Самопознание и самоорганизация. Развитие управляющих программ разума для ведения жизни.
"Нельзя строить во вне, не построив внутри себя".
И. Христос
Часть 1. Взаимосвязи причин и следствий, их значение для развития сознания.
От человека требуется развитие внутреннего внимания сознания (см Внутренний мир человека – внутренняя сфера внимания его сознанияhttp://www.psystan.ru/blog/vnutrennij_mir_cheloveka_vnutrennjaja_sfera_vnimanija_ego_soznanija/2018-05-01-413 )
Биологическая эволюция связывала развитие органов чувств тела с процессами во внешнем мире. Внутренний мир изучался определенной частью общества для управления людьми. Такое управление использует внутренние неорганизованные мотивации человека и его противоречивые устремления, которые всегда приводили человека к зависимости от внешних факторов и влияний. Для полезной реализации своих индивидуальных способностей сознания человеку необходимо начинать с внутренних процессов самоосознания, самоорганизации, самоэволюции.
Приступая к системным преобразованиям жизни, человек должен ориентировать свой разум на движение во внутренний мир своих чувств, эмоций, мыслей и состояний организма и психики. Задача - изучение и понимание основ строения организма, психики, основ и механизмов формирования и движения мыслей, эмоций, мотиваций.
Логика личности выстраивает аргументы для сохранения комплексов личности. Это связано со страхами человеческой личности (эго). Эго, как совокупность рефлекторно-личностных комплексов человека, реализует программы самосохранения своих позиций мировоззрения и программы деятельности в соответствии с мотивациями личности, ее вкусами и предпочтениями. В стремлении к сохранению своих понятий, знаний и представлений личностный ум эго формирует консервативную программу ведения жизни с ориентацией на тревожные ожидания худшего и страхи. Страхи - приводной ремень мобилизационной программы физиологических ресурсов организма и психики.
Общая задача выживания и силового противостояния окружающему миру является основной для животной управляющей системы. Для рефлекторно-личностных комплексов человека изменения позиций мировоззрения, переосмысление понятий, знаний и представлений часто означает ослабление, неготовность противостоять реальности с целью выживания. Для эго это может являться признаком слабости, не правоты, не готовности к ведению жизни. Рефлекторно-личностные комплексы человека несут проекции программ самосохранения, которые заложены в инстинктивно-рефлекторной базе (ИРБ) человека.
В совокупности проявлений программ личности мы получаем стремление сохранить все накопленное, обретенное и созданное личностью неизменным. Это ведет к формированию консервативной программы оберегания мировоззрения от пересмотра, переосмысления и обновления. Личностные комплексы эго человека весьма разнообразны и работают всегда в ходе процесса восприятия человеком информации. Их включение часто инициируется в момент начала переключения внимания человека на новую информацию, источник, явление или процесс.
Начать целесообразно с процессов восприятия. Если человек начинает задумываться над тем, как он формирует свой процесс восприятия реальности и себя, то он периодически сталкивается с проявлениями неосознанности в своих эмоциях, их причинах, направленности хода мыслей и непониманием того, для чего и с какой целью он фокусируется на той или иной информации, затрачивая на это ресурсы времени и сознания.
Восприятие от РУС (РУС - разумная управляющая система) должно базироваться на осознании человеком механизма своего мышления, механизма формирования и смыслового направления умозаключений. Рассмотрим протяженные процессы формирования различных уровней организации восприятия информации человеком.
Процесс биологической эволюции был направлен на формирование таких управляющих программ животной системы, которые смогли бы в полной мере обеспечить выживание человека в условиях непредсказуемых для него природных сил и враждебного действия окружающих его хищников. Но выживание базировалось на силовом принципе ведения жизни на основе постулатов животной управляющей системы, не мотивированной на развитие, обновление накопленной информации, на познавательную инициативу в длительных, протяженных процессах.
По мере формирования навыков познания реальности, древний организм закреплял в первую очередь навыки обработки информации от органов чувств, прежде всего обоняния, осязания и вкуса, слуха, а позже и зрения. Животная система формировала картину окружающего мира на основе признаков опасности или их отсутствия, что привело к приоритету программ выявления опасного в первую очередь. В основе такой картины был страх.
Появление органов зрения, эволюционная необходимость организма ориентироваться в усложняемом и развивающемся окружающем мире привели к необходимости развития структур мозга животных, необходимых для обработки зрительной информации, зрительных образов, их распознавания и понимания. Далее, в ходе биологической эволюции, формировался механизм познания реальности на основе эмоционального отражения. И здесь в начале был страх и связанные с ним эмоциональные переживания (весьма упрощенные по сравнению с современным человеком).
Образование потока зрительной информации продиктовало усложнение и развитие структур мозга, отвечающих за восприятие зрительной информации и ее понимание. В результате усложнение задач центральной нервной системы и фрагментов будущей зрительной коры мозга привело к необходимости более высокой организации новых структур мозга, связанных со смысловой обработкой потока зрительной информации, формированием обобщений и выводов. Так возникла основа для формирования уровней организации и развития сознания человека, благодаря которой он смог развивать способности своего разума и познавать реальность.
Но готовность рефлекторно проявлять способность к эмоциональному отражению реальности на основе страхов и связанных с ними эмоциональных переживаний привела к внедрению в процесс восприятия программ эмоционального отражения реальности. Это означает, что при восприятии происходит формирование эмоционального переживания с задействованием лимбической системы, отвечающей за эмоции. Ее важные звенья находятся в непосредственной близости от гипоталамо-гипофизарной области, отвечающей за управление эндокринной системой. В результате передачи возбуждения от лимбической системы гипоталамо-гипофизарной области на основе магнитоэлектрического взаимодействия происходит активизация этой области и смещение управления эндокринной системой. В итоге происходит смещение гормонального баланса, а при страхах и повторениях соответствующих им эмоций провоцируется мобилизационная программа физиологических ресурсов организма.
Осуществляется подъем возбуждения и, далее, тонуса нервной системы, мышечной системы и подъем биоэлектрической активности мозга. Мобилизация, ложно спровоцированная без наличия прямой физической опасности, начинает влиять на процессы восприятия и обработки информации, на способности к смысловому восприятию путем постепенного их блокирования. Зато активно формируется рефлекторное восприятие с опорой на арсенал шаблонов и стереотипов личности на основе страхов, обидчивости, неуверенности в собственных силах, на недоверии к организму, на домысливании, на вседозволенности и т.п. Это эмоциональная сфера и личностный ум эго начинают активную работу по "упреждению" и переживанию опасности, но без самокорреции и формирования гармоничного внутреннего состояния.
Приступая к анализу и комплексному развитию собственного восприятия и мышления, целесообразно принять идею первоочередного перехода к изучению причинно-следственных связей при восприятии любой информации, осуществляя, тем самым, обращение к сознанию. Минуя фазу эмоционального отражения и задействования лимбической системы, человек способен обратиться сразу к высокоорганизованным структурам своего сознания, поскольку выявление и изучение причин и следствий представляет собой организованный процесс работы сознания при фокусировке внимания сознания на взаимосвязях, а не на эмоциях.
При этом важно использовать зрительный тракт, разрисовывая на схемах понятые взаимосвязи и помечая связи, требующие сбора и анализа новой информации. Тогда высокоорганизованные структуры сознания, взаимодействуя с высокоорганизованными структурами мозга, начнут тесно взаимодействовать с Системой, принимая ее «подсказки».
Часть II. Процесс развития и возобновление интереса разума к жизни.
Возобновление всего необходимого для ведения жизни как принцип жизни постигается разумом человека по мере освобождения от избыточности организма и психики и понимания человеком круга достаточного для ведения жизни от разума во всех трех ее сферах. Упорядочивая и организовывая свою жизнедеятельность на основе гибких и разумных планов, человек сталкивается с задачами организации своего восприятия и мышления в наиболее экономичном и эффективном варианте среди множества привычных и известных ему путей достижения этой цели. И здесь целесообразно обратить внимание на взаимосвязь между интересом сознания к процессу решения какой-либо задачи и скоростью, легкостью ее решения. Чем выше и полнее интерес сознания к стоящей задаче, тем легче находить ее решения, тем больше нового и интересного понимает человек о стоящей проблеме и себе самом.
Многое здесь определяется мотивацией, которую формирует человек. Экономичность и простота решений зависят от отношения человека к стоящей задаче. При возобновлении интереса сознания к жизни, а от этого - к частной жизненной задаче, происходит консолидация структур сознания и их возможностей для поиска решения, новых вариантов и подходов. Если же противление присутствует как часть восприятия задачи со стороны личности человека, то задействуется лишь личностный ум эго с набором готовых знаний, личностного опыта, стереотипов, шаблонов, личностных привычных эмоций и т.п. То есть формируется негармоничное внутреннее состояние, которое воспроизводится организмом и психикой.
Итак, важна мотивация, которая стоит в начале процесса и определяет, во многом, успех. Необходима смысловая мотивация, не связанная со стремлениями и предпочтениями личности, с неприятием и отрицанием личности чего-то или кого-то, а связанная с ВК, то есть с наиболее высокоорганизованными структурами сознания. Направленность смысловой мотивации должен формировать сам человек, систематически возобновляя интерес сознания к бесценному дару под названием жизнь. Интерес к конкретной проблеме или задаче формируется на основе целостного восприятия проблемы и своей жизни во взаимосвязи задач ведения жизни под управлением РУС. Целесообразно систематически напоминать себе значимо важные задачи ведения жизни в их взаимосвязи друг с другом в виде целостной и единой задачи - вектора, направленного в будущее. Тогда легче понять смысл и значение конкретной задачи, стоящей перед человеком. Сортировка от ВК стоящих проблем и текущих задач, когда каждая рассматривается во взаимосвязи с главным вектором - продление жизни с целью полезной реализации индивидуальных способностей сознания, позволяет найти ей место в целостной картине или отодвинуть ее в сторону, не затрачивая на нее ресурсов сознания и времени.
Большое значение имеет устойчивое управление вниманием сознания со стороны РУС. Человек вникает в проблему и может найти новые и более экономичные решения тогда, когда он не торопится и достаточно долго может концентрировать внимание сознания на структуре задачи и взаимосвязях, образующих суть стоящей проблемы. Можно оценить ее значение для ведения жизни, можно выявить взаимосвязи с остальной частью задач, найти для нее экономичные решения, но при выполнении условий сохранения внутреннего гармоничного, равновесного состояния и при отсутствии устремленностей личности к скорому результату, быстрому решению и общей завершенности.
Важно отметить для себя, что для разумной системы нет конечных результатов, а есть процесс жизни и задействования структур сознания для управления ее ведением. Все относительно, поэтому достаточность качества, скорости и других параметров решения стоящих задач должна быть в основе восприятия деятельности. Если будет возможность что-то сделать еще лучше с более высоким качеством и более экономично, то это будет сделано позже, по мере развития способностей сознания и обоснованной необходимости таких действий.
То есть для разума, управляющего ведением жизни, не нужно абсолютного достижения и конечного результата, особенно ценой полной мобилизации на пределе сил. Для него важен процесс самоорганизации, саморазвития, познания реальности и процесс формирования эффективных решений без использования перегрузок на пределе возможного. Это связано с тем, что способности сознания могут быть использованы максимально при достаточно равновесном внутреннем состоянии в условиях возобновляемого интереса сознания к процессу жизни и деятельности, включая стоящие задачи, но без состояний обвальной усталости и тяжелого психофизического переутомления. |