Как уже отмечалось, готовность к отрицанию заложена на самом
примитивном первичном уровне животной системы. Мы это рассматривали, когда
рассматривался таламус, и его значение для сортировки восприятия по принципу
«приятно/неприятно». По мере развития человек, уже проявляя абстрактное
мышление, существенно обогатил такое разделение животной системой восприятий из
внешнего мира и формирование отклика на них. Появилось разделение на
«хорошо/плохо, правильно/неправильно, нравится/отвратительно» и т.п.
Животная система,
реализуя отклики на внешний мир, всегда их удерживает в русле решения задач
самосохранения. Самосохранение для животной системы (ИРБ)
– это хранение себя и всего в себе, что уже существует, сформировано и
накоплено. Ценность себя для ИРБ непреходяща, а желание реализовать
себя и свои способности продиктовано уже системой мышления, в которой
возможности абстрактного мышления достаточно развиты. Они развиты до такого
уровня, когда человек способен осознать свои реальные возможности, проявленные
способности и мысленным взором очертить очень широкий круг из прошлого,
настоящего и фрагментов тенденций будущего.
Желательно это
принимать глубже в отношении собственного мышления как способность сознания
быть достаточно объективным и не «обслуживать» установки и программы ИРБ
самосохранения. По сути, перенос правил самосохранения на уровень личности и
ее мышления означает, что человек неосознанно стремится сохранить все в себе и
своей личности, начиная от знаний и усвоенных правил ведения жизни, заканчивая
личностными комплексами, совершенными ошибками по причине неосмысленности,
страхов, амбиций, обид и прочих проявлений личности.
При переносе установок ИРБ по самосохранению на уровень
деятельности, восприятия и мышления формируются требования от ИРБ по сохранению
«самости». Возникает обслуживание задач сохранения «самости» личности человека.
Именно требования самосохранения со стороны ИРБ всегда направляют ход мыслей
человека в ходе процесса восприятия во внешний мир, где человеком присваиваются
оценки (ярлыки), поскольку именно во внешнем мире он старается найти
виноватых и оправдание своих внутренних
состояний, реакций, выводов и действий. Эти оправдания тем
красочнее, чем сильнее страдает нервная система человека и чем слабее
представлена способность к всестороннему и логически завершенному анализу
ситуации и своих действий.
Итак, задачи самосохранения, реализуемые программами и
реакциями ИРБ, могут выполняться, при отсутствии прямой физической опасности,
самой личностью человека, реализующей установки ИРБ в отношениях с окружающими
людьми, как в ближнем круге, так и в социуме. Распространение требований животной системы сохранять и защищать все
существующее в себе, исходя из задач защиты себя, на уровень системы мышления и
формирование откликов на информацию извне, является основной проблемой, на наш
взгляд, требующей решения в ходе преобразования образа мыслей.
И здесь целесообразно
использовать идеи в отношении значения направленности хода мыслей для всего
состояния организма и последующих психоэмоциональных реакций. Осознанность
того, в каком направлении работает мысль, о чем и зачем думает человек в данный
момент, позволяет скорректировать ту часть рефлекторных программ мышления,
которые связаны с привычным, стереотипным мышлением личности человека.
Например, испокон веков в семье, где воспитывалась девочка,
был заведен порядок проведения генеральной уборки перед выходными, и бабушка,
мать девочки неукоснительно это соблюдали. Многие помыслы к концу недели они
связывали с необходимостью уборки, этому подчиняли свои текущие задачи и
привлекали к этому других членов семьи. Если же они встречали в ответ ропот
недовольства, чье-то нежелание или возмущение тем, что срываются планы в
отношении свободного времени, то формировались привычно отклики осуждения, а
реакции личности были связаны с возмущением и конфликтностью. Подчиняя
остальных заведенному порядку, бабушка и мама воспитали девочку с установкой
обязательного выполнения заведенного правила. Осмысленность выполнения этого
правила при изменении условий жизни, графика работы других членов семьи
отсутствовала, а мысли, направленные на планирование таких действий, носили
конкретный стереотипный характер и привычно воспроизводились в назначенный
срок.
Заведенный порядок, отражающий правила ведения жизни в своей
семье, девочка в своей взрослой жизни стала переносить в другую семью, в
которой такие порядки отсутствовали.
Осмысление
необходимого, согласованность и целесообразность предстоящих действий стали
возникать как конкретные умозаключения, как проявление работы сознания
лишь после этапа тяжелой конфликтности в чужой семье с ощутимыми последствиями
по организму.
Когда мыслительный процесс рассматривается со стороны, когда
человек задается вопросом о том, что он продумывает и зачем, в чем смысл того,
что он хочет потребовать от других, возникает условие, которое можно назвать
«порог самокритики». Это означает, что человек, подойдя к этому порогу,
снизив избыточность до необходимого уровня, может переосмысливать стереотипные
программы поведения, правила и стереотипы, которыми руководствуется, когда
продумывает что-то из своей предстоящей деятельности, из своих планов на
будущее.
Целесообразно полагать, что основная задача коррекции правил
ведения жизни состоит в движении к лучшему, то есть более экономичному режиму
затрат энергоресурсов, когда не формируются тяжелые состояния усталости, а на
их основе – неприятие и отрицание. Вспомним, как распределяет все из
окружающего мира таламус –
«приятно / неприятно».
Животная система
будет защищать все сложившееся и сформировавшееся тем жестче, чем слабее
работает логика мышления при оценке необходимости и срочности предстоящих
действий, связанных с затратами времени и энергоресурсов.
Для более полного
обоснования необходимости и срочности процессов деятельности нужна целостная
картина жизненного процесса в сознании человека.
Для этого нужна длительная, систематическая работа по
осмыслению основных, определяюще-важных задач в каждой сфере жизни, чтобы все,
что проявляется в повседневности можно было оценить по степени срочности и
важности без импульсивных, конфликтных проявлений личностного, что означает
гармонизацию процесса жизни на уровне упорядочивания и организации. И здесь
целесообразно рассмотреть идею восприятия человеком предстоящих энергозатрат,
связанных с полезным для будущего и осознанным как значимое. Смысл
ее в том, что если человек объяснил ИРБ полезное и значимое на будущее, то он
это сделал только для успокоения своей личности. ИРБ не воспринимает
абстрактные рассуждения, не затрагивающие программы самосохранения. Поэтому
объяснения должны, прежде всего, снимать неопределенности, давать выгоду в
отношении времени и его организации и обеспечивать четкую картину предстоящих
энергозатрат. Тогда возможен «компромисс» с ИРБ.
|