Итак,
в процессе возбуждения нервной системы и роста биоэлектрической активности
структур мозга человек утрачивает способности своего сознания не только к
адекватному смысловому восприятию информации и ее всестороннему анализу, но и к
формированию завершенной последовательности логических выводов, позволяющих
обеспечивать реализацию индивидуальных способностей сознания.
Страхи
совершения ошибки, не самостоятельность мышления, воспитанная с детства,
составляют круг основных причин такой не способности и требуют индивидуального
и всестороннего анализа и переосмысления. Для постепенного ухода от привязки к
накопленным знаниям, перехода к способности понимать суть рассматриваемых
проблем, процессов во внешнем мире, необходима инициативная работа сознания.
Этапом более осмысленного отношения к сложившимся личностным комплексам и особенностям
своего психофизиологического состояния является этап развития индивидуальных
способностей сознания и более глубокого понимания природы своих проблем, связанных с информационной деятельностью
сознания и отношением к окружающим людям.
Одной
из сторон проявления личностного комплекса страхов, связанных с восприятием
собственной ущербности, слабости, не готовности к ведению жизни, является
неосознанное стремление человека использовать результаты инициативной
деятельности других людей для достижения более спокойного и комфортного
состояния. Человек неосознанно в таких случаях остается на позициях потребителя
и ведомого, когда инициативный поиск
собственного разума, осмысление самой сути собственных проблем и их природы
перекладывает на других. В таких случаях попытки человека освободиться от
избыточных напряжений даже по ротовой полости и носоглотке, мышцам головы и
примыкающих мышц шеи заканчиваются их временным расслаблением до очередной
ситуации в любой сфере жизни, требующей ее оценки и принятия решений.
И
здесь целесообразно задуматься над необходимостью постепенного и поэтапного
вовлечения собственного сознания в самостоятельную работу. Первым барьером,
который встает на пути человека является процесс описания того, как трудно
находиться ему в жизненной ситуации, и какие эмоции он испытывает. Констатация
факта, описание всевозможных «страданий», обид и огорчений начинают составлять
суть всего процесса восприятия, который в таком случае приводит к возбуждению
коры мозга и отклонению биохимического баланса от нормы. Рефлекторное
восприятие такого рода, построенное на описании жизненного процесса или
конкретной ситуации, эмоциональном
отражении этого, не позволяет человеку выйти из-под управляющего
действия ИРБ, а лишь усугубляет ситуацию, приводя всю психофизиологическую
систему в неравновесное состояние.
Именно
в таких случаях стремление использовать готовые рецепты, чьи-то выводы и
решения, становится основным. На уровне повседневного мышления это воплощается
в стремление найти в авторитетных источниках соответствующее определение
ситуации или проблемы и подобрать нужные решения, рекомендованные кем-то. Восприятие
рефлекторное по своей природе не может дать необходимый объем информации для
всестороннего анализа и смыслового обоснования решения. Рефлекторное восприятие
дает лишь отдельный аспект, который наиболее остро воспринимается личностью на
основе программ и реакций ИРБ. Когда найти соответствующее готовое решение не
представляется возможным, человек формирует состояние, которое условно можно
обозначить «ступор». Это подобно тому, как ведут себя подростки у некоторых
видов животных, которые, столкнувшись с проявлением реальности, начинают
скулить и стремятся приткнуться поближе к взрослым особям, попрошайничая:
«Мама, дай!» Необходимо понять и сформировать в себе механизм замены констатации и описания на рассуждения, сбор информации,
анализ и формирование выводов.
Выделяя
подобное состояние и понимая, что необходимость принятия каких-либо решений не
снимается, человек должен ориентировать
ход своих мыслей, прежде всего, на изучение и понимание своих потребностей, а
не запросов личности. Лишь, осознав свои потребности, круг
минимально необходимого и достаточного, он может приступить к изучению реальных
возможностей и путей удовлетворения своих потребностей. В противном случае он
лишает себя ориентира, от которого необходимо выстраивать все рассуждения и
выводы, собственно, логику оценки ситуации. И здесь важен, на наш взгляд, момент осмысления значения, которое
имеет рассматриваемая проблема или ситуация с точки зрения задачи продления
жизни и значимо важных задач постепенной полезной реализации индивидуальных способностей
сознания.
При
рассматриваемых комплексах отражения и описания проблемы и не способности ее
осмысления необходимо помнить о первичном отклике под управлением ИРБ. Он
всегда несет реакцию отторжения, неприятия и отрицания, как окружающего мира и
самой проблемы, так и собственного организма. Одна из причин таких реакций –
элементарное незнание собственного организма, его строения и основных функций
жизненных органов и систем. Вторая причина – отсутствие навыка построения
логических умозаключений и выводов на основе известной информации, знаний и
навыков, которыми располагает человек. Третьей причиной, которая весьма редко
проявляется после этапа упорядочивания собственной жизни, является отсутствие
устойчивого навыка самостоятельной коррекции внутреннего состояния и
осознанного формирования равновесия. Как же может человек, в основном,
упорядочив свою жизнь и стабилизировав острые проблемы, например, по здоровью,
дойти до такой ситуации?
Для
ответа на этот вопрос необходимо искать сердобольных «поводырей», авторитетные
источники, «правильных» знакомых или родственников, взявших на себя груз
ответственности, осмысления причин навалившихся на ведомого проблем, а также взявших на себя труд по систематизации его внутренних
состояний и их коррекции с постоянным участием по поддержанию приемлемого
внутреннего состояния ведомого
человека. Формируя и закрепляя в человеке «философию пациента», «продвинутые
товарищи» благими намерениями мостят дорогу в известные места. Здесь следует отметить, что времена подобных
практик и постоянного «участия» в жизни ведомого
уходят в прошлое, а изменения системного характера процессов во внешнем мире
(циклы кризисов управления и широта предоставляемых возможностей потреблять в
сочетании с ростом скорости изменения реальности) требуют постоянного и
активного процесса самостоятельного мышления и осмысленной коррекции
собственных внутренних состояний. В отдельных случаях такой ведомый человек может быть не способен к
самостоятельному мышлению в силу большого груза проблем и остроты их
проявлений. Но после начального этапа (это несколько лет) упорядочивания и
организации жизни ведомого,
коррекции внутренних состояний с постепенным сокращением избыточности, проблема
смыслового восприятия и самостоятельности мышления, осмысления собственной
жизни встает у такого человека вполне закономерно и остро.
И
здесь нужна его осознанная работа, его понимание возможности совершать какие-то
ошибки в суждениях и выводах, жизненной необходимости самостоятельного продвижения по
пути ведения жизни. Переосмысление природы страха совершить ошибку, природы
собственной не самостоятельности в мышлении, является наиболее важной начальной
задачей дальнейшей работы такого человека и согласования своих действий с окружающими.
Регресс,
о котором идет речь в этом тексте, должен быть осмыслен человеком на основании
понимания жизненной необходимости самостоятельных суждений и выводов и развития
способности к ним. Такую работу человек должен инициировать сам, переосмыслив
свои представления о привычном порядке и правилах своих суждений и выводов. Представляя
и осознавая природу своего страха допустить ошибку, быть «не правильным»,
человек начинает в полной мере осознавать механизм этой части животной
программы самосохранения (вида). Она ориентирует особь на стремление к центру
стаи и на соответствие окружающим. Не соблюдение заведенных правил, не
выполнение чьих-либо требований со стороны авторитетов ведет особь к конфликту
и изгнанию из стаи. Человеку даже «в голову не приходит» предложить «стае»
изменить правила. Перенося рассмотренную ситуацию на реальную систему отношений
в малом круге и во внешнем мире, человек может находить массу проявлений
установок животной системы, практикуя при этом восприятие ситуации как
смысловой задачи со стороны. Видя глазами «наблюдателя-координатора» проявления
собственной личностью таких установок, человеку легче построить выводы и
воспринять необходимость изменений в своих установках.
К
другой группе причин регрессивных процессов, происходящих с человеком и сферой
его способностей сознания целесообразно относить закрепленные у личности
установки ИРБ придавать особый приоритет накопленному личному опыту и знаниям в
какой-то сфере в ущерб способности сознания проявлять нужную гибкость и воспринимать не только другие точки зрения,
но и конкретные, значимые факты, противоречащие собственному опыту и
приоритетным взглядам. Эта проблема чаще проявляется у мужчин, которые к
зрелому возрасту становятся консервативнее, а значимость их знаний, понимания и
умений закрепляется материальной зависимостью от них членов семьи, коллег в
деловой сфере, партнеров и части друзей. Вообще, консерватизм мужчин
заслуживает отдельной темы, здесь мы лишь отметим, что консервативное начало
развивается в человеке сильнее лишь в случае неготовности личности к
переосмыслению накопленного знания и опыта не только из страха «ударить лицом в
грязь», проявить в чем-то некомпетентность или даже ущербность, но и по причине
привязанности в накопленных знаниях к приоритетам, обеспечивающим собственную
состоятельность. Будто бы после коррекции ряда таких особых «накоплений»
личности наступит катастрофа и физическая смерть. За всем этим стоит стремление
животного начала в человеке к накоплению запасов, безопасному их хранению.
Страх перед изменениями и обновлениями связан с тем, что животное может и не
возобновить запас, не успеть его оградить от сородичей или попасть в лапы
крупного хищника, пока занято сбором средств для пополнения запаса. Для
возобновления запасов необходимо выходить во внешний мир, это не покой и не
отдых, - это опасность, воспринимаемая на молекулярно-клеточном уровне,
благодаря программам выживания и правилам, принятым животной системой.
Вернемся
к рассматриваемой группе причин регрессивных процессов. Речь идет о сферах
знания и понимания, в которых человеку очень хочется быть знающим и
компетентным, быть полезным и, истинно, помогать другим в процессах развития.
Но личность все время удерживает страх ошибки, неправоты, страх перед «чужим
знанием, опытом и возможностями». В основе такого процесса лежит разделение
всего, что есть в главных сферах жизни человека на «свое и чужое». В границе
своего он может быть очень полезен участникам процесса взаимодействия, за
границами «своего» примерно корректен с окружающими, но не допускать вовнутрь
себя истинного процесса переосмысления, критического анализа, иной точки
зрения. Противление всему, что может
повлиять на монолит своего мировоззрения в приоритетных для личности вопросах,
приводит к тем самым огульным отрицаниям, которые упоминались в ч.I этого текста. Природа животных программ
страхов собственной несостоятельности такова, что у мужчин они граничат с
понятием «никчемности и неудачливости». В предлагаемой шкале ценностей текущего
периода жизни цивилизации общепринятое в виде «удачливости и
состоятельности» образует такое понятие, как успешность. Если в этом понятии личность закрепляет приоритетность за
накоплением и престижным потреблением, то для реализации такой направленности
жизни не требуется созидательной природы разума, а требуется весьма изощренный
интеллект, свободный от «заморочек» человечности и духовной ответственности
перед будущим. Без переосмысления
ложности таких позизий и устремленностей личности, регресс, можно сказать,
будет обеспечен.
Многое
из установок ИРБ в отношении понятий состоятельности и успешности закрепляется
с ранних лет, а в настоящее время является источником искажения в видении мира
и собственной жизни, ценностной ориентации. Поэтому кризисность текущего
периода экономической жизни как макроуровня, так и уровня повседневной жизни
регионов, городов, отдельных компаний и конкретных людей воспринимается как
нечто безграничное, аморфное и безликое. Зачастую самостоятельность мышления
это восприятие не укрепляет, а установки ИРБ на укрепления границ «своего» и
противления всему, что идет извне, начинают усиливаться, забирая все большие
ресурсы у организма и психики. В таких случаях целесообразно начинать с изучения причин неприятия иной
точки зрения, иных знаний и иного понимания жизненных ориентиров и ценностей.
Чем раньше такой человек осознанет круг необходимого и достаточного для ведения
жизни, тем легче ему будет уходить от стереотипов своей среды, переходить
непосредственно к своим представлениям, требующим переосмысления. В таких
случаях, целесообразно всесторонне осмыслить собственное представление о
процессах потребления и процессах созидания. Без пафоса и лишних эмоциональных
отражений целесообразно расписать для себя, что конкретно для человека
представляет собой созидание от широкого смысла до очень конкретного и
«личного», зависящего только от него самого и его мировоззрения. Тогда
возможность практического процесса переосмысления своих ценностных ориентиров и
представлений мировоззрения существенно возрастет. Перекосы по организму и психике, отражающие
перекосы в мировоззрении, нередко приводят такого человека к необходимости
подобного переосмысления, но, как правило, это происходит уже на фазе начала
протекания патологических процессов, когда начинает формироваться угроза для самой
жизни. |