Корень всех страхов личности – в страхе ИРБ перед
охлаждением. Этот страх возникает непосредственно после рождения, поскольку
разница между температурой внутри матки (около 37 градусов) и температурой в
помещении, где происходят роды (примерно 25 градусов в лучшем случае) достаточно
велика, чтобы организм новорожденного воспринял этот перепад как термоудар. При
этом ИРБ формирует напряжения, которые можно назвать стремлением сжаться в
комочек, дабы упредить отдачу тепла от поверхности тела в окружающий мир.
Одновременно формируется страх ненасыщенности, как страх не получить
достаточного количества энергоносителей для поддержания нормальной температуры
тела. Этот страх приводит к рефлекторным движениям прямой перистальтики от
ротовой полости, губ, языка и глотательных мышц вниз по пищеводу до желудка и
12-перстной кишки. Центром этого комплекса напряжений всасывания новых
порций пищи можно считать область фатерова соска.
В целом, напряжения собранности и всасывания пищи становятся
привычными опорными напряжениями, которые уже личность ассоциирует со
способностью организма сохранить жизнь.
Став взрослым, человек может неосознанно поддерживать эти
напряжения, даже когда он одет и сыт. Объяснить себе, почему он поддерживает
эти напряжения, человек не может, если специально не занимается этим вопросом.
Когда эти напряжения снимаются спонтанно, человек
чувствует «пустоту» в солнечном сплетении, даже холодок. И может ассоциировать
их с «потерей» жизнеспособности. На этом основана программа ИРБ по
формированию страха физической смерти.
Следуя главной задаче – выживания, ИРБ обеспечивает
формирование таких состояний организма, которые позволяют обеспечить, с одной
стороны, энергосбережение (см. «сжатие в комочек»), с другой стороны –
подготовить организм к выживанию путем мобилизации его ресурсов (проявляется
уже в детстве, закрепляется с раннего детства, особенно когда взрослые
призывают «бояться всего»).
Позже, по мере взросления, человек закрепляет «опорные
состояния», необходимые для обеспечения быстроты реакций ИРБ в целях самосохранения.
Когда информированность человека о строении своего организма и функционировании
внутренних органов отсутствует, когда с детства со стороны взрослых (особенно
дедушек и бабушек) он усвоил, что
окружающий мир злонаправлен, то есть нужно готовиться к худшему, то во
взрослой жизни он неосознанно опирается на эти установки, которые усиливают
программы и реакции ИРБ, обеспечивающие формирование страхов.
Здесь следует отметить, что неинформированность, незнание
человеком себя, своего строения и основ функционирования жизненных органов и
систем организма приумножается общей неопределенностью в отношении причин,
приводящих к болезни, в целом, опасности для жизни. Неопределенность, порождаемая самим человеком, его мышлением,
расценивается ИРБ как потенциальная опасность. Подготовка к худшему с
точки зрения ИРБ – это формирование необходимых опорных напряжений,
обеспечивающих готовность выживать. Особенно страдает при этом способность
сознания к смысловой деятельности, самостоятельному изучению и пониманию своих
ощущений и состояний, избыточности организма и психики. Избыточность,
проявляемая и на биохимическом уровне, приводит всегда к некоторому смещению
гормонального баланса организма от тех границ нормы, которые заданы природной
генетикой. Возбуждение нервной
системы, повышение тонуса мышц, формирование напряжений готовности (в основном,
это готовность ко всему) постепенно приводит к неспособности проанализировать
жизненную ситуацию, выделить свои страхи и объяснить их причины.
Так формируется неадекватная оценка, мнение
человека о состоянии своего организма и уровне опасности физической смерти. К
этому следует добавить неосознанность человека в отношении многих аспектов его
жизни, собственного восприятия и собственных действий. Осознанность должна
строиться на определенном фундаменте, осмыслении круга причин своих страхов,
понимании механизмов реализации программ и реакций ИРБ.
Когда человек сталкивается с незнанием и непониманием
своих внутренних состояний и не способен самостоятельно оценить состояние организма,
состояние системы отношений с окружающими, а лишь занят эмоциональным описанием
этого на основе сожалений и неудовлетворенности, это приводит к закреплению
состояний готовности ожидать худшего, бояться всего, на всякий случай, и
опираться на установку «как бы чего не вышло».
В таких условиях личности очень удобно искать причины
проблем во внешнем мире, в злом умысле кого-то из окружающих, не понимая
физической сути процессов, происходящих в организме и психике при восприятии и
при осуществлении деятельности. На
такой почве формируется устремленность к авторитетной исчерпывающей информации,
благотворному исцеляющему воздействию
со стороны кого-то, кто может это дать.
Неосмысленность собственного восприятия и отношения
собственной личности к окружающим, неосмысленность причин своих внутренних
состояний и последствий для организма позволяют человеку,
минуя ступень
изучения, понимания себя и своих особенностей организма,
минуя ступень саморазвития, когда человек учится всесторонне
самостоятельно обосновывать свои взгляды и решения,
просто приступить к потреблению информации из авторитетных
источников, исполнению рецептов и рекомендаций в ожидании скорейшего
однозначного результата.
Когда отсутствует самостоятельность в мышлении, всесторонняя
оценка жизненной ситуации или болезненного проявления по организму, всегда
растут сомнения и страхи в ожидании результата. Понимание самого процесса
(весьма длительного), связанного с восстановлением организма, реорганизацией
отношений в сторону взаимопонимания и взаимодополнения, заменяется программами
ИРБ на основе тревожной готовности в ожидании худшего.
Если на глазах ребенка или уже взрослого человека
происходили или происходят смерти близких, а высок уровень неинформированности,
неопределенности в отношении причинно-следственных связей, приведших к таким
результатам, то он формирует высокий уровень мнительности, когда «каждый чих
вызывает страх».
Интереса со стороны сознания к текущим состояниям организма
и их причинам не проявляется, а возможность воспринять полезную информацию
ограничивается стремлением получить только самую точную и достоверную
информацию (диагноз) и, самое главное, авторитетное заключение о пути и способе
исцеления. Стремление к конечному результату и сроку, продиктованное ИРБ,
воплощается в виде постоянной тревожности и мнительного перебора симптомов
всевозможных болезней в страхе собственной физической смерти.
Подобные состояния формируются личностью во многих других
случаях, когда проявляется тревога за близких, за выполняемое дело, за
правильность или неправильность выполняемых решений и т.д. Здесь следует
отметить и проявления самосохранения
вида через страх порицания, осуждения и наказания. Когда
неопределенность в отношении принимаемых решений, их точности и правильности
высока, человек не доверяет способностям своего сознания и во всем сомневается,
состояния тревожной готовности в ожидании худшего поддерживаются в организме
всегда и ослабляются лишь в период глубокого сна.
В основе этих состояний лежат первичные реакции страха
организма младенца перед охлаждением, голодом и смертью. Осмысленность основных
сфер жизни человека – достаточно сложная задача, которая решается в ходе
системных преобразований жизни и может быть реализована при определенной
организации жизни, ее однонаправленности. Для этого необходима работа сознания
и длительный период упорядочивания и организации образа жизни и образа мыслей.
Прежде всего, человек должен осмысленно заменить стремления животной системы
к максимальному потреблению всего готового и необходимого из внешнего мира
процессом самостоятельного изучения и понимания, действительно, необходимого и
достаточного для себя, начиная от материальных ресурсов, заканчивая информацией.
При этом в отношении необходимого человек должен понимать,
что лишь в ходе самостоятельной деятельности в организованном взаимодействии с
окружающими он может понимать суть идеи воспроизведения необходимого для
продолжения жизни. В части, зависящей от него, а это, прежде всего,
практическое применение индивидуальных способностей сознания, человек должен
руководствоваться необходимостью замещения того, что уже существует, более
экономичным и совершенным.
Простое накопление ресурсов обеспечивает лишь реализацию
программ ИРБ по максимальному насыщению и формированию «независимости» от
окружающего мира. Ресурс информации, полезной для ведения жизни, должен
обновляться на основе переосмысления своих знаний и представлений путем
формирования новой информации, новых идей и новых взглядов. Здесь необходим
учет и понимание процессов во внешнем мире, определяющих условия предстоящей
деятельности. Обоснованность своих решений человек в состоянии обеспечить под
управлением разума.
ИРБ, формируя избыточные состояния организма и психики,
обеспечивает реализацию устремленности к максимуму, к завершенности и
независимости от условий жизни и деятельности во внешнем мире. Это затратная
программа ведения жизни на основе силовых принципов и состояний, изматывающих
организм и сокращающих его жизнь.
Итак, в основе проявлений тревожной готовности в ожидании
худшего (то есть мнительности) лежат неинформированность и несамостоятельность
мышления. Это свидетельствует о неосмысленности каких-то сторон и аспектов
жизни, в которых человек опирался лишь на рефлекторное восприятие и
авторитетные источники информации. Применение этой информации не может быть
адресным и точным из-за неосмысленности
причин существующих проблем и неосмысленности перспективы развития ситуации.
Как уже неоднократно отмечалось, ИРБ нужно «все сразу и
сейчас». Это означает, что понимание даже объективной системной информации о
протекающем процессе будет поверхностным и неполным, что ведет к постепенной
утрате возможности адекватно и полно воспринимать информацию с целью полезного
и точного использования. Такая информация, как правило, носит общий характер, а
практическая ее реализация индивидуальна и должна учитывать особенности
конкретной личности, ее мировоззрения и личностных комплексов.
Задача, стоящая перед человеком в этом случае, заключается в
необходимости выделить свои «особенности», отследить их предысторию, без
обвинений в адрес окружающих, и понять сформированные причинно-следственные
связи. Навык такой работы может быть сформирован лишь в случае самостоятельной
работы человека, понимающего основные причины и круг формирующих факторов,
которые с младенчества влияли на формирование его характера, личностного
восприятия и мировоззрения.
Например, необходимо рассматривать процессы формирования
основных установок в мировоззрении с периода беременности и родов, раннего детства,
когда проявлялись факторы воздействия на нервную систему, обмен веществ и
психику ребенка. Если в ходе беременности матери она испытывала часто
стрессовые состояния, потрясения, психические и физические перегрузки с угрозой
выкидыша, то влияние на нервную систему, а также протекание родов, в известном
смысле, предопределено. Когда возникает угроза жизни плода или младенца в ходе
родов, то наиболее часто возникают проблемы с повышенным тонусом нервной
системы, повышенным внутричерепным давлением и по ряду других аспектов
физиологических последствий. Возбудимость, повышенный тонус, проявление
капризности – лишь небольшая группа факторов, которые необходимо учитывать при
изучении причин формирования тех или иных особенности личности, ее доминирующих
черт и комплексов.
Когда в процессе воспитания взрослые стремятся как можно
полнее оградить ребенка от опасности получить травму, совершить ошибку,
неправильно оценить ситуацию, то это способствует его несамостоятельности,
развивает сомнение в себе, которое может усилиться и стать доминирующей чертой
во взрослой жизни. Аналогичным образом властное управление в семье со стороны
кого-то из взрослых может воплощаться в виде постоянного участия взрослых во
всех сферах и аспектах жизни ребенка. Ему в обязательном порядке внушается необходимость
послушания и исполнения решений взрослых. Самостоятельность мышления,
способности сознания к рассмотрению различных вариантов развития ситуаций и
различных вариантов решения задач могут быть простимулированы в детстве или,
наоборот, «заблокированы» благими намерениями взрослых.
Выделение подобных причин и конкретных проявлений является
сутью осмысленной коррекции своих черт, приобретенных с периода раннего
детства. Иными словами, анализ особенностей характера и личности,
особенностей психики и самого организма и позволяет человеку выделить круг
задач, над которыми надо работать. Это и задачи изучения и
понимания причинно-следственных связей, которые приводят к стереотипам
поведения и стереотипным реакциям личности, это и задачи, собственно, развития
способностей сознания на основе все более непрерывных смысловых процессов его
работы по изучению и пониманию себя, структуры и закономерностей процессов в
окружающем мире, принципов организации собственной жизни.
Страхи перед будущим, которые могут быть всепоглощающими,
возрастают в тех случаях, когда человек не привык интересоваться значимыми
процессами в окружающем мире, формирующими его облик и перспективу. Здесь
проблема упирается в достаточный кругозор и начальные условия, от которых
человек отталкивается, приступая к системным преобразованиям. Желательно
понимать, что круг того, что личности хочется, нравится и интересно, далеко не
всегда соответствует кругу интересов, обеспечивающих необходимую
информированность и процессы саморазвития. Начиная от простейших знаний по
анатомии и физиологии и заканчивая информацией о наиболее общих процессах во
вселенной, человеческом обществе и его истории – все, что доступно, может
попадать в сферу интересов личности. Это не означает, что обретаемая информация
при таких интересах может быть полезна для ведения жизни, понимания себя и
развития индивидуальных способностей разума.
Достаточность и
глубина необходимой информации в сферах интереса должна быть регулируема
разумом самого человека с учетом его индивидуальных особенностей и
способностей, особенностей мышления и образования, деятельности и
информационных возможностей.
Достаточность в
информации, которая обеспечивает обоснованные и разумные решения для ведения
жизни, определяется на основе смысловой работы сознания человека в период
упорядочивания и организации жизненного процесса и образа мыслей. Не может быть однажды определенных
границ сферы интересов. Должно быть понимание необходимого и
достаточного для ведения собственной жизни и понимание своих индивидуальных
способностей с учетом профессиональных навыков и знаний и особенностей работы
сознания в информационном плане.
Взаимодополнение и взаимозависимость – формы наиболее
оптимального построения системы отношений, когда человек, оптимизируя сферы
своих интересов и информации в целом, может быть полезен окружающим и, в свою
очередь, использовать их информированность и индивидуальные способности
сознания.
Это противоречит установками ИРБ к максимальному накоплению
и максимальному потреблению. Но в
этом-то и суть процессов переосмысления своего мировоззрения и сферы интересов,
когда человек осознанно добирает необходимое для ведения жизни, сокращая при
этом поверхностность, любопытство и стремление к максимуму набора информации.
Планирование перспективы своей жизни в каждой ее сфере – это задача смысловой
базы разума, когда человек понимает значение организованности отношений с
окружающим миром. Руководствуясь задачами продления жизни и формирования все
более полноценных отношений и взаимопонимания, он не спешит к окончательным
заключениям в отношении будущего. Чем выше уровень самоосознания и понимания
процессов, влияющих на его организм и психику, тем ниже уровень тревожности
человека в отношении будущего. Чем глубже осознает человек индивидуальные
способности разума и чем полнее он их полезно реализует в системе отношений с
окружающими, основанной на общем видении целей и задач деятельности, тем меньше
база страхов перед будущим и грядущими изменениями.
Это важно понимать, на наш взгляд, приступая к задачам
перспективного планирования, которые были подробно рассмотрены ранее в текстах.
Хотелось бы добавить, что планирование на будущее, на длительный срок (от 4
месяцев и далее) представляет собой не квартальный или годовой план, а осмысленное
выделение направлений развития и деятельности с учетом индивидуальных
способностей сознания, общих процессов в социуме и их основных тенденций.
Это, в целом, зависит от осмысленности человеком своей жизни, когда он понимает
принципы управления со стороны ИРБ и осознанно корректирует направленность
своих мыслей и внутренние состояния. На основе воспроизведения интереса разума
к процессу жизни в будущем, пути развития собственных способностей, человек
подходит к задаче понимания смысла коррекции отношений, все глубже осознавая
себя неотъемлемой частью и элементом человеческого сообщества, то есть
цивилизации.
|