В ходе эволюции человеческий организм обрел необходимую структуру и организацию жизненных систем, которая наиболее оптимально отвечала требованиям устойчивого обеспечения жизнедеятельности в окружающей среде. Особую роль играла центральная нервная система и процессы развития головного мозга. Они обеспечивали наращивание возможностей человека по адаптации и выживанию, а также способствовали развитию его социальной организации, формированию устойчивого информационного взаимодействия за счет развития речи. Примитивные комплексы отражения реальности преобразовывались в более сложные психические функции, а обретение способности к абстрактному мышлению задало вектор развития всей системы информационного взаимообмена и взаиморазвития на уровне отражения реальности и ее познания.
Человек, проходя биологическую эволюцию, обретал все более выраженный облик информационно-биологической системы с возможностями самоорганизации и саморазвития. Но, являясь по своей природе, биосоциальной единицей, человек нуждался во все более развитой системе информационного обмена, развития базы накопленных предшествующими поколениями знаний и навыков. Это стало основой для развития некоторых структур мозга, которые стали обеспечивать более разветвленные функции отражения реальности и более глубокие возможности ее осмысления. Это означает, что сознание стало более активно эволюционировать, а мозг стал обеспечивать этот процесс необходимыми биологическими и магнитоэлектрическими возможностями. Способность аксонов выращивать некоторое число дендритов и разветвляться с увеличением количества потенциальных новых связей позволила ускорить эволюционный процесс становления и развития способностей сознания человека.
Являясь, своего рода синтезом сознания и тела, человек стал представлять собой систему, в которой наряду с предшествующими структурами жизни стали интенсивно развиваться новые, все более удаленные по функциональным задачам от круга животных программ существования и самовоспроизведения. Человек, в миниатюре, отражает все фундаментальные закономерности, свойственные процессам взаимодействия, преобразования форм материи. Являясь неотъемлемой частью реальности, он имеет возможность физической реализации намеченного его разумом, а взаимодействуя на множестве уровней с реальностью, может развиваться в сторону более активной роли разума в своей жизни.
Это отражает всеобщий закон движения от простого к сложному, когда множество процессов различной природы следуют в русле всеобщего развития и движения к более оптимальным и экономичным элементам и взаимодействиям во Вселенной. Двигаясь и от сложного к простому, человек обрел на определенной ступени своей организации способность мыслить, абстрагироваться от реальности, задавать новый вектор своего развития. Оптимальная и сложная биохимическая и физиологическая структура тела стала основой для нового уровня развития, для мышления. На первоначальной ступени мышление было примитивным, являя собой самый простой уровень грядущего развития разума человека.
Человеческий мозг, обладая огромным ресурсом возможностей развития, в тоже время является частью общей системы организма. Он испытывает воздействие других систем и органов, взаимодействует с ними и с окружающим миром на биохимическом уровне, а также на уровне магнитоэлектрических и других процессов. Поэтому целесообразно рассматривать условия развития смыслового восприятия и мышления комплексно, в системной взаимосвязи с деятельностью других жизненных систем, которые всегда были под управлением животной системы, то есть ИРБ. Особое место занимает психоэмоциональная сфера жизни человека, способность к отражению реальности и эмоциональному переживанию. Взаимодействие психики и физиологии в организме человека определяет, в целом, условия для развития его разумных возможностей и способностей уже индивидуального плана. Для осознанного влияния на эти процессы необходима работа человека по самокоррекции, изменению привычных форм отклика на внешний мир, особенно избыточных реакций психики и организма в целом. Речь идет не о случаях прямой физической опасности для человека, когда все решается за счет мгновенных реакций инстинкта. В повседневной жизни человека преобладают различные избыточные реакции, протекающие под управлением ИРБ. Обобщенно, их можно отнести к сфере эмоций, которые решающим образом способны изменить не только возможность человека анализировать, обобщать и делать выводы, но и вообще адекватно воспринимать реальность. Остановимся на значении в этих процессах эмоционального отражения самой древней части мозга – гипоталамо-гипофизарной.
Гипоталамо-гипофизарную область можно считать «посредником» между разумом и телом. Вернее, между разумом и гипоталамо-гипофизарной областью есть еще один «посредник» - сфера эмоций. Человек может просто думать, а может окрашивать свои мысли эмоционально, формируя постепенно привычку к избыточно эмоциональному отражению этого процесса. При этом оттенков эмоциональных состояний – бесчисленное множество. Эмоциональные реакции образуются не столько в коре мозга, сколько в структурах, лежащих между корой мозга и гипоталамусом (лимбическая система). Возбуждение структур, входящих в лимбическую систему (его можно назвать электрическим) провоцирует клетки гипоталамуса, которые имеют следующую природу. Они, с одной стороны – нервные клетки, а с другой стороны, они же являются клетками, вырабатывающими вещества, которые еще нельзя назвать гормонами, условно говоря «предгормоны». Эти вещества (будем называть их гормонами гипоталамуса, хотя это не совсем то название, которое употребляют специалисты) переносятся кровью в гипофиз и стимулируют выработку той его частью, которая называется аденогипофизом, гормонов, управляющих всеми железами эндокринной системы.
Другая часть гипофиза - нейрогипофиз, вырабатывает гормоны под воздействием нервных импульсов. Эти гормоны также управляют работой желез эндокринной системы. Формируется цепочка – мышление, если оно окрашено в избытке эмоциями, провоцирует возбуждение гипоталамо-гипофизарной области. А это, в свою очередь, выводит из нормального состояния всю эндокринную систему, то есть, практически выводит из равновесия обмен веществ.
Нужно учесть, например, что эмоциональное возбуждение через гипоталамо-гипофизарную область может возбудить надпочечники. Возбуждение надпочечников приводит к выработке большего количества адреналина. Присутствие адреналина в крови возбуждает центральную нервную систему. А это еще больше раскачивает гипоталамо-гипофизарную область. Организм «идет вразнос». Образуется обратная связь. Такое состояние организма не позволяет обеспечивать непрерывно-логическую работу сознания, адекватно воспринимать и обрабатывать информацию. То есть, можно сказать, что не гипофиз играет важную роль в процессах создания логической основы мышления, а умение контролировать состояние эмоциональной сферы влияет на работу гипофиза.