть ответ на уточняющий вопрос. Следует отметить, что в любом случае восприятие и понимание информации улучшаются, когда человек сначала знакомится с текстом и схемами. В этом случае задействуется зрительный тракт восприятия информации, который обеспечивает поступление информации напрямую в сознание в объеме не менее 75% (если нет отвлечений или рассеяния внимания при повышенном тонусе нервной системы). 21.12.09 Как уже отмечалось, природа устремленностей человека – инстинктивно-рефлекторная. А это означает, что большая часть реакций первичного отклика человека на информацию извне проходит под управлением ИРБ, реализуется тем сильнее, чем сильнее сформированы избытки на основе личностных реакций, прежде всего, страхов. Энергобаланс организма – это сложная система высвобождения энергоресурсов, реализации программы текущих энергозатрат, «складирования» части энергоресурсов, поддержания реализации программ жизнедеятельности, как всего организма и его систем, так и отдельных органов, тканей и клеток. Человеческий организм – это универсальная система, которая обладает способностью к адаптации, реализации физической деятельности, психических реакций, программ самовосстановления и программ развития. Эволюционный процесс становления такой сложной биологической системы как человеческий организм проходил множество этапов, когда воздействие системных факторов среды обитания обеспечивали селективную программу самого вида, отбраковывая часть генетических ресурсов, которые не обеспечивают выживание, самосохранение и воспроизведение вида. Наиболее активно отбраковывались генетические данные, лежащие в основе программ и реакций самосохранения особи, хотя разделять и, тем более, противопоставлять самосохранение особи и вида - ошибочно. Тем не менее, это отдельные программы, взаимодополняющие друг друга, но в условиях экстремального выживания особи программа самосохранения особи начинает преобладать над сохранением вида. Внутривидовые различия, воплощенные в виде отдельных физиологических характеристик особи, всегда присутствовали и были источником определенных конфликтных отношений в условиях выживания по законам животного мира – выживает сильнейший, жизнь – борьба за выживание и жизненное пространство. В связи с этим, ядро программ самосохранения всегда ориентирует особь на сравнение себя с окружающими и выстраивание такой линии поведения, которая бы соответствовала общепринятым требованиям и правилам. Страхи нарушить принятые правила и требования, предъявляемые сообществом, доминировали всегда над программами целесообразных мотиваций и поведения, которые учитывали индивидуальные особенности организма. В итоге, уже на стадиях эволюции человеческого общества, отдельный человек получал набор ориентиров в виде правил и требований по отношению к себе, своим действиям, а также правила общения и взаимодействия с окружающими. Общепринятое подобно рецепту, который выписан для всех и не учитывает индивидуальных особенностей организма, требовало к себе внимания и исполнения, поскольку другого «рецепта» не было. Эволюционно это выражает необходимость соответствовать среднестатистическим требованиям, которые обеспечивают реализацию общих действий, общих мер в борьбе за выживание и способствует некоторому развитию индивида. В то же время, общепринятое, среднестатистическое представление о способностях и возможностях, начиная от физических данных и заканчивая способностями сознания в отдельных направлениях деятельности, для кого-то было труднодоступным, а для кого-то являлось элементарным условием, легко выполнимым и простым. Конфликтность между индивидуальными возможностями организма и общепринятыми нормами и требованиями нередко приводила к разрушению организма и смерти в условиях противостояния с силами природы, в войнах, физической деятельности с нагрузками, доступными среднестатистическому большинству. В результате реализовывалась, определенным образом, та же селективная программа, когда психофизические данные отдельного человека должны были вписываться в определенный интервал требований или их превосходить. Если же возможности, прежде всего, физические, организма не соответствовали, то человек проживал короткую и тягостную жизнь, не занимая достойного места в иерархии социальных отношений. Стайно-стадный принцип реализации программ самосохранения вида имел большое значение для эволюционного развития человека и формирования его генома. По мере развития организации человеческого общества, становления и укрепления социальной системы отношений, формирования условий самим обществом для удовлетворения жизненных потребностей индивида с точки зрения пищи и защиты от опасности физической смерти, само общество стало постепенно стимулировать развитие требований к индивидуальным качествам и способностям человека. Если реализация индивидуальных качеств и способностей соответствовала общей направленности деятельности общества и его текущим интересам, то общество не подавляло индивида, а обеспечивало дальнейшее развитие нужных способностей и возможностей. Поскольку принципы иерархического построения и подчинения для общества были свойственны весь эволюционный период, оно не обладало возможностями создать условия для полного и всестороннего гармоничного развития индивида, нередко ограничиваясь только физическим развитием и частичным развитием культурно-интеллектуального плана в рамках условий и требований управляемости и подчиненности. Это означает, что силовые принципы ведения жизни, которые обеспечивали самосохранение вида, не могли быть условиями всестороннего раскрытия и развития индивидуальности человека. В стремлении к этому человек нередко входил в конфликт с государством. Состояния силового противостояния, психических перегрузок и деформаций на основе страхов физической смерти, страхов за близких, одиночества, нереализованности и т.п. приводили к постоянному проявлению и закреплению системы избыточных напряжений, которые позволяют реализовывать программы и реакции ИРБ. Большая часть состояний, которые формируются человеком при соприкосновении с условиями и требованиями социума, имеют инстинктивно-рефлекторную природу и реализуют силовые принципы ведения жизни. Это отголосок более мощных программ самосохранения вида и особи, когда общественные отношения, начиная с первично-родовых, были сориентированы на абсолютный приоритет интересов сообщества (стая, род и т.п.). Выживаемость одиночек была крайне низкой, и зависимость от возможностей сообщества была близкой к абсолютной. С того периода закрепление приоритетов исполнения общепринятого над индивидуальным было сформировано в инстинктивных программах. По мере развития абстрактного мышления, развития способностей человеческого мозга и социальной организации конфликтность с обществом была снижена до порога, необходимого для выживания особей и выполнения общих требований. Это стало реализовываться в виде программ мотиваций исполнения обязательного и программ мотиваций исполнения личного. Обязательное и личное слишком часто не совпадало, и по мере развития общества человек это вознес до уровня философской проблемы, которая разрешалась либо в крайнем индивидуализме, либо в вариациях на тему альтруизма и жертвенности. Каждое из направлений реализации конфликтного отношения индивида и сообщества опиралось на силовые состояния организма и психики. В результате процессы развития, которые бы в более полной форме учитывали индивидуальные особенности конкретного человека, его склонности и способности сознания, а также физиологические и психические особенности, не реализовывались, а воплощались в виде доступных программ, построенных на общих требованиях к воспитуемым и учащимся.
17.12.09 |