Аспект познания.
Познание как процесс -
выявление внутренних и внешних взаимосвязей рассматриваемой структуры, системы
и т.д.
Понимание как состояние мышления и сознания - максимально полно определенные
эти взаимосвязи. Для сознания это означает состояние, близкое к состоянию
"Раскрытие".
Для реализации процесса понимания необходимо внутреннее равновесное
состояние и процесс восприятия именно смысловой, а не рефлекторно-личностный.
Руководствуясь интересом сознания к информации извне, человек может воспринять
адекватно информацию, понять смысл, а также понять природу и причины проблемы и
взаимосвязи с другими процессами, протекающими в жизни. Понимание может
проходить до уровня "биохимии", когда человек всем существом
поддерживает интерес к изучению информации и поиску конструктивных решений.
Все это возможно, когда
человек строит отношение к жизни как к процессу познания, а не выживания.
В этом суть определенной философии жизни, когда внутренние состояния организма
и психики не меняются скачком и не удерживают избыточность. Понимание - это
смысловое восприятие на основе системного взгляда на жизнь с позиции ВК. В
каждом конкретном случае человек осознанно руководствуется задачами быть
полезным, но не силовым путем навязывания или борьбы, а на уровне смысловой
работы сознания, которая дает конструктивные полезные решения для окружающих
людей и собственной жизни.
Понимание - это
наиболее доступное из всех возможных на текущий момент состояние организма,
психики, свободных от рефлекторно-личностных установок, комплексов и
стереотипов. Восприятие и понимание можно рассматривать как фундамент процесса
развития индивидуальных способностей сознания, процесса ведения жизни для ее
продления и полезной реализации индивидуальности.
Когда на начальном
этапе жизни человек формирует представление о ней и о себе, он часто находится
под управляющим действием ИРБ и воспринимает личностные установки и желания как
потребность и интерес. По мере накопления знаний и опыта, включая негативный
опыт, личность начинает ориентировать человека на конкретные цели, достижение
которых представляется личностью как удовлетворение именно потребностей. Между
тем, рефлекторный характер восприятия человеком всего, что ему кажется нужным,
что присутствует у окружающих и им доступно, приводит к замене истинных
потребностей (часто, неосознанно) вкусами и предпочтениями личности. Тогда
личность, формируя жизненные задачи, формирует и устремленности, которые
отражают общий уровень избыточности и неудовлетворенности. Здесь вместо
понимания, рассмотренного нами выше, присутствует рефлекторное восприятие и
рефлекторное мышление личности, нацеленные на то, что нравится, хочется с
ориентацией на окружающих (не хуже, чем у других). В отдельных случаях среди
запросов личности могут быть и реальные жизненные потребности в сочетании с
устремленностями обрести большее и лучшее, чем достаточное. Осмыслением
достаточного для ведения жизни личность не занимается в полной мере и с учетом
системных взаимосвязей между реальными возможностями, условиями жизни,
деятельности и значимыми задачами в каждой сфере жизни.
Приступая к системным
преобразованиям жизни, коррекции образа мыслей и образа жизни и осмыслению
себя, человек постепенно меняет картину своего мировосприятия и свои
представления об интересе к чему-либо и представления о потребностях. Чем
полнее человек понимает себя, тем точнее он определяет круг жизненных
потребностей и отсортировывает личностные запросы, иногда капризы личности и
личностные устремленности.
Понимание себя и
окружающих, адекватное смысловое восприятие себя и реальности является
фундаментом для работы разумной управляющей системы по ведению жизни. Осознавая
протяженные процессы в окружающем мире, причинность множества отдельных событий
и собственных состояний, человек обретает способность более адекватно
воспринимать круг своих потребностей, круг необходимого и достаточного для
ведения жизни. При этом он учитывает, прежде всего, условия для жизни и
деятельности, которые не в полной мере могут зависеть от него и определяются
многими протяженными внешними процессами. Это означает, что человек более
адекватно воспринимает реальные условия своей деятельности, свои возможности, и
понимает пути решения задач ведения жизни на основе понимания круга
достаточного. Со временем представления о достаточном человек меняет,
соизмеряя с процессами и условиями во внешнем мире, избавляя себя от страхов,
страданий, горечи нереализованной мечты и т.п.
Интерес сознания человека в ходе разумного ведения жизни носит познавательный
характер и строится на основе необходимости полезной реализации индивидуальных
способностей сознания. Человек не мотивирует себя задачами
бесконечного накопления и все более изощренного потребления, понимая, что такие
стремления ведут к деградации его индивидуальности и закреплению управления за
животной системой.
Бесстрастность с точки
зрения ведения жизни от сознания - это комплекс состояний организма и психики,
когда не проявляются рефлекторно-личностные установки и стереотипы восприятия и
нет каких-либо устремленностей личности, которые отражают ее мировоззрение.
С обывательской точки зрения бесстрастность - это отсутствие эмоциональных
переживаний, страстей, это выдержка, при которой личность поддерживает линию
поведения и общения с окружающими. Такая личность может внутренние избыточные
состояния, связанные со страхами, яростью, неопределенностями, задавливать
"волевым путем" за счет контр-напряжений. Для задач ведения жизни,
гармонизации внутреннего состояния и системы отношений такой личностный подход
к бесстрастности - неприемлем.
О механизме
формирования состояния "раскрытия".
Основные шаги:
- формируется равновесное внутреннее состояние при осознанном снижении уровня
повседневного возбуждения в области между надпочечниками, нормализуется
положение диафрагмы и наиболее полно снимаются напряжения по ротовой полости и
носоглотке, основанию черепа, поясничной области;
- проводя полное абстрагирование, человек проходит постепенно этап освобождения
внимания сознания от мелких и частных вопросов и тревожных мыслей, поднимаясь
до уровня ВК ("обращение к сознанию");
- в плане личностных устремлений в виде направленности мыслей допускается на
некоторое время осознанное отключение от всех текущих задач, что достигается
легко, если в значимых вопросах есть организация
и согласованность;
- сохраняя ясное сознание, человек переходит к формированию русла течение мыслей
к одной проблеме, которую ему необходимо осмыслить и понять, что позволяет при
отсутствии отвлечений воспринять интерес сознания к вопросу в виде едва
заметного движения мысли при глубоком состоянии безопасного покоя.
Сочетание пониженной
активности области между надпочечниками с "притормаживанием"
деятельности коры и ее лобных долей позволяет свести до минимума проявления
эмоциональных отражений каких-либо жизненных проблем или событий, которые
нарушают смысловое восприятие и понимание. В результате происходит более
глубокое формирование "информационной прозрачности". Суть этого в
том, что значительно большее число синапсов (по сравнению с повседневным
состоянием деятельной активности) участвует в формировании возможности
открытого и свободного приема информации нашей "биологической
куполообразной антенной" при значительном снижении биоэлектрической
активности структур мозга. Бесстрастность здесь - это возможность
организовать все более непрерывным и протяженным данный процесс без
фрагментации работы сознания и переключения на эмоциональные всплески, включая
отвлечения на фрагменты воспоминаний.
На этом уровне работы
сознания становится более понятным значение процесса организации жизненных
связей и отношений. Отношения взаимопонимания, дополнения и взаимозависимости
при общем вИдении единых решений и подходов к жизненным задачам обеспечивают
наиболее спокойный режим работы сознания, поскольку ИРБ не провоцируется
импульсивностью, непредсказуемостью и несогласованностью действий окружающих
людей. На этом уровне значение организации работы мышления воспринимается как
условия организации мыслей и их спокойного, непрерывного течения. Непрерывность
процесса становится важнейшим условием для работы сознания с информацией,
воспринимаемой извне.
Любые проявления избыточности
сказываются на процессах восприятия, ощущения при проявлениях избыточности
могут дать искаженную картину, спровоцировав реакции ИРБ. Если нет четкого
понимания суть и природы ощущений, то возникает вакуум смыслового восприятия,
тогда тревожность, страхи, сомнения и их производные "уведут"
внутреннее состояние от контроля ВК, а сам ВК станет недоступным при обращении
к сознанию. Спокойный анализ информации, поступающей от рецепторной системы,
невозможен без понимания сути происходящих процессов. Новые сигналы и связанные
с ними ощущения будут оставаться без ответа, повергая человека в смятение от
"странных" состояний организма. Первично понимание, работающее
"на потоке" ощущений. Та их часть, которая сразу не находит
объяснения при контроле от ВК будет рассматриваться, изучаться, что означает
смысловую работу. Ниша для психоэмоциональных реакций и их бесконтрольного
развития будет закрыта.
Большое значение имеет
механизм полноценного абстрагирования, которое необходимо проводить и в
ходе предварительной подготовки, и повторять в начале основной работы. Здесь
нужно отметить, что "всплытие" на уровне мышления фрагментов дня и
воспроизведение собственных эмоциональных реакций являются не просто
отвлечением, а являются косвенным показателем степени возбуждений в течение
дня, а также остаточных возбуждений обширных зон коры и повышенного тонуса
некоторых мышечных групп. Целесообразно не стремиться "задавливать"
подобные отвлечения, необходимо на короткое время сфокусировать на них внимание
и на период работы отвести их в виде плана последующего переосмысления и
проработки. Для ИРБ необходимо дать сигнал о не срочности этого, а главное, об
отсутствии физической опасности и отсутствии причин для тревог. Здесь важно
понимание, что в естественном ходе повседневной деятельности равномерность и
сбалансированность взаимодействия внутренних систем организма может меняться, и
предварительная подготовка посвящается именно тому, чтобы восстановить
психофизический баланс при самом нижнем уровне готовности организма к физическим
откликам на информацию извне.
В плане организации
работы сознания особое значение после процесса абстрагирования имеет целостная
картина задач в основных сферах жизни, которая формируется и поддерживается в
сознании при предварительной подготовке к основной работе. Физическая суть
процесса постепенного перехода состояния сознания от "прояснения" к
состоянию "раскрытия" заключается в том, что происходит дальнейшее
снижение активности множества зон коры, включая те структуры аксонных связей,
которые обеспечивают рефлекторно-личностное восприятие и мышление.
Активность "рефлекторных" соединений, наработанных при формировании
стереотипов, снижается до такого минимального уровня, который позволяет
синапсам переходить к состоянию свободного восприятия информации, а не
отрабатывать лишь те закрепленные стереотипами соединения, которые
сформировались при закладке рефлекторного мышления. Это тонкий процесс,
требующий непрерывности и отсутствия каких-либо всплесков активности,
возбуждения и отвлечения.
Понимание может
тормозиться наличием в мировоззрении предпочтений на основе накопленных ранее
знаний. Формирование предпочтения сводится к не всегда осознанной человеком
сортировке рассматриваемой информации. Неосознанно человек начинает сортировать
свои мысли и идеи, опираясь на сложившиеся представления об истинном положении
дел. На какие-то идеи он не обращает должного внимания, и когда они
"приходят", человек подвергает их сортировке. На наш взгляд, это
связано с тем, что человек, набирая знания, изучая необходимую для себя
информацию, на каком-то этапе утрачивает ее понимание и удерживает в своей
памяти некое подобие шаблонов. Именно эти шаблоны следует распознавать и не
отсортировывать идеи, которые могут показаться не значимыми. Наш ВК не может
идти по пути давления, поскольку он опирается на понимание физической сути, а
для этого необходимо изучение каждой идеи, необходимо вникание.
В состоянии, близком к
"прояснению", когда человек на этапе предварительной подготовки к
изучению проблемы многое обдумал, опираясь на существующие знания, он может
"проскочить" новую идею, случайно объединив ее с существующими
знаниями. Распознать новизну мешают не только небольшие всплески избыточности,
но и привычный порядок восприятия, который от смыслового отличается тем, что в
какие-то моменты человек проявляет торопливость в отношении уже воспринятой
информации, полагая, что он ее понимает. Спутать усвоенные знания с
пониманием похожей идеи легко, если этому вопросу не уделять должного внимания.
Состояние
"раскрытия" и позволяет отсортировать свои "шаблоны" и
выделить принятую идею, не окрашивая ее, как знакомую, не значимую, известную.
Важной задачей здесь является рассмотрение собственного знания, которое не
понято полностью, и человек не понимает, к чему это можно применить. Для
более полного восприятия и понимания на смысловом уровне желательно сразу
обращать внимание на взаимосвязи, задаваясь вопросом: как принятая идея, ее
суть, взаимосвязана с интересующей проблемой, какие вопросы и задачи
затрагивает, и какие результаты могут быть при ее реализации?
Как только начинается
осмысление применения идеи, возможности нового решения - ВК переходит к более
полному рассмотрению системных взаимосвязей. Если знания являются не полностью
понятыми человеком, то есть нет понимания физической сути того, что лежит в
виде знания в памяти, то системные взаимосвязи для ВК не понятны, и найти точку
практической реализации, применения идеи, человек не может. Образуется разрыв
между идеей, которая остается сама по себе, и практическими задачами текущей
жизни. Целесообразно в ходе переосмысления своих представлений о правилах
мышления опираться на идеи распределенного внимания сознания в основных
сферах жизни по основным задачам и в новых идеях, которые должны быть увязаны в
сознании с целостной картиной жизни. Понимание здесь означает восприятие идеи и
ее применение для получения результата, который оценивается как созидательное
решение. В таких случаях отказ от избытков, излишков или конфликтного
противостояния может быть воплощением созидательного образа мыслей,
воплощением более глубокого понимания целесообразности. Примеров такого рода
может быть множество, включая не ответ со стороны личности на избыточное
воздействие со стороны окружающих, а выбор паузы, необходимой для осмысления приемлемой
идеи без формирования личностных избытков.
В задачах ведения жизни
и формирования созидательного образа мыслей большое значение имеют созидательные мотивации, когда человеку
выгодно отказаться от избыточных первичных откликов личности. Эти отклики сразу
диктуют ответ на действия окружающих. Это первичный отклик под управлением ИРБ,
в основе которого могут быть комбинации страхов, обиды, возмущения, несогласия,
сомнений. Гораздо лучше в свободное время сформировать такое состояние
сознания, которое позволит понять природу реакций и действий окружающих людей,
собственные отклики, решения и найти пути разрешения проблемы. Еще глубже
приходит осознание того, что "созидательный процесс понимания"
начинается с отказа от первичного избыточного отклика личности.
Поиск
конструктивных решений начинается с осознанного формирования наиболее
доступного равновесного состояния, когда снивелированы устремленности личности
и ее эмоциональные отражения проблемы, начиная от страхов, заканчивая обидами,
возмущениями. Конструктивно решить задачу - это корректно сформулировать ее
полные условия и оценить значение решения этой задачи для конкретного дела,
сферы жизни человека. Не навредив другим направлениям деятельности и принося
реальную пользу конструктивное решение не порождает конфликтных ситуаций.
Опорой является целостная картина проблемы, формируемая в сознании в наиболее
равновесных состояниях. Спешка, отвлечение приводят к поверхностности и
формальному отношению к вопросу. Это ведет к использованию накопленных знаний,
формальным образам, что почти никогда не может быть конструктивным решением.
При предварительной
подготовке к работе важно осознавать, что торопливость, поспешность и
воспроизведение эмоциональных переживаний имеют общий результат - человек
"проваливается" на уровень рефлекторно-личностного восприятия и
мышления. На этом уровне доминируют стереотипы и предпочтения личности, и нет
объективной возможности сформировать и поддерживать в сознании целостную
картину проблемы или сферы жизни и корректировать направленность хода
мыслей. Рефлекторно-личностный уровень (I - II) не может поддерживаться
разумной управляющей системой. Он опирается на ИРБ и реализует ее управляющие
воздействия.
Необходимо сразу выделять устремленность личности, проявленную через торопливость
или эмоциональное возбуждение. Суть этой устремленности - привлечь управление
ИРБ. Это означает, что часть возбужденных микрозон коры в точках максимального
возбуждения начинает активнее взаимодействовать с подкоркой в этих точках.
Подкорка реализует безусловно-рефлекторные программы и реакции. Так проходит
"перехват" управления со стороны ИРБ, что делает недоступным
формирование состояния сознания "прояснение" с последующим движением
к состоянию "раскрытие". Человек неосознанно начинает опираться на
личностные стереотипы поведения и личностные представления. Состояние
готовности ко всему в области между надпочечниками перерастает в состояние
тревожной готовности ожидания худшего, готовности противостоять, мобилизуя
организм и психику. Возбуждение коры усиливается. Начинается смещение
биохимического баланса от необходимого равновесия к возмущенному уровню для
мобилизации физиологических ресурсов. Необходимость точной фиксации начала
торопливости идет от понимания того, что из-за возбуждений и эмоций становится
физически недоступной возможность адекватного восприятия проблемы и ее
конструктивного решения.
Быстрая коррекция внутреннего состояния на основе "нижнего дыхания",
переключения внимания сознания на общую картину с повторной формулировкой задачи
- поиск конструктивного решения, а не переживания и возмущения, позволяют
стабилизировать внимание сознания на текущем состоянии, его полностью
уравновесить и "сбавить темп", навязанный ИРБ. |