Продолжение текста от 30.01.11
Итак, бОльшая
часть стереотипов в мышлении человека отражает правила животной системы по
ведению жизни, а также усвоенные в детстве правила ведения жизни в семье и
ближнем окружении (которые тоже, в основном, отражают установки ИРБ).
Человек обретает
способность изучать и корректировать приобретенные стереотипы в восприятии и
мышлении, когда он проявляет интерес к
изучению образа мыслей и взглядов родителей, правил, по которым они выстраивали
отношения с окружающим миром. Следует отметить, на наш взгляд, что
проявляемые стереотипы в мышлении человека представляют собой часто
программы рефлекторного восприятия и рефлекторного мышления.
Это важно
понимать, поскольку неосознанность человеком правил его привычного мышления,
восприятия жизненной ситуации, отношения к ней и выводов в отношении ее
приводит к повторениям одних и тех же проблем, одних и тех же суждений и
выводов.
Например, когда
человек сталкивается с жизненной ситуацией, которую мог бы оценить сам и
спланировать последовательность необходимых действий, он начинает пенять на то,
что рядом нет кого-то, кто мог бы оценить ситуацию, оказать помощь, взяв часть
организации и самой деятельности на себя. При рассмотрении подобных проявлений
в собственном мышлении человек очень часто осознает, что именно так мыслили и
оценивали жизненные ситуации его родители (часто, один из них) или близкие
друзья, связанные многолетними доверительными отношениями. Понимание такого
неосознанного моделирования мышления и формирования отклика на ситуацию,
усвоенного от взрослых в детстве или близких друзей, позволяет человеку понять необходимость формирования
собственной точки зрения, оценки и планов на основе самостоятельности мышления,
всесторонней оценки ситуации и собственных возможностей, подбора необходимой
информации для организации действий.
В системе
отношений с окружающими людьми весьма часто формируется неосознанный отклик
окружающих на проявление подобных стереотипов, связанных с привычкой пенять на
отсутствие опоры, помощников, друзей и т.п. Этот неосознанный отклик
формируется интуитивно, под управлением ИРБ окружающих людей и связан с
неосознанным стремлением отдалиться от источника проблем, не попасть в
«паутину» обязательств, долженствования, когда постоянно требуется человеком участие в его проблемах.
Как правило,
бОльшая часть этих проблем может и должна решаться человеком самостоятельно, но
на уровне повседневного мышления понимание этого отсутствует, а включаются
программы рефлекторного мышления. Такое мышление воспроизводит в памяти
человека ход мыслей, слова и оценки кого-то из взрослых. Это унаследовано в
системе мышления у каждого человека по-своему и выражается на уровне не
осознаваемых до конца цепочек заключений и выводов, воспроизводимых под
конкретный признак ситуации. Такими признаками являются жизненные проблемы,
реализация планов по обустройству жилья, проведение каких-то изменений в других
сферах жизни.
Главным, на наш
взгляд, является наличие интереса
сознания человека к выявлению подобных стереотипов. Ранее в текстах с
разных сторон рассматривались вопросы инертности мышления, реализации установок
ИРБ по ведению жизни на основе стремлений к накоплению, полной независимости, привычки
стремления к максимальному результату, а затем к покою и безмыслию.
Рассматривая природу страхов и механизмы реализации программ и реакций ИРБ, мы
с вами отмечали, что процессы развития индивидуальных способностей сознания
притормаживаются и даже блокируются страхами человека перед новизной, перед
изменениями привычного порядка в образе жизни и в образе мыслей.
Но есть вопрос,
требующий отдельного рассмотрения в отношении стереотипов мышления. Если
принимать гипотезу о рефлекторной сути стереотипа, заложенного в систему
мышления, то становится понятной природа ошибочных суждений и оценок, выводов и
последующих действий, когда человек опирается на стереотипы. Стереотип
предполагает отлаженную программу восприятия и оценки ситуации, когда
постоянные повторения условий ситуации и отклика на нее формирует условно-рефлекторное восприятие и не
осмысленное до конца человеком формирование в его суждениях оценки ситуации.
В период формирования
оценки ситуации на основе стереотипа психофизиологический и биохимический
балансы организма отклоняются от нормы.
Зачастую это
связано с возбуждениями нервной системы, формированием реакций сожаления,
неудовлетворенности, что приводит к формированию по организму и психике
состояния неприятия и отрицания. Человек неосознанно формирует неприятие и
отрицание того преобразования, разрешения жизненной ситуации, которые
могут изменить к лучшему его жизнь при разумной реализации своих действий.
Состояние
сожаления, неприятия и отрицания опирается на конкретную систему напряжений и
поддерживается длительное время за счет поддержания энергоресурсами организма
этих напряжений. Весь биохимический «план» организма соответствует такой
идеологии восприятия реальности. Это означает, что не инициируется интерес
сознания к жизненным проблемам, ситуациям, необходимым преобразованиям и
переменам.
На основе
рефлекторного восприятия жизненной проблемы или необходимости проведения
каких-либо изменений в привычном порядке жизни в обход сознания формируется и
закрепляется состояние неприязни к предстоящим действиям, поскольку для
животной системы это лишь дополнительные энергозатраты на фоне повседневности.
Здесь целесообразно рассматривать подход к
изучению жизненных ситуаций и собственного мышления в отношении этих ситуаций,
связанный с абстрагированием и рассмотрением всего процесса со стороны. Осознание
необходимости предстоящих действий формируется человеком тогда, когда он
готовит всесторонне обоснование предстоящих энергозатрат и затрат времени,
объясняя это собственной ИРБ как процесс изменения к улучшению, оптимизации
условий жизни и деятельности. Но этого мало для перехода под управляющее
действие разума. Консервативное начало, которое несут программы и реакции ИРБ,
формирует на уровне повседневного мышления свое обоснование с точки зрения
срочности и нецелесообразности самостоятельных действий до наступления жесткой
необходимости в них. Обоснованность предстоящих процессов деятельности может
быть полной и достаточной, когда человек осознает физическую суть изменений и
значение результатов предстоящих действий.
Отстраненность
от текущего процесса деятельности, видение ситуации в целом, достигаются
человеком за счет формирования им равновесного внутреннего состояния и
рассмотрения практических вопросов продления жизни. Пока на уровне осознания и
самоощущения человек не воспринял идею преобразования жизни на основе
оптимизации условий (в доступных границах возможностей) и не представил всецело
результаты действий для себя, состояние заторможенности, сожалений, часто,
неприятия и отрицания процесса действий будут поддерживаться ИРБ и дополняться
личностными особенностями восприятия своей жизни и самооценкой.
Понимание этого
механизма позволяет человеку понять важность и значение все более непрерывной
логической работы сознания. Когда, пеняя на ситуацию, человек формирует
сожаление в связи с предстоящими тяготами, трудностями, возможными
дополнительными энергозатратами, он направляет
ход своих мыслей на поиск негатива во всем, что несет ему жизненная ситуация
или проблема. Стереотип такого рода мышления воплощает установку животной
системы всегда максимально полно выделять плохое и мобилизовывать ресурсы для
его преодоления. Под «плохим» ИРБ может понимать необходимость самостоятельных
действий, необходимость самостоятельных решений, энергозатраты в процессе
деятельности, отсутствие в ближнем круге
людей, способных взять все это на себя.
В основе
«работы» этого стереотипа лежит страх животной системы перед одиночеством, а,
значит, незащищенностью перед окружающим миром, страх потери жизнеспособности.
Если человек принимает идеи преобразований жизни для ее продления и осознанно
формирует интерес к жизни как процессу познания, то на основе такой внутренней
работы он способен освободиться от остроты реакций и программ ИРБ, которые
выводятся на уровень повседневного сознания и запускают механизм повторения
былых реакций и ошибок.
Целесообразно
помнить, на наш взгляд, что индивидуальная работа по переосмыслению своих
понятий и представлений, усвоенных стереотипов в мышлении и поведении на то и
индивидуальная. Нет готовых рецептов и развернутых, детальных правил,
напоминающих алгоритм. Доминирование тех или иных стереотипов в своем мышлении
человек должен выделять, осознавать и
исследовать сам, руководствуясь принципом разумной достаточности в основных
сферах жизни. Лучшее для себя с точки зрения идей преобразования жизни и
достаточности всего, что необходимо для ведения жизни, человек определяет сам,
опираясь на понимание своей индивидуальности (не путать с личностью!) и
понимание того, что окончательных результатов, сроков, итогов в системных
преобразованиях быть не может.
Особенностью
работы по изучению стереотипов мышления и программ ИРБ, связанных с личностью,
является формирование личностью человека страхов перед обсуждением своих
проблем и ошибок, выявленных в ходе работы. Между тем, закономерности,
проявленные в личностных комплексах отдельного человека, отражают общие
закономерности и взаимосвязи на уровне организма, психики, мировоззрения и
основ ведения жизни. Когда человек переступает психологический барьер
стремления к сокрытию всего личностного, он получает возможность в круге
близких и единомышленников скорее разрешить свои задачи и получить необходимую
информацию. Но это процесс во времени, который можно отнести к протяженному,
уходящему за границы, контролируемые ИРБ (около 4 месяцев). Поэтому, приступая
к изучению и преобразованию образа мыслей, пониманию организации собственного
мышления и его стереотипов, человек формирует страх перед ощущением собственной
«ущербности», страх перед информацией извне в свой адрес.
Страх получить
негативную оценку в свой адрес извне имеет характер эволюционный и связан с
принципами ведения жизни в животном мире. Наша ИРБ тщательно отслеживает все,
что может быть получено извне и нести «угрозу» особи. В связи с этим,
необходима наработка навыка «раскрытия своих внутренних состояний и
мотиваций» во внешний мир под контролем сознания. Это целесообразно делать
в малом круге при договоренности участников обсуждать и анализировать
личностные механизмы восприятия и мышления. Обмен подобной информацией и ее
анализ позволяет, со временем, освободиться от части напряжений, связанных с
реакциями ИРБ по защите «своего» и отстранению себя от реальности.
Группы
напряжений по ротовой полости и носоглотке, по основанию черепа и плечевому
поясу воспроизводятся каждый раз в течение длительного времени, как только в
сознании человека формируются умозаключения и оценки в отношении личностных
механизмов восприятия своих жизненных проблем и их обсуждения.
Вопрос, как мы
мыслим при этом, и в каком направлении целесообразно движение мыслей, требует
более глубокого внутреннего равновесия и организованного времени для такой
работы. Если человек не ориентирует себя на восприятие ситуации со стороны,
изучение «со стороны» собственных стереотипов и правил мышления, то на уровне
повседневного мышления будет воспроизводиться подмена истинных проблем с
организацией мышления второстепенными задачами познавательного характера.
Личность будет
ограждать себя от критического анализа во всем, в том числе, и в отношении
системы мышления. Способности сознания к информационной работе определяются
уровнем внутреннего равновесия и требуют снижения тонуса нервной и мышечной
систем.
Готовность ко всему, как состояние,
свойственное человеку в не организованном процессе жизни и отношений, должна
быть существенно снижена за счет снятия напряжений по всему организму, включая
гладкую мускулатуру, до приемлемого уровня для работы мозга в состоянии,
близком к альфа-состоянию.
Без организованной структуры жизни, когда
в каждой ее сфере процессы и события организованы и спланированы, системной
работы в этом направлении достичь невозможно.
Сиюминутные
тревоги, возможные накладки, недоговоренности и конфликтность будут
способствовать поддержанию высокого тонуса нервной системы и высокой
электрической активности основных структур мозга. Это и блокирует, по существу,
возможности развития индивидуальных способностей сознания за счет все более
непрерывного задействования аксонных и дендритных связей в нейронно-сетевой
структуре мозга.
Стереотипные
правила рассмотрения задачи и формирования выводов, окончательных решений и
планов ведет к постоянному отклонению от тех особенностей реальности, которая
меняется непрерывно в определенных циклах, повторяя причины формирования тех
или иных процессов.
Когда человек всесторонне не учитывает
конкретику ситуации и не рассматривает затем ее в целом, опирается на
стереотипную оценку, то вероятность принятия неверных решений возрастает, а
реализация этих решений приводит к проблемам на всех уровнях, включая
материальные потери, рост конфликтности отношений, физические и психические
перегрузки, снижающие жизнеспособность организма.
Воспроизведение
на рефлекторном уровне напряжений, связанных со страхами ошибки, порицания,
осуждения и наказания, со страхами одиночества, страхами перед будущим и т.д.
становится регулярным и закрепляется по организму в виде системы привычных
напряжений. Это происходит всякий раз, когда личность опирается на стереотипы
без учета новизны в текущих ситуациях, новых обстоятельств и условий для
деятельности и самой жизни.
Как уже
отмечалось, напряжения по мышечным тканям, связанные с реакциями страхов,
состояниями неприятия, готовности преодолевать и т.д., постепенно блокируют
полноценное кровоснабжение и лимфоотток в определенных зонах организма. Это
приводит к постепенному формированию условий для развития патологических
процессов, ведущих к осложнениям, болезням и смерти. Изнашиваемость организма,
не сориентированного в жизненном процессе со стороны разума, существенно выше,
что ведет к постепенному сокращению способностей организма и психики к
нормальной жизнедеятельности и высокой работоспособности.
Постепенно
человек формирует устойчивую картину угасания своего жизненного процесса,
опираясь на представления и стереотипы в отношении возраста и деятельной
активности.
Он не формирует на смысловом уровне мотиваций к развитию
индивидуальных способностей разума в зрелом возрасте, опираясь на стереотип в
отношении зрелого периода жизни. Зачастую это представление о том, что
в этот период нужно готовиться к отдыху, накапливать прожиточные запасы и не
утруждать свой ум познанием нового, внедрением новаций во все сферы своей
жизни. При таких стереотипах в мышлении этой возрастной группы очень часто
формируются условия для интеллектуальной деградации, более ускоренной, чем это
дает возрастной фактор.
Интерес к жизни,
познанию нового, изучению возможностей применения своих способностей – не
попадают в стереотипы зрелого мышления, управляемого программами и установками
ИРБ в отношении оценки готовности организма к деятельности. Снижение общей
избыточности организма и психики трактуется личностью и ИРБ как не готовность к
активной деятельности и не способность конкурировать с более молодыми. Представление о том, что нужно
конкурировать, является одним из важных стереотипов системы мышления зрелого
возраста, основанной на программах ИРБ.
Переосмысление
принципов конкурентного ведения жизни, как правило, блокируется теми же
стереотипами возрастного характера. Построение отношений взаимопонимания,
взаимодополнения на основе общего видения лучшего и более оптимального в целом
недоступно, если личность зрелого человека видит в окружающих людях только
конкурента, стремящегося занять его место. Здесь требуется глубокое
переосмысление самих основ собственного представления о жизни и представлений о
зрелости и старости. Стереотипы заставляют зрелого человека видеть в молодых
только конкурентов, а это означает постоянное воспроизведение состояний
неприятия и отрицания наряду со страхами перед смертью и собственной слабостью.
Изнашиваемость организма и психики от этого только возрастает, и человек
формирует стремление к «защищенному» от социума покою. |